Трение (фарк) очищает одежду от осквернения
Трение (фарк) очищает одежду от осквернения её семенем (мани) после того, как оно высохнет. Указанием на это служат слова 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «Мне приходилось оттирать (засохшее семя) от одежды Посланника Аллаха , после чего он молился в этой одежде». В другой версии этого хадиса сообщается, что она сказала: «Мне приходилось отскребать засохшее (семя) от одежды Посланника Аллаха , ногтем» (Муслим).
Если же семя остаётся влажным, то очистить одежду можно только с помощью воды, на что указывают следующие сообщения:
1. Сообщается, что Суляйман бин Йасар сказал: «Я задал 'Аише вопрос относительно семени, попавшего на одежду, на что она ответила: «(Обычно) я смывала (следы семени) с одежды Пророка , после чего он выходил на молитву, (даже если) его одежда ещё не просыхала полностью[1]» (Аль-Бухари).
2. Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Обычно я оттирала семя от одежды Посланника Аллаха , если оно было засохшим, и отмывала его, если оно было влажным» (Ад-Даракутни).
3. Один человек задал 'Умару бин аль-Хаттабу вопрос о семени, и тот ответил ему: «Если оно влажное, то отмывай его, а если засохшее, то оттирай, если же следы его скроются, то обрызгай одежду водой» (Ибн Абу Шайба).
4. Сообщается, что о семени, попавшем на одежду, 'Аиша сказала так: «Если увидишь (следы семени), то смой его, а если не увидишь, то обрызгай одежду» (Ат-Тахави).
Передают со слов Йахйи бин 'Абд ар-Рахмана, что в своё время он совершил 'умру[2] вместе с 'Умаром бин аль-Хаттабом и другими людьми, среди которых находился и 'Амру бин аль-'Ас. Где-то в пути 'Умар остановился на отдых, а когда почти уже наступило утро, у него случилась поллюция. Ни у кого в караване не оказалось воды, а когда же воду нашли и принесли, 'Умар принялся смывать следы семени, которые были ему видны, и продолжал делать это пока не занялась заря. 'Амру бин аль-'Ас сказал ему: «Уже утро! У нас есть другая одежда, а твою отдай постирать». На это 'Умар ответил: «Ты меня удивляешь, о 'Амру! Хорошо, если ты сможешь найти другую одежду, но разве каждый сумеет сделать это? Клянусь Аллахом, если я поступлю так, это станет сунной[3], а я смываю то, что увидел, и обрызгиваю то, что не вижу» (Малик).
Поскольку 'Умар задержал молитву для того, чтобы смыть следы семени, его товарищи выразили ему своё неодобрение. Если бы протирание этого места тряпкой могло заменить тот способ очищения, который выбрал 'Умар, он, конечно, не стал бы откладывать молитву для того, чтобы помыть его. К тому же его товарищи посоветовали ему отдать свою одежду, чтобы потом её постирали. Следовательно, все они считали, что необходимо мыть те места, куда попадает семя, если оно остаётся влажным.
В одном из хадисов сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха , удалял семя со своей одежды с помощью корня душистого тростника, а потом молился в ней, если же оно было сухим, он соскабливал его» (Ахмад; Ибн Хузайма; аль-Байхаки). Однако относительно иснада этого хадиса высказывались разные мнения, а его матн относили к категории "мудтариб"[4]. К тому же его содержание противоречит достоверному хадису 'Аиши, в котором сообщается, что засохшее семя она удаляла путём трения, а влажные замывала.[5]
Если семя попадает на тело, очищать его путём трения нельзя, поскольку так очищают только одежду, а для иных случаев суждение по аналогии не подходит. Кроме того, под воздействием температуры тела семя становится менее вязким, и поэтому путём трения не удаётся извлечь то, что проникает в поры.[6]
Если человек помочился, но не использовал воду для подмывания, трение не может служить средством очищения от испущенного им после этого семени, поскольку семя смешается с мочой, а трение от мочи не очищает. Исключение составляют такие случаи, когда он испускает семя за один раз. Трение очищает от семени и тогда, когда моча не распространяется по головке члена, так как в подобном случае семя с мочой не соприкасается.[7]
Остающиеся на одежде после стирания следы семени не причиняют вреда, как и следы, остающиеся после замывания. Указанием на это служат слова 'Аиши, которая сообщила, что она неоднократно смывала семя с одежды Пророка , а потом показывала ему одно или несколько пятен (Аль-Бухари).
Если одежда пропитается водой после стирания с неё засохшего семени, она не станет нечистой снова, поскольку то, что исчезло, не возвращается без причины.[8]
Пример того, кто очищается с помощью камня после удовлетворения своей нужды, не может служить аргументом, опровергающим это суждение. Если такой человек погрузится в резервуар с водой в бане, он осквернит воду, ибо камень не очищает то место, которое следует подмыть, а только уменьшает степень осквернения. Если вода войдёт в соприкосновение с этой скверной, она тоже станет нечистой, так как малое количество нечистого делает нечистым малое количество воды, даже если внешне это никак не проявляется. Трение служит средством очищения, когда дело касается засохшего семени, а остающиеся после этого следы будут чистыми, и соприкосновение с водой воздействия на них не окажет.[9]
Очищать одежду с помощью трения можно только в том случае, когда речь идёт о человеческом семени, а в отношении семени животных суждение по аналогии (кийас) не применяется. Кто-то из факихов сказал, что очищать одежду от семени с помощью трения было разрешено ввиду распространённости подобных случаев.[10]
[1] 1 Имеется в виду, что со стороны было видно, что те места, которые застирывались, всё ещё остаются влажными.
[2] 'Умра - малое паломничество.
[3] То есть люди станут поступать так же.
[4] Так называли хадисы, передающиеся в разных и противоречащих друг другу формах, что исключало возможность их согласования.
[5] "И'ля'ас-сунан", 1/277.
[6] "Шарх аль-мунйа", 182.
[7] "Радд аль-мухтар", 1/314.
[8] "Шарх аль-мунйа", 152.
[9] "Радд аль-мухтар", 1/314.
[10] "Радд аль-мухтар", 1/114.
Ханафитский фикх в новом обличье