Земля(очищение землей)
В случае невозможности использования воды Ислам предписывает очищаться землёй (тураб). Аллах Всевышний сказал: «Если же вы больны, или находитесь в пути, или кто-нибудь из вас удовлетворил большую нужду, или вы прикасались к женщине[1] и (после этого) не смогли найти воды, то очищайтесь чистой землёй, протирая ею свои лица и руки. Поистине, Аллах - Снисходительный, Прощающий»[2].
Очищение с помощью земли считается таковым в силу существования соответствующего установления, но не является истинным. Вот почему Ислам считает его временным очищением, которое действительно до тех пор, пока не исчезнет причина, в силу которой такое очищение является дозволенным. После этого человек, совершивший очищение землёй, считается пребывающим в состоянии осквернения по отношению к той молитве, которую он ещё не совершил[3], а молитва его без установленного частичного или полного омовения будет недействительной.
Если говорить об удалении грязи, то использование земли предписывается с целью уменьшения, но не удаления скверны. Вот почему когда на обувь попадает что-нибудь нечистое (твёрдое и сухое), и это место протирается землёй, обувь после этого считается чистой. Указанием на это служат слова Пророка : «Когда кто-нибудь из вас придёт в мечеть, пусть посмотрит на свои сандалии, и если он увидит на них что-нибудь нечистое, пусть протрёт их, а потом молится в них» (Абу Дауд; Ибн Маджа; Ибн Хузайма).
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «Если кто-нибудь из вас наступит на что-нибудь нечистое, средством очищения для его обуви послужит земля» (Абу Дауд; Ибн Хиббан; аль-Хаким).
Если на обувь попадёт какая-нибудь нечистая жидкость, например, моча, то в этой обуви следует походить по песку или по земле, пока она не подсохнет, а потом - протереть это место землёй, пока следы не разойдутся, после чего обувь станет чистой.[4]
Предписывается использовать землю и в том случае, когда требуется очистить сосуд, который стал нечистым из-за того, что из него попила собака. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Если собака попьёт из сосуда, принадлежащего кому-нибудь из вас, его следует промыть семь раз, использовав в первый раз землю» (Муслим).
Ханафиты считали, что веление, которое содержится в этом хадисе, носит рекомендательный (мандуб) характер, и говорили, что достаточно промыть сосуд трижды. В качестве довода они использовали слова Абу Хурайры, который сказал: «Если собака попьёт из сосуда, принадлежащего кому-нибудь из вас, пусть он выплеснет из него воду и промоет сосуд трижды» (Ибн 'Ади).
На вопросы о том, почему не следует промывать сосуд семь раз, они отвечали следующим образом:
1. Веление промывать сосуд семь раз было отменено (мансух), так как касалось начального периода, когда собак было велено даже убивать. Указанием на это служит то обстоятельство, что это веление не выполнял сам Абу Хурайра, передавший приводимый выше хадис, поскольку сообщается, что он сказал: «Если собака попьёт из сосуда, выплесни из него воду и промой сосуд трижды» (Ад-Даракутни). Что же касается Абу Хурайры, то он не отказывался от выполнения того, о чём говорится в хадисах, по собственному усмотрению, а поступал так лишь в том случае, когда знал, что то или иное веление отменено.
2. Веление промывать сосуд семь раз носит рекомендательный характер, а веление промывать сосуд трижды выполнять обязательно (ваджиб), поскольку для сподвижника недопустимо поступать вопреки тому, что он передаёт. Вот почему промывать сосуд семь раз желательно (мустахабб), а три раза - обязательно.
3. Промывать сосуд после собаки было велено восемь раз. Об этом сообщается в хадисе, переданном со слов 'Абдуллаха бин Мугаффаля, который сказал: «Посланник Аллаха » велел убивать собак и сказал: «Что вам делать с этими собаками?», но потом разрешил держать собак для охоты и охраны овец и сказал: «Если собака попьёт из сосуда, промойте его семь раз, а на восьмой посыпьте землёй» (Муслим). Если бы промывать сосуд было обязательно семь раз и это веление не было бы отменено или не приняло рекомендательный характер, тогда переданному Ибн Мугаффалем было бы следовать предпочтительнее, чем следовать переданному Абу Хурайрой, поскольку большее лучше меньшего.
Следует отметить, что наукой было установлено наличие в земле вещества, уничтожающего многие виды микробов, которых невозможно уничтожить с помощью одной лишь воды. Таким образом, данный хадис относится к числу указаний на истинность пророчества, что подтверждает правильность наиболее распространённого мнения улемов, согласно которому необходимо придерживаться сказанного в хадисах буквально, а это значит, что использовать землю для очищения сосудов после собак обязательно
[1] Имеется в виду прикосновение к женщине с целью удовлетворения плотского желания.
[2] "Женщины", 43.
[3] "Бадаи'ас-санаи"', 1/58.
[4] "Радд аль-мухтар'М/310.
Ханафитский фикх в новом обличье