ПОЛОЖЕНИЕ ПОКЛОНЕНИЯ (МАКЪОМА АЛЬ-‘УБУДИЯ)
ПОЛОЖЕНИЕ ПОКЛОНЕНИЯ (МАКЪОМА АЛЬ-'УБУДИЯ)
Раб Аллаха – высший статус, высшая похвала Аллаха в адрес Своих рабов.
Ни Мессия, ни приближенные ангелы никогда не посчитают для себя унизительным быть рабами Аллаха. А тех, кто посчитает для себя унизительным поклоняться Ему и проявит высокомерие, Он соберет к Себе вместе. (Коран, 4:172) Те, которые находятся возле твоего Господа, не превозносятся над поклонением Ему, славословят Ему и падают перед Ним ниц. (Коран, 7:206)
Ему принадлежат все, кто на небесах и на земле. А те, кто находится рядом с Ним, не превозносятся над поклонением Ему и не устают. (Коран, 21:19)
Этот аят состоит из двух предложений:
- 1. Слова «Ему принадлежат все, кто на небесах и на земле» - речь идет о рабстве в отношении Господства Аллаха, о всеобщем рабстве по отношению к Аллаху.
- 2. Слова «А те, кто находится рядом с Ним, не превозносятся над поклонением Ему и не устают» - речь идет о рабстве в отношении Божественности Аллаха, о рабстве по отношению к Шариатской Воле Аллаха.
А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят благие слова. (Коран, 25:63) Рабы Аллаха будут пить из источника, давая ему течь полноводными ручьями. (Коран, 76:6) И помяни Нашего могучего раба Давуда (Давида). (Коран, 38:17) Помяни Наших рабов Ибрахима (Авраама), Исхака (Исаака) и Йакуба (Иакова), могучих и прозорливых. (Коран, 38:45) Помяни Нашего раба Айуба (Иова). (Коран, 38:41) Мы даровали Давуду (Давиду) Сулеймана (Соломона). Как прекрасен был этот раб! Воистину, он всегда обращался к Аллаху. (Коран, 38:30) Он - всего лишь раб, которого Мы облагодетельствовали и сделали примером для сынов Исраила (Израиля). (Коран, 43:59) Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то сочините одну подобную суру и призовите своих свидетелей, помимо Аллаха, если вы говорите правду. (Коран, 2:23) Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу Различение (Коран), чтобы он стал предостерегающим увещевателем для миров. (Коран, 25:1) Хвала Аллаху, Который ниспослал Своему рабу Писание и не допустил в нем кривды (Коран, 18:1) О рабы Мои! Сегодня вы не познаете страха и не будете опечалены. (Коран, 43:68)
Там (в Раю) они получат все, что пожелают, и останутся навечно. Твой Господь взял на себя это испрошенное обещание. В тот день Он соберет их и тех, кому они поклонялись вместо Аллаха, и скажет: "Это вы ввели в заблуждение этих Моих рабов, или же они сами сбились с пути?" (Коран, 25:16-17)
Эти аяты говорят о рабах в Господстве и рабах в Божественности:
- 1. Слова «Там (в Раю) они получат все, что пожелают, и останутся навечно. Твой Господь взял на себя это испрошенное обещание. В тот день Он соберет их» - речь идет о рабах в Божественности.
- 2. Слова «и тех, кому они поклонялись вместо Аллаха, и скажет: "Это вы ввели в заблуждение этих Моих рабов, или же они сами сбились с пути?» - речь идет о рабах в Господстве, указание на это является указательное местоимение «этих Моих рабов».
Умар рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Не возвеличивайте меня так, как возвеличивают христиане сына Марйам, ибо я — раб. Говорите [обо мне.— Ред.]: раб Аллаха и Его посланник. Этот хадис передали аль-Бухари 6/355 и 12/131 и Ахмад 1/23, 24, 47 и 55.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Берегитесь возвеличивания, ибо именно возвеличивание погубило тех, кто были до вас. Этот хадис передали Ахмад 1/215 и 347, ан-Насаи 5/668, Ибн Маджа (3029) от Ибн Аббаса; достоверный хадис.
Муслим приводит хадис Ибн Масуда о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сгинули излишествующие!» Он повторил это трижды. Передали Муслим (2670), Ахмад 1/386, Абу Дауд [4608].
В Коране Всевышний Аллах не называет Своими рабами в Божественности никого, кроме как из числа ангелов, пророков и праведников.
А тех из числа Своих рабов в Господстве Аллах называет Своими рабами с оговорками пятью методами:
1. Использование слова в неопределенном состоянии:
Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба. (Коран, 19:93). Слово «раб» приходит в неопределенном состоянии (на араб. накира).
2. Использование слова в определенном состоянии, но с артиклем «аль»:
Воистину, Аллах не поступает несправедливо с рабами. (Коран, 8:51)
3. Относит к Себе, но с оговорками, как например посредством указательного местоимения:
Вы ввели в заблуждение этих Моих рабов (Коран, 25:17)
4. Относит к Себе тогда, когда речь идет о творениях вообще без указания на праведных или неправедных:
Ты рассудишь Своих рабов в том, в чем они расходились во мнениях. (Коран, 39:46)
5. Относит к Себе, описывая их действия:
Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: "Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он - Прощающий, Милосердный". (Коран, 39:53)
Корень слова «'ибада», «'убудия» означает покорность, подчинение. И рабы Аллаха подчиняются Ему добровольно, а неверные покорны Ему, хотят они этого или нет.
СТЕПЕНИ ИДУЩИХ
Ибн Каййим аль-Джаузи