Срединаземных животных, мясо которых дозволено в пищу различают два вида. Впервый входят те, при закалывании которых возможно выполнить требованияислама. К ним относятся верблюды, коровы, овцы и другие домашниеживотные, а также куры и другая, разводимая дома птица. Второй видсоставляют животные, над которыми требования ислама выполнитьневозможно. Для того, чтобы мясо наземных животных первого видасчиталось халалом, при их закалывании следует выполнять четыретребования: Во-первых, животное закалывают острым орудием. Это способствует резкомуперерезанию шейных (яремных) вен и обильному вытеканию крови. Остронаточенное орудие позволяет перевести душу животного наиболее короткими быстрым путем, не сопровождаемым мучениями и страданиями животного.Нельзя использовать при закалывании колющие орудия, так как ониприносят животному муки. К тому же пользование ими часто приводит кудушению жертвы;
Во-вторых, смерть животного должна наступить в результате перерезанияглотки или же удара ножом в верхнюю часть груди. Глотка наиболее тонкоеи удобное место перерезания, чтобы как можно быстрее и без мученийлишить животное жизни; В-третьих, при закалывании не произносится имя кого-либо, кроме Аллаха.Этот запрет вызван тем, что в эпоху джахилийи люди приносили жертвыидолам и божествам, а при закалывании жертв произносили их имена. Коранэто запретил; В-четвертых, над жертвой упоминается имя Аллаха. «Ешьте же то, над чемпомянуто имя Аллаха, если вы веруете в Его знамения!.. И не ешьте того,над чем не упомянуто имя Аллаха: это ведь нечестие». (Сура аль-Анъам,аяты 119, 121).
О заколотом евреями и христианами
Люди, которым даровано писание (евреи, христиане), в основном,придерживаются единобожия. Поэтому Всевышний Аллах разрешил мусульманамсовместную с ними трапезу. Он разрешил кроме того вступать с ними и вродство. В суре аль-Маида, последней из ниспосланных, говорится: «Сегодня, разрешены вам блага и пища тех, кому даровано писание,разрешается вам, и ваша пища разрешается им». (Сура аль-Маида, аят 5).
Правило "Нет спроса о том, что сокрыто от нас"
Мусульманин не должен спрашивать о том, что скрыто от его глаз. Кпримеру, о том, как заколото животное? Упоминалось ли при закаливанииимя Аллаха или нет? Все, что неведомо для нас: заколото ли животноемусульманином, язычником, неверующим или обладателем писания -дозволено к пище. У Аль-Бухари приводится хадис, который содержит ответ Пророка, даблагословит его Аллах и приветствует, тем, кто не знал, как поступить смясом, принесенным людьми из неизвестного племени. Посланник Аллаха, даблагословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поминайте имя Аллаха("бисмилляхи") и ешьте".ОХОТА
Люди издавна занимались охотой. Поэтому это занятие нашло отражение вКоране и сунне. Алимы отводят охоте целые главы, в которых объясняют,что разрешается, что нет; как вести себя охотнику на охоте и т.д.Выработанные исламской традицией требования касаются собственно охоты,охотника (ловца, рыболова) и того, что должно быть с ним на охоте. Требования к охотящемуся те же, что и к закалывающему животное: oндолжен быть мусульманином или из людей Писания, или огнепоклонником,или сабеем; Ислам требует от мусульманина не быть на охотевредителем, не убивать животное, не нуждаясь в пище или не имея целиполучить выгоду. "Кто убьет соловья ради забавы, тот в Судный деньбудет умолять Всевышнего, крича: О Господи, такой-то убил меня забавыради, и не убивал меня с целью" (Хадис приводится у ан-Насаи и Ибн Хайана). Охота не должна сопровождаться с периодом пребывания охотника в хаджеили умре, так как мусульманин в это время должен находиться в полномпокое и безопасности. Ему не следует трогать ни зверей, ни птиц вокругсебя, даже если их можно достать рукой или копьем. Об этом Аллахговорит: «О вы, которыеуверовали! Аллах непременно будет подвергать вас испытанию [, запрещаяво время хадджа] охотиться на добычу руками и копьями, чтобыудостовериться, кто же из вас боится Аллаха, даже будучи вдали [отлюдского взора]. А тому, кто преступит [это предписание] послесказанного, уготовано мучительное наказание». «О вы, которые уверовали!Не поражайте добычи, находясь в хадже». «Но запретно вам охотиться насуше, пока вы находитесь в хадже.». (Сура аль-Маида, аяты 94, 95, 96). «Вамдозволено [есть мясо] животных, исключая тех, которые запрещены вам[Кораном]. [Вам] запрещено охотиться, когда вы находитесь в Мекке] длясовершения паломничества». (Сура аль-Маида, аят 1).
Отношение к дичи
На охоте мусульманин встречается с животными, над которыми не всегда можно выполнить требования ислама по обряду их закалывания. Еслиживотные или птица поражены стрелой или настигнуты собакой, и они ещеживы, то следует заколоть их, перерезав глотку; если же дичь не жива,все равно - лучше зарезать. Управедных сказано: Если ты послал свою собаку, то сопроводи ееупоминанием имени Аллаха - "бисмилляхи" и если она настигла дичь,убедившись, что жертва жива, заколи ее".
Что брать с собой на охоту?
Охотник должен иметь при себе: Во-первых, острое режущее орудие, стрелы, кинжал (большой охотничий нож), копье как об этом сказано в аяте: «Которую получат на охоте ваши руки и ваши копья». (Сура аль-Маида, аят 94). Во-вторых,охотника должно сопровождать хищное, поддающееся обучению и дрессировкеживотное, например, собака или охотничий леопард, а из птиц - сокол,ястреб. Всевышний сказал: - «Скажи:"Дозволены вам блага и то, чему вы научили хищных животных, дрессируяих, как собак, которых вы учите тому, чему научил вас Аллах». (Сура аль-Маида. аят 4).
Охота с оружием
Охота с оружием должна отвечать двум требованиям: Первое.Смерть наступает в результате прокалывания тела и проникающей раны, атакже раны не тяжелой. Ади Ибн Хатем спросил Пророка, да благословитего Аллах и приветствует. "Я, метнув в дичь копье, ранил ее. Как быть?"Он сказал: "Если ты метнул копье и проткнул им тело жертвы - ешь ее, аесли ранил - то нет". Этот хадис указывает на то, что в данном случаепредпочтение отдается прокалыванию, при котором смерть наступает, какизвестно, с мучением. Поэтому разрешается охотиться с ружьем,пистолетом и прочим оружием, так как пуля пронзает тело сильнее, чемстрела, копье или кинжал, оставляя в теле проникающую рану. Второе. Над орудием, когда оно пускается в ход (удар, выстрел) должно упоминаться имя Аллаха. Охота с собакой и с соколом
ЕСЛИ охота ведется с собакой или с соколом, то следует учесть, что они: во-первых, должны быть прирученными; во-вторых, им, согласно Корану, полагается доля; в-третьих, посылая их на дичь, над ними произносится "бисмилляхи"; Суть этих требований содержит коранический аят: «Ониспрашивают тебя: что им дозволено? Скажи: дозволены вам блага и то.чему вы научили хищных животных, дрессируя их, как собак, которых выучите тому, чему научил вас Аллах. Ешьте же то, что они схватят длявас, и поминайте над этим имя Аллаха» (Сура аль-Маида. аят 4). Несколько конкретнее о перечисленных выше трех позициях: Первое.Что касается обученности собаки или хищной птицы, то она означаетвозможность управления ими во время охоты их хозяином по своемужеланию. Среди алимов существуют различные мнения относительно того,должны ли обученные хищники во время охоты быть на цепи или нет. Второе.Трактовка доли. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах иприветствует, сказал: «Если ты послал собаку и она вкусила от дичи, тоты ее не ешь, ибо она схвачена ею. Но если ты послал собаку и она.поймав дичь, оставила ее нетронутой, то она - пища для тебя, ибосхвачена была для хозяина». Третьеположение - упоминание имени Аллаха при натравливании собаки (сокола)на дичь, так же, как произнесение имени Божьего перед выстрелом,метанием копья, ударом кинжала. Этого требует и аят: «И поминайте над этим имя Аллаха». (Сура аль-Маида, аят 4). Вто же время третье условие указывает и на то, что, если к одной собакепримкнула вторая, то дичь, ими схваченная, не дозволена к пище. Потомучто, когда Ади Ибн Хатем спросил у Пророка, да благословит его Аллах иприветствует: "Я, послав пса на дичь, нашел его с другой собакой, и незнаю, какая из них схватила дичь? " - посланник, мир ему, ответил: -"Не ешь ее, так как ты произнес "бисмилляхи" над своей собакой, а ненад другой". Если дичь найдена мертвой
Иногдабывает так, что раненая дичь скрылась из виду, а охотник затем находитее, но мертвой. Допустим, это произойдет через несколько дней. В такомслучае охотнику следует придерживаться трех условий: Первое.Дичь не должна находиться в воде. Пророк, да благословит его Аллах иприветствует, сказал: "Если ты, метнув стрелу, нашел жертву убитой -она дозволена к пище. Кроме случая, если дичь окажется в воде и ты незнаешь - вода ли причина ее смерти или стрела твоя". Второе.На теле дичи не должно быть других следов, кроме как от стрел охотника,известных ему и явившихся причиной смерти дичи. Так, согласно Ади ИбнХатему, он спросил пророка Аллаха, мир ему: "О посланник Аллаха, япоразил дичь, но назавтра нашел в ней две стрелы. Что мне делать?" Онответил: "Если ты убедился в том, что именно твоя стрела убила дичь, инет на ней следов зверей, то она халал и дозволена к пище. И,наконец, третье условие - дичь не должна иметь дурной запах. Посланник,да благословит его Аллах и приветствует, сказал Аби Саалиби аль-Хашни:"Если пораженная тобой дичь исчезла, а через три дня, найдя ее, ты ееопознал, и она без запаха, то она дозволена к еде". (Приводится у ат-Тирмизи).
Проверка: Абу Мухаммад Булгарий |