Опекуном женщины могут быть только родственники по отцовской линии
Вопрос: Может ли дядя с материнской стороны быть вали дочери своей сестры (т.е. своей племянницы) и заключить брачный договор от ее лица?
Ответ: Хвала Аллаху
Достоверно известно, что попечительство в вопросах заключения брака принадлежит родственникам мужчинам с отцовской стороны (ар. Асба), например, самому отцу, деду, сыну, брату, дяде по отцовской линии и т.д.
Что касается родственников по материнской линии, то они не относятся к «асба» и нет доказательств того, что у них есть право быть вали при заключении брака.
Но в некоторых случаях дядя со стороны матери может выступать в роли вали при заключении брака. К ним относятся:
1. Случаи, когда отец или тот, кто имеет право попечительства, назначил его опекуном. Ученые Постоянного Комитета по фетвам сказали: «Дозволено заключать брачный контракт тому, кто был назначен вали, если это право ему передал тот, кто является вали по закону или если законный вали попросил его заключить брак будучи вали от его лица. В этом случае брак считается действительным, т.к. право попечительства было передано другому и он выступал вместо законного опекуна». Шейх Абдуль-Азиз ибн Баз, Шейх Абдуль-Азиз Аль аш-Шейх, Шейх Абдуллах ибн Гадьян, Шейх Салих аль-Фаузан, Шейх Бакр Абу Зайд. См. Фатава Ляжна ад-Даима, 18/174, 175.
2. Случаи, когда у женщины нет родственников мужского пола со стороны отца.
Это мнение некоторых ученых, например, Абу Ханифы (да одарит его Аллах Своей милостью). Но большинство ученых считают, что в этом случае права вали получает мусульманский судья.
3. Случаи, когда дядя по материнской линии заключает брачный контракт в присутствии законного вали женщины и с его согласия. В этом случаи молчание вали является знаком его согласия и брачный контракт считается действительным.
Сказано в «Аль-Мавсуа аль-Фикхийя» (22/237, 238): «Без сомнения, недоброжелательное молчание не может быть знаком согласия. Поэтому основа в том, что если человек хранит молчание, то ему не может быть приписано какое-либо мнение; но молчание в контексте, который требует словесного выражения, является утверждением (согласием). Это относится к тем случаям, когда косвенные доказательства свидетельствуют о согласии.
Ученые единогласны в том, что молчание девственницы является знаком ее согласия, поскольку об этом свидетельствует достоверный хадис. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нельзя выдавать девственницу замуж, не спросив ее согласия». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, а как выражается ее согласие?». Он ответил: «Ее молчанием». В другой версии хадиса говорится: «Женщина, которая уже побывала замужем, имеет на себя больше прав, чем ее опекун, а девственница может выйти замуж только после совещания с ней, и знаком ее согласия является молчание».
4. Случаи, когда брачный контракт был заключен и зарегистрирован в исламском государстве, где допустимо для дяди по материнской линии выдавать замуж свою племянницу или где разрешено заключать брачный контракт без вали. Причина в том, что решения правителя в вопросах, где возможен иджтихад, являются действительными и не могут быть аннулированы.
Если судебная система страны следует ханафитскому мазхабу и признает заключение брака без вали действительным, то брак считается действительным и не может быть аннулирован. Но если судебная система страны не следует этому мазхабу, то такой брак считается недействительным. Более того, если такая пара хочет быть жената, им необходимо заключить новый брачный контракт в присутствии вали.
И это те случаи, когда дядя по материнской линии может выступать в роли вали при заключении брачного договора и брак будет считаться действительным.
И Аллах знает лучше
Islam Q&A фатва № 152595
http://islamqa.com/ar/ref/152595
Перевод: www.sawab.ru