ПОКЛОНЕНИЕ И УПОВАНИЕ (‘ИБАДА УА ИСТИ’АНА)
ПОКЛОНЕНИЕ И УПОВАНИЕ ('ИБАДА УА ИСТИ'АНА)
'Ибада (поклонение) – это две основы и если нет одной из них, то 'ибада является недействительным:
- 1. Любовь (хубб)
- 2. Покорность (худу)
И тот, кто опровергает необходимость любви к Аллаху – тот отрицает поклонение вообще, отрицает цель всех людей.
И тот, кто признает Аллаха Господом всего сущего, но отрицает любовь к Нему, то утверждает лишь таухид ар-рубубийа и отрицает таухид аль-улюхийа.
Исти'ана (обращение за помощью) – это две основы и если нет одной из них, то исти'ана является недействительной:
- 1. Доверять Аллаху (ас-сихабу биЛлях)
- 2. Опираться на Аллаха (аль-и'тимад 'аляЛлах)
'Ибада и таваккуль (поклонение и упование) – одно без другого невозможно, они связаны неразрывно.
«Иййака на'буду уа иййака наста'ин». 'Ибада упоминается перед таваккулем потому, что цель ставится прежде средства.
В отношении 'ибадата и таваккуля люди разделились на четыре группы:
1. Поклоняющиеся Аллаху и уповающие на Него и просящие у Него – это лучшая группа. Поклонение ('ибада) – это источник богобоязненности (такъуа), а прошение помощи (исти'ана) и упование (таваккуль) – это
источник праведности (салих).
2. Не поклоняющиеся Аллаху и не уповающие на Него – это худшая группа. Отсутствует богобоязненность и
праведность, обладают качествами лицемерия (нифак) и гордости (кибр), показухи (рийа) и самодовольства ('уджб).
3. Поклоняются Аллаху, но не просят о помощи Аллаха и не уповают на Него:
а)Первая подгруппа – поклоняются Аллаху, но вообще не уповают на Аллаха и поручены самим себе, т.к отрицают къадар (предопределение)
б) Вторая подгруппа – поклоняются Аллаху, даже много, но таваккуль (упование( и исти'ана (прошение помощи) слабое.
Ибн Каййим говорил, что если бы человек должным образом уповал на Аллаха и пожелал бы сместить гору со своего места, то он сделал бы это.
4. Не поклоняются Аллаху, но просят Его о помощи. Такие люди просят лишь то, что удовлетворяет их прихоти, т.к из-за отсутствия поклонения в них нет богобоязненности.
Упование - это состояние сердца, при котором человек препоручает своё дело Аллаху и обретает спокойствие,
зная, что аллах может дать, а может и не дать чего-то и такому человеку достаточно Одного Аллаха.
СТЕПЕНИ ИДУЩИХ
Ибн Каййим аль-Джаузи