ОПРОВЕРЖЕНИЕ МАДЖУСИЯ, КАДАРИЯ, ДЖАХМИЯ, ДЖАБАРИЯ и рафидитов
ОПРОВЕРЖЕНИЕ МАДЖУСИЯ, КАДАРИЯ, ДЖАХМИЯ, ДЖАБАРИЯ
4. Опровержение маджусов и кадаритов
Люди делятся на две группы:
- а) Ахлю-т-Таухид – приверженцы Единобожия
- б) Ахлю-ш-ширк – приверженцы многобожия
Приверженцы ширка делятся еще на две группы:
- а) Мушрики в рубубийа и улюхийа, как маджусия и кадария.
- б) Мушрики в ухлюхийа, но не в рубубийа.
Кадариты подобны маджусам в том, что они утверждают о наличии существования иных творцов помимо Всевышнего Аллаха. Кадариты утверждают, что человек сам творец своих деяний, отрицая их предопределенность. И получается, что человек, совершивший благое, достоин награды в качестве оплаты, а не как Милость от Всевышнего Аллаха.
Сура «аль-Фатиха» опровергает эти лживые убеждения:
- Слова «Роббу-ль-'алямин» опровергают это, т.к наличие иных творцов является свидетельством упущения в рубубийа (господстве).
- Слова «Уа иййака наста'ин» - это обращение подразумевает, что просимое находится в Руках Того, у Кого ты просишь, находится под Его Властью, в Его Воле, в Его Могуществе. Поэтому, если в руке человека все его действия, то как он может тогда обращаться к тому, в чьей руке нет власти над этими действиями?
- Слова «Ихдина ссырото-ль-мустакъым» указывают на то, что Аллах обладает полным наставлением на прямой путь (аль-хидая тамма аль-мутлякъа), суть которого:
- 1. хидаяту-ль-иршат
- 2. хидаяту-т-тауфик
В этом ду'а «ихдина ссырото-ль-мустакъым» мы просим не просто указание на прямой путь методом простого разъяснения, т.к после этого человек может и не встать на прямой путь.
Опровержение мушрикам в улюхийа, но не в рубубийа слова «иййака на'буду» (только Тебе поклоняемся) т.к не сказано «на'будукя» (Тебе поклоняемся), т.к мушрики Аллаху тоже поклоняются, но помимо Него еще и другим божествам.
5. Опровержение джахмитов и му'тазилитов.
Отрицание Качеств Совершества (Сыфату камаль) умаляет «аль-хамд» (всеохватывающую абсолютную похвалу).
Сура «аль-Фатиха» отрицает отрицание Качеств Аллаха:
- «Ар-Рохмани-р-Рохим». Качество «рохма» указывает на Качества «Аль-Хайа» (Жизнь), «Аль-Ирада» (Воля), «Кудра» (Мощь), «Ас-Сам'» (Слух), «Аль-Баср» (Видение) и т.д.
- «Робби-ль-'алямин». Качество рубубийа указывает на наличие всех Атрибутов Действия.
- «Аллах». Качество иляхийа указывает на наличие всех Атрибутов Совершенства, касающиеся и Сущности, и Действий.
Качества «мульк», «ма'буд», «махмуд», «рубубийа», «рохманийа», «иляхийа», «муста'ан», а также такие Качества, как «Ведение по прямому пути», «Облагодетельствование», а также «Гнев» и «Довольство» - все эти Качества Аллаха, указанные в суре «аль-Фатиха», опровергают отрицание у Него Качеств Совершенства.
6. Опровержение джабаритов
В суре «аль-Фатиха» содержится опровержение джабаритам:
1. «Аль-Хамду лиЛлях». Принуждение раба к тому, что он не может выполнить – это противоречит «аль-хамду».
2. «Аль-Хамду лиЛлях». Утверждение, что действия рабов являются Действиями Аллаха – это противоречит «аль-хамду».
3. «Ар-Рохмани-р-Рохим». Милость (рохма) отрицает джабар (принуждение).
4. «Иййака на'буду уа иййака наста'ин». Поклонение ('ибада) и упование (таваккуль) обращено к Аллаху со стороны рабов, а не Аллах это делает.
7. Опровержение рафидитов и хариджитов
Опровержение в суре «аль-Фатиха» таким группам, как рафидиты и хариджиты, содержится в словах Аллаха «ихдина ссырото-ль-мустакъым гойри-ль-магъдуби 'алейхим уа ля ддоллин» (веди нас по пути тех, кого ты облагодетельствовал, но не (по пути) тех, кто под Гневом и (не путем) заблудших). В этих словах Аллах разделил людей на три группы:
а) му'на 'алейхим (облагодетельствованные)
б) годоб 'алейхим (находящиеся под Гневом)
в) доллюн (заблудшие) Сахабы были ближе к Истине, были ближе к тому, чтобы принять Истину, чтобы принял ни'ма (благо) и быть облагодетельствованными, чем кто-либо иной.