Вода

 

Вода

Вода (ма') является основным и наиболее часто используемым средством очищения от всего оскверняющего и нечистого. Аллах Всевышний, даровавший её человеку, сказал: «...и Мы ниспослали с неба чистую воду»[1].

Оказывая же милость участникам битвы при Бадре[2], Аллах Всевышний сказал: «(Вспомните,) как покрыл Он вас дремотой, чтобы успокоить вас, и ниспослал с неба дождь, чтобы очистить вас им»[3].

Различаются три вида воды.

I. Вода, которая чиста сама по себе и может служить средством очищения.

Сохранившая присущие ей изначальные свойства вода, с которой ничто не смешано, именуется "тахур". Таковой является дождевая и морская вода. Аллах Всевышний сказал: «Разве не видел ты, что Аллах ниспосылает с небес воду, наполняя ею источники в земле?».[4]

Сообщается, что, когда Пророка , спросили, можно ли использовать для омовения морскую воду, он ответил: «Вода (моря) чиста (тахур), а мертвечина его дозволена (халяль)» (Ахмад; ат-Тирмизи; Абу Дауд; Ибн Маджа; ан-Наса'и).

Чистой является также речная вода, образующаяся в результате таяния снега и града, и ключевая вода.

II. Вода, которая, будучи чистой, не может служить средством очищения от осквернения.

Такая вода не устраняет осквернения. Её можно использовать только для очищения от грязи, использование же такой воды для питья, приготовления пищи (замешивания теста) крайне нежелательно (макрух танзихан). Речь идёт о воде, которая уже была использована (муста'маль) для очищения от большого или малого осквернения или для очищения тела с целью получения награды Аллаха.

Так, вода, которой человек, намеревающийся поступить согласно Сунне, помоет руки до или после еды, будет считаться использованной. Если же он помоет руки для того, чтобы удалить с них грязь, то такая вода использованной считаться не будет. То же самое касается и воды, которую используют для очищения не тела, а одежды или сосудов, - по шариату использованной она не считается.[5]

Если вода только пришла в соприкосновение с омываемой частью тела, она не считается использованной, пока не стечёт на землю или на какое-нибудь место, где и останется. Если же во время омовения вода попадёт с одной части тела на другую и человек снова использует её, такое омовение будет действительным.[6]

Ниже приводятся указания на то, что использованная вода не является нечистой.

1. Нет никаких сообщений, которые указывали бы на то, что Пророк кто-нибудь из сподвижников остерегался использованной воды, хотя известно, как они заботились о поддержании чистоты и остерегались малейшей скверны. Всё это и указывает на то, что использованная вода нечистой не является.

2. Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Посланник Аллаха , пришёл навестить меня, когда я был болен и лежал в беспамятстве. Он совершил (в моём доме) омовение, а потом вылил на меня (немного) той воды, которой он пользовался, и я очнулся» (Аль-Бухари).

Сообщается, что ас-Са'иб бин Йазид, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) моя тётка со стороны матери привела меня к Пророку , которому сказала: «О Посланник Аллаха, сын моей сестры заболел!» - а он погладил меня по голове и призвал на меня благословение. Затем (Пророк ) совершил омовение, а я выпил остаток воды, которую он использовал...» (Аль-Бухари).

Сообщается, что Махмуд бин ар-Раби', да будет доволен им Аллах, сказал: «А когда Пророк , совершал омовение, (его сподвижники) были готовы сражаться друг с другом из-за воды, которую он использовал» (Аль-Бухари).

Цитированные выше хадисы служат указанием на чистоту использованной для омовения воды ввиду того, что, если бы использованная Пророком , вода была нечиста, он не вылил бы её на Джабира, а сподвижники не пытались бы получить благословение через такую воду, поскольку в нечистом нет блага.[7]

3. Тело человека, пребывающего в состоянии малого или большого осквернения, не считается нечистым в истинном смысле слова, а поэтому не делает нечистым и воду, которая на него попадает. Сообщается, что Пророк , сказал: «Поистине, верующий (никогда) не бывает нечистым[8]!» (Аль-Бухари). Сообщается также, что Пророк ,сказал 'Аише, да будет доволен ею Аллах: «Поистине, наступление твоих месячных не в твоих руках» (Муслим).

Ниже приводятся указания на то, что использованная вода не может служить средством очищения от осквернения.

1. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что Посланник Аллаха , сказал: «Никому из вас не следует купаться в стоячей воде, если он находится в состоянии большого осквернения (джунуб)». (А когда его) спросили: «Как же он должен поступить, о Абу Хурайра?» - он ответил: «Набирать её (раз за разом)» (Муслим).

Этот хадис указывает на то, что погружаться в такую воду запрещалось, чтобы она не стала использованной, поскольку это послужит препятствием для использования её другими.[9]

2. Нет никаких сообщений, которые указывали бы на то, что сподвижники, да будет доволен ими Аллах, хранили использованную воду, запасались ею или брали её в дорогу, несмотря на лёгкость этого и наличие таких предпосылок, как нехватка воды. Кроме того, нигде не сообщается, что кто-либо из них собирал в сосуд пролившуюся воду, использованную для омовения им самим или кем-нибудь другим, а потом снова использовал её для омовения. То, что никто из сподвижников не делал этого, свидетельствует о том, что такая вода для очищения не годится.[10]

Если человек, находящийся в состоянии большого или малого осквернения, опустит руку в сосуд или чан с водой в бане, не омыв её перед этим, такая вода использованной не станет, тогда как его рука после этого очиститься от осквернения. Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Обычно я совершала полное омовение вместе с Пророком , и мы по очереди (брали воду) из одного и того же сосуда» (Аль-Бухари).

Сообщается, что аш-Ша'би сказал: «Находясь в состоянии большого осквернения, сподвижники Посланника , опускали руки в воду, не омыв их до этого. Так же поступали и женщины, у которых были месячные, и они не видели в этом ничего дурного» (Ибн Абу Шайба).

Если человек, находящийся в состоянии малого осквернения, опустит в сосуд ногу, вода станет использованной, поскольку для омовения ног нет необходимости поступать так.

Если человек, находящийся в состоянии большого осквернения и не имеющий на теле ничего оскверняющего, погрузится в чан с водой, он станет чистым, а вода - использованной.[11]

Если во время полного омовения, совершаемого человеком, который находится в состоянии большого осквернения, немного использованной им воды попадёт в чан или сосуд, вода не станет непригодной. Если же такая вода будет литься туда и её станет больше, чем воды в чане, тогда это сделает воду непригодной, и она будет считаться использованной.

Использованной водой, которой нельзя совершать ни частичное (вуду), ни полное (гусль) омовение, считается также любая жидкость, которая естественным образом выделяется во время приготовления еды, например, при варке гороха. То же самое относится к тем случаям, когда к воде примешивается нечто такое, из-за чего она утрачивает свою мягкость и текучесть, или когда вода приобретает качества того, с чем она смешивается.

Например, если то, с чем смешивается вода, отличается характерными цветом и вкусом, и вода приобретёт какое-нибудь из этих качеств, использовать её ни для частичного, ни для полного омовения нельзя. Нельзя использовать воду для омовения и в том случае, когда вода приобретает две из трёх характерных особенностей примеси.[12]

Указанием на недопустимость устранения осквернения с помощью подобных средств служит то, что шариат относит осквернение к числу тех вещей, которые делают молитву недействительной. Устранить же осквернение можно лишь посредством того, что определено шариатом, а именно - посредством воды как таковой, в то время как вышеупомянутые средства водой назвать нельзя.[13]

Из всего сказанного следует, что для очищения необходимо исключить то, что намеренно добавляют ради большей чистоты, например, мыло и поташ[14]. Исключением является проточная вода, цвет которой изменился из-за примесей почвы, застоявшаяся вода или вода, которая как-то изменилась из-за того, что в неё попали листья. Необходимым условием при этом является сохранение ею мягкости, поскольку в подобном случае она продолжает оставаться водой.

Сообщается, что Пророк велел обмыть отваром ююбы (сидр)[15] человека, который, находясь в состоянии ихрама[16], упал со своей верблюдицы и разбился насмерть (Аль-Бухари).

Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, находясь в состоянии большого осквернения, Пророк мыл голову водой с алтеем[17] (Абу Дауд).

Передают со слов Умм Хани, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) Посланник Аллаха , совершил полное омовение вместе с Маймуной[18], и они набирали воду из одного сосуда, а именно - из деревянного блюда, на котором были остатки теста (Ан-Наса'и; Ибн Хузайма).

III. Третьим типом воды является нечистая вода.

За основу следует принимать то, что вода была создана чистой, а поэтому выносить суждение о том, что она нечиста, можно только будучи уверенным в этом. Вот почему, если человек войдёт в баню и увидит в чане небольшое количество воды, не зная точно, чистой или нечистой она является, ему можно совершать ею как частичное, так и полное омовение, а отказываться от неё, основываясь на одних предположениях о том, что она нечиста, не следует. Как уже отмечалось, исходить необходимо из уверенности в чистоте воды, заменить которую может лишь такая же уверенность в обратном. Обследовать эту воду и задавать вопросы следует лишь в том случае, если человек решит, что, скорее всего там оказалось что-то нечистое.[19] Сообщается, что как-то раз 'Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, отправился в путь вместе с другими всадниками, среди которых находился и 'Амру бин аль-'Ас. Когда они добрались до какого-то водоёма, 'Амру спросил: «О хозяин водоёма, приходят ли к твоему водоёму дикие звери?», - и тогда 'Умар бин аль-Хаттаб сказал: «О хозяин водоёма, не сообщай нам об этом, ибо мы приходим туда, где бывают дикие звери, и дикие звери приходят туда, где бываем мы» (Малик; Аль-Муватта).

Исходя из этого, не следует выносить суждение о том, что вода является нечистой, пока туда не упадёт что-нибудь нечистое и это не будет видно по цвету, вкусу или запаху, если воды много. Если же воды мало, то она становится нечистой в результате соприкосновения с чем-то нечистым, даже если заметным это не будет.

Ниже приводятся указания на то, что большое количество воды становится нечистым только в случае появления определённых признаков.

1. Сообщается, что Абу Са'ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды люди) спросили: «О Посланник Аллаха, можно ли нам совершать омовение, пользуясь водой из колодца Бида'а?» (а в этот колодец бросали мясо собак и то, у чего был неприятный запах). В ответ на это Он сказал: «Поистине, вода чиста и ничто не делает её нечистой» (Ат-Тирмизи; Ахмад; Абу Дауд; ан-Наса'и).

В этом хадисе речь идёт о большом количестве воды, которая не изменяется от соприкосновения с нечистым, поскольку, согласно единодушному мнению улемов, если в воду попадёт что-то нечистое и в результате этого изменится её цвет, вкус или запах, тогда нечистой станет и сама вода. Что касается колодца Бида'а, то он был большим и многоводным. Сообщается также, что он был проточным и от него вода отводилась к садам, в силу чего то нечистое, которое люди бросали в этот колодец, не изменяло ни цвета, ни вкуса его воды, которая не приобретала неприятного запаха. Вот почему Пророк не вынес суждения о том, что вода этого колодца является нечистой.

2. Сообщается, что Посланник Аллаха сказал: «Воду не оскверняет ничто, кроме того, что изменяет её цвет, вкус или запах» (Ат-Тахави; ад-Даракутни).

А теперь приведём указания на то, что попадание в малое количество воды чего-то нечистого делает нечистой эту воду, даже если её свойства остаются неизменными.

1. Сообщается, что Пророк сказал: «Если собака станет лакать из сосуда, принадлежащего кому-нибудь из вас, пусть он выльет его содержимое и промоет этот сосуд семь раз» (Муслим).

Данный хадис служит указанием на то, что, если собака будет лакать воду, эта вода станет нечистой, несмотря на то, что от этого никакие её свойства не изменятся. И этот хадис указывает на то, что небольшое количество воды становится нечистым из-за соприкосновения с чем-либо нечистым независимо от того, изменятся её свойства или нет.

2. Сообщается, что Пророк сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не мочится в стоячую непроточную воду, ибо потом эта вода (может понадобиться) ему для полного омовения» (Аль-Бухари).

Таким образом, если в воду попадает что-то нечистое, запрещается совершать в ней полное омовение, даже если её свойства не изменятся.

3. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «Когда кто-либо из вас встанет ото сна, пусть не погружает руку свою в сосуд (с водой), пока не омоет её трижды, ибо он не знает, где была рука его во время сна» (Муслим).

Пророк велел омывать руку после сна ввиду возможного осквернения ее ночью перед тем, как погрузить ее в сосуд. Известно, что осквернение такого рода не изменяет состояние воды в сосуде, однако размышление показывает, что если бы это не делало воду непригодной, то веление проявлять осторожность не имело бы никакого смысла.

Решение о том, малым или большим следует считать количество воды, следует принимать самому человеку, поскольку в шариате никаких точных указаний на это нет. Если он посчитает, что вода станет нечистой от края и до края сосуда, значит, воды в сосуде мало, в противном же случае количество воды надо будет считать большим, и она не станет нечистой.[20]

Теперь что касается определения количества воды с помощью такого критерия, как два кувшина, когда малым считается то, что меньше этого. Сообщается, что 'Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Посланнику Аллаха задали вопрос о воде и приходящих к ней диких зверях и верховых животных, на что он ответил: «Если этой воды не меньше двух кувшинов, она не является грязной» (Абу Дауд; ат-Тирмизи и другие).

Этот хадис передаётся в разных и противоречащих друг другу формах, в результате чего нет никакой возможности согласовать их друг с другом, это касается как иснада, так и матна. Кроме того, все версии его равны друг другу по силе, и ни одной из них нельзя отдать предпочтение. Так, в другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк сказал: «Если этой воды не меньше двух или трёх кувшинов, она не становится осквернённой». В третьей версии сказано: «Если этой воды не меньше одного кувшина, она не является грязной», а в четвёртой речь идёт о сорока кувшинах.

Применять этот хадис на практике мешает отсутствие точного определения, сколько именно воды вмещается в два кувшина. Ибн 'Абд аль-Барр пишет в "Ат-Тамхид": «Выводы аш-Шафи'и относительно хадиса, в котором говорится о двух кувшинах, слабы и не имеют прочной основы с точки зрения Сунны, поскольку мнения улемов об этом хадисе разошлись. Кроме того, нет надёжных хадисов, как нет и единого мнения улемов относительно того, сколько именно воды входит в два кувшина».

Ат-Тахави сказал: «Мы не используем этот хадис, поскольку неизвестно точно, сколько воды помещается в двух кувшинах».

Когда дело касается воды, следует принимать во внимание то время, когда она в неё попало что-либо нечистое. Если в это время воды было много, а её свойства не изменились, значит, она чиста даже если после этого этой воды стало мало.

Если что-либо нечистое попало в малое количество воды, а потом её стало много, она не становится чистой из-за увеличения её количества.[21]

Считается, что количество проточной воды является большим, и она становится нечистой только в том случае, если воздействие осквернения каким-то образом проявляется.

К проточной воде приравнивается вода в бане, которая считается нечистой только тогда, когда воздействие осквернения каким-то образом проявляется при том условии, что вода поступает непрерывно и её можно постоянно зачерпывать.[22]

Если человек в бане опустит осквернённую (наджаса) руку в чан с непроточной водой, то эта вода станет нечистой. Если же в чан по трубе поступает новая вода, тогда она будет считаться проточной и нечистой не станет.[23]

Если к осквернённой воде в чане добавлять воду, пока она не станет переливаться через край, такая вода станет чистой, поскольку уверенности в том, что она нечиста, уже не будет, а вода превратится в проточную.[24]

Даже малое количество воды не станет осквернённым, если в неё попадёт помёт голубей, воробьев и прочих употребляемых в пищу птиц (кроме кур и гусей), поскольку от их помёта уберечься нетрудно. Представители первого поколения мусульман и те, кто пришёл им на смену, разрешали разводить голубей в мечетях, хотя веление о поддержании в них чистоты ни для кого не является тайной.

Что же касается помёта птиц, мясо которых в пищу не употребляется, то он не оскверняет воду, если прикрыть её невозможно, например, воду колодцев и водоёмов. Если же их помёт попадает в сосуды с водой, эта вода становится нечистой, поскольку от этого можно уберечься, прикрывая их.[25]

Наличие в воде мёртвой рыбы, лягушки или живого существа, в котором нет циркулирующей крови (например, мухи, скорпиона, саранчи или блохи), не делает её нечистой. Ниже приводятся указания на это.

1. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «Если муха упадёт в питьё кого-нибудь из вас, пусть он (сначала) погрузит её (в это питьё полностью), а потом вытащит её (оттуда) ибо, поистине, на одном её крыле - болезнь, а на другом - исцеление»[26] (Аль-Бухари).

2. Передают со слов Сальмана, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал ему: «О Сальман, любая пища или вода, куда попадёт живое существо, в котором нет крови и которое умрёт там, дозволена для еды, питья и омовения» (Ад-Даракутни; аль-Байхаки).

Малое количество воды не становится нечистым, если эту воду попьёт животное, мясо которого дозволено употреблять в пищу, при том условии, что на его губах нет ничего нечистого. Речь идёт о таких животных, как верблюды, коровы, овцы и лошади, а объясняется это тем, что слюна таких животных образуется из мяса, а мясо их является чистым.

Малое количество воды станет нечистым, если эту воду попьёт собака или свинья, поскольку Пророк велел мыть сосуд после собаки, а свинья сама по себе является нечистой.

Малое количество воды станет нечистым, если эту воду попьёт дикое животное, например гепард, волк, тигр или обезьяна. Объясняется это тем, что слюна таких животных образуется из мяса, а мясо их является нечистым. Указанием на это служит приведенный выше хадис, в котором сообщается, что как-то раз 'Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, отправился в путь вместе с другими всадниками, среди которых находился и 'Амру бин аль-'Ас. Когда они добрались до какого-то водоёма, 'Амру спросил: «О хозяин водоёма, приходят ли к твоему водоёму дикие звери?» - и тогда 'Умар бин аль-Хаттаб сказал: «О хозяин водоёма, не сообщай нам об этом, ибо мы приходим туда, где бывают дикие звери, и дикие звери приходят туда, где бываем мы» (Аль-Муватта).

Вопрос 'Амра бин аль-'Аса относительно диких зверей указывает на то, что остатки того, что они пили, делают воду, с которой они смешиваются, непригодной для омовения (в противном же случае такой вопрос не имел бы смысла). Что же касается слов 'Умара: «...не сообщай нам об этом», то они означают: не сообщай нам об этом, ибо если ты поступишь так, наше положение станет затруднительным, если же мы не будем знать, приходили они или нет, незнание не повредит нам и нам не придётся искать объяснения. Если бы остатки того, что пили дикие животные, были чисты, то 'Умар не запрещал бы хозяину говорить, поскольку в этом случае его слова не нанесли бы никакого вреда.[27]

Вода, которую пьют хищные птицы наподобие соколов, коршунов или ворон, не становится нечистой, несмотря на то, что их мясо в пищу употреблять нельзя. Причина заключается в том, что они пьют с помощью клюва, который представляет собой чистую кость, в то время как дикие звери пьют с помощью языка, покрытого их нечистой слюной.

Вместе с тем при наличии другой воды использовать такую воду для полного или частичного омовения нежелательно (макрух), так как хищные птицы находятся среди падали и скверны. Если же мы убедимся, что на их клювах нет ничего нечистого, то использовать такую воду не противопоказано. Точно так же не противопоказано использовать воду, которую пила курица, находящаяся взаперти и не соприкасающаяся ни с чем нечистым, и нежелательно делать это, если курица пользуется свободой, поскольку на её клюве может оказаться нечто нечистое.

Вода, которую пьют животные, живущие в домах людей, не становится нечистой, поскольку Пророк сказал, что нечистыми такие животные не являются, однако использовать воду, которую они пили, для омовения нежелательно, поскольку эти животные могут соприкасаться с нечистым.

Если человек совершит частичное или полное омовение, а потом обнаружится, что в использованной им воде находилось нечто нечистое, она будет считаться нечистой с того момента, когда это обнаружится, и до тех пор, пока он не выяснит это точно.

Так, если в воде обнаружится дохлое животное, в котором есть кровь, вода будет считаться нечистой с того времени, когда это животное в неё попало. Если время его попадания не установлено, его следует исчислять с текущих суток, если труп животного не раздулся, в противном же случае следует считать, что вода является нечистой в течение трёх суток. В подобных обстоятельствах людям, которые пользовались такой водой для омовения, необходимо будет заново совершить все молитвы за этот период и промыть все места, куда попадала такая вода.

[1] "Различение", 48.

[2] Бадр - название группы колодцев в 150 километрах к юго-западу от Медины. 15 марта 624 г. в этом месте отряд мусульман под руководством Пророка одержал первую значительную победу над превосходящими силами мекканцев. Участники этого сражения пользовались особым уважением, Пророк же пообещал, что им будут прощены все грехи.

[3] "Добыча", 11.

[4] "Толпы", 21

[5] "Шарх аль-мунйа", 152.

[6] "Радд аль-мухтар", 1/200.

[7] "Фатх аль-Бари", 1/296.

[8] "Покаяние", 28. Это означает, что верующий может находиться в состоянии ритуального осквернения (хадас) или (джанаба), когда нельзя совершать молитву, но нечистым (наджис) он быть не может.

[9] "Фатхаль-Бари", 2/327.

[10] "Шарх аль-мунйа", 151.

[11] "Радд аль-мухтар", 1/200.

[12] "Маракы аль-фалях".

[13] "Маракы аль-фалях".

[14] Поташ - разновидность соды.

[15] Имеются в виду либо плоды ююбы, которые кипятили в воде, либо её листья, которые сначала размалывали, потом кипятили, а потом использовали полученный отвар для обмывания покойных.

[16] Ихрам - специальное одеяние, надеваемое паломником во время большого и малого паломничества; особое состояние войдя в которое верующий совершает паломничество.

[17] Алтей - растение.

[18] Маймуна, да будет доволен ею Аллах, - одна из жён Пророка .

[19] "Шарх аль-мунйа", 92.

[20] "Шарх аль-мунйа", 97.

[21] "Шарх аль-мунйа", 101.

[22] "Радд аль-мухтар", 1/190.

[23] "Шарх аль-мунйа", 103.

[24] "Шарх аль-мунйа", 104.

[25] "Маракы аль-фалях".

[26] Доктор Мухаммад ас-Самахи, являющийся заведующим кафедрой хадисов в Университете аль-Азхар, написал статью, в которой рассматриваются медицинские аспекты данного хадиса. В этой статье отмечается, что относительно недавно микробиологами было доказано, что в брюшной полости мухи имеются продольные дрожжевые клетки, паразитирующие внутри её тела. Для того чтобы эти клетки могли поддерживать своё существование, они должны выступать из тела мухи наружу через её дыхательные органы. Когда муху погружают в жидкость, эти клетки разрываются, а их содержимое нейтрализует собой действие болезнетворных микробов, находящихся на теле насекомого.

[27] "И'ля'ас-сунан", 1/205.

 

Ханафитский фикх в новом обличье

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика