АЛЬ-ЙАКЪИЗА (ПРОБУЖДЕНИЕ)
АЛЬ-ЙАКЪИЗА (ПРОБУЖДЕНИЕ)
Этапы «иййака на’буду»:
- 1. аль-Йакъиза
- 2. аль-Фикра
- 3. аль-Басыра
- 4. аль-‘Азм
Аль-Йакъиза – это пробуждение от сна беспечности (гофля). И насколько сильно пробуждение настолько сильна и решительность (аль-‘азм).
Имам аль-Харауи говорит, что аль-йакъиза – это подъем, о котором сказано в Коране: Скажи: "Я призываю вас только к одному: встаньте ради Аллаха по двое и по одному, а потом призадумайтесь. (Коран, 34:46)
Основы аль-йакъиза:
I. Видение милостей. Сердце начинает замечать милости Аллаха, что приводит к двум вещам, связанные с поклонением:
- а) Любовь к Аллаху
- б) Поминание, подчинение Аллаху и призрение к самому себе
Сайид аль-истигфар: ...
II. Видение своих грехов.
Всевышний Аллах порицает тех, кто забывает о своих грехах: Кто может быть несправедливее того, кому напомнили о знамениях его Господа, а он отвернулся от них и забыл то, что совершили его руки? (Коран, 18:57)
Видя свои грехи человек ищет пути к очищению путем знания и деяний, т.к войти в Рай невозможно без полного очищения.
Качество Рая – благой (тойиба) и входят в него только благие. Ангелы скажут им: Мир вам! Вы были хороши. Входите же сюда навечно! (Коран, 39:73) (Те), которых ангелы упокоивают праведниками. Они говорят: "Мир вам! Войдите в Рай благодаря тому, что вы совершали. (Коран, 16:32)
Очищение происходит в этом мире, потом в барзахе, а потом в Судный день.
Очищение в этом происходит четырьмя путями:
- 1. Тауба – покаяние перед Аллахом, возвращение к Нему.
- 2. Истигфар – просьба о прощении, просьба прикрыть все грехи.
- 3. ‘Амалю ас-салихат – благие деяния, которые стирают грехи.
- 4. Беды и несчастья и терпение этого.
Но если эти четыре вещи не очистят человека до конца по причине:
- 1. Тауба была не полностью искренней. Самая лучшая тауба – это тауба ан-насух (настоящее искреннее покаяние) – это общая, правдивая тауба, которая включает все грехи человека.
- 2. Истигфар не был полным, как например человек при этом не оставляет грех или испытывает сожаления.
- 3. Благие поступки были малы в количестве, недостаточные для такфира (очищения).
- 4. Бед и несчастий было недостаточно для очищения или преступление было очень велико.
Очищение в барзахе тремя путями:
- 1. Саляту-ль-Джаназа (заупокойная молитва). Очень важно искреннее ду’а за своего брата, т.к это шафа’а (заступничество).
- 2. Фитнату-ль-Къабар (Испытания могилы), такие как допрос в могиле, ужасы испытаний, крик, сжатие могилы и т.д.
- 3. Дети человека просят у Аллаха прощения у Аллаха для своих родителей, дарят им свои благие дела путем раздачи садакъа, совершения хаджа, принесения жертвы (къурбан).
Очищение в маукъифа (стояние перед Господом) в Судный день:
- 1. Ужас Судного Дня.
- 2. Тяжесть самого стояния.
- 3. Заступничество тех, кому Аллах позволит заступничество.
- 4. Прощение Аллаха.
Но если всего этого оказалось недостаточно, то в таком случае остается лишь очищение в Огне, в Пламени Ада столько, сколько пожелает Всевышний Аллах.
III. Видение своего роста и падения.
Человек пытается нагнать упущенное и начинает сожалеть о потере времени впустую.
Имам аль-Харауи говорит о первой основе аль-йакъиза – это видение ни’ма (милостей), познание упущении и выражение благодарности, достичь которого можно тремя путями:
1. Свет разума
2. Блеск самих милостей
3. Назидание при виде людей, которых постигло несчастье.
О второй основе – это видение своих грехов, достичь которого можно тремя путями:
1. Возвеличивание Истины
2. Постижение своей собственной души
3. Вера в угрозу Аллаха
О третьей основе – это видение своего роста и падения путем трех вещей:
1. Приобретение знания
2. Отвечать на призыв тех, кто говорит о запретах Аллаха
3. Нахождение праведными людьми
Но основная часть этого – это отказ от привычного и приучение своей души к отказам и приучение к одиночеству и непониманию со стороны людей.
СТЕПЕНИ ИДУЩИХ
Ибн Каййим аль-Джаузи