Кто обязан поститься?
Обучатьдетей посту необходимо по достижении ими семи лет, если ребёнок всостоянии, а некоторые учёные говорили, что ребёнок может быть отшлёпанв десять лет, если он не постится, как в случае с обязательной молитвой(салат). (см. аль-Мугхи 3/90). Ребёнок будет вознаграждён за пост, ародители - за правильное его воспитание и доброе наставление.
Некоторыене считают важным говорить свои детям, чтобы они постились; на самомделе, ребёнок может увлечься постом и быть в силах поститься, но отецили мать говорят ему не поститься, испытывая так называемую "жалость" кнему. Они не осознают, что истинная жалость и сострадание состоят втом, чтобы он был понуждаем поститься. Аллах говорит:"О вы, которые уверовали! Охраняйте свои души и свои семьи от огня,растопкой для которого - люди и камни. Над ним - ангелы, грубые,сильные - не ослушиваются Аллаха в том, что Он приказал, и делают то,что им приказано."[аль-Тахрим 66:6].
Дополнительное внимание должно быть уделено к проблеме поста девушки,когда она только достигает зрелости, потому что она может поститься,когда у неё месячные без стеснения, и восполнять пост позже, так как вдни, когда наступают выделения, девушка, стесняясь окружающих, можетпродолжать свой пост.
Если кафир (неверный) становитсямусульманином, или ребёнок достигает совершеннолетия, или безумныйвозвращается к разуму в день поста, они должны воздерживаться от едывесь остальной день, потому что с этого момента обязательность постараспространяется и на них, восполнять же пропущенные ими дни поста необязательно
Безумные не отвечают за свои поступки (их поступкине записываются), но если человек безумен в одно время и разумен вдругое время, он должен поститься во время здравомыслия, и оносвобождается во время безумства. Если он теряет рассудок во времяпоста, то это не нарушает его пост, так же как в случае если кто-нибудьтеряет рассудок из-за болезни или какой-нибудь другой причины, потомучто он имел намерение поститься, когда был в рассудке. (Маджалис Шахр Рамадан. Ибн Усаймин стр.28). То же самое относится к эпилептикам.
Если кто-нибудь умирает во время Рамадана, ни за ним, ни за егоблизкими нет никакого "долга" относительно оставшихся дней месяца.
Если кто-то не знал, что поститься в Рамадан это фард (обязательное),или то, что есть и вступать в интимные связи в дневное время месяца этохарам, то согласно большинству мнений учёных, такое извинениеприемлемо, так же как и в случае с новообращённым в Ислам, и в случаемусульманина, живущего в Дар аль-Харб (земли не мусульман), имусульманина, выросшего среди куффар. Но если человек был средимусульман и имел возможность спросить, то нет извинения.
Аллах говорит: "…И вот, кто из вас застаёт этот месяц, пусть проводит его в посту…"[аль-Бакара 2:185].
Путник не должен преследовать греховные цели (согласно мнению большинства), или цель избавления от поста.
Путнику позволено разговляться, согласно единому мнению уммы, внезависимости от его физического состояния и сложности путешествия. Этоозначает, что даже если его путь лёгок и не затруднителен, емуразрешено не поститься и сокращать свои молитвы. (Маджму аль-Фатава, 25/210).
Кто решил совершить путь в месяц Рамадан, не должен иметь намерениеразговляться, пока он действительно не начнёт путешествие, потому чтоможет случиться что-то, что помешает ему совершить путь. (Тафсир аль-Куртуби, 2/278).
Путник не должен разговляться, пока он не пройдёт населённые районысвоего города; как только он пройдёт городскую черту, он можетразговляться. Подобным образом, если он летит, как только самолётвзлетел и вышел за городские пределы, он может разговляться. Еслиаэропорт вне города, он может разговляться там, но если аэропорт внутригорода или в пригороде, он не должен разговляться в аэропорте.
Если солнце уже село и путник совершил ифтар на земле, после чегосамолёт взлетел, и он вновь увидел солнце, то разговение действительнои пост завершен, и нет основания для повторного действия поклонения.Если самолёт взлетел перед заходом и он хочет завершить дневной пост впути, он не должен разговляться, пока не увидит заход солнца, где бы онни был в воздухе. Пилоту не позволено опускать самолёт ниже точки, гдесолнце может быть не видно, только ради разговения, потому что этобудет считаться ухищрением, но если он опускает самолёт, руководствуясьсоображением пилотажа, и диск солнца, в результате, исчезает, тогда онможет разговляться. (из устной фетвы Ибн Бааза).
Кто прибыл в населенный пункт с намерением остаться там более чем начетыре дня, должен поститься, согласно мнению большинства учёных. Так,если человек направляется на учёбу заграницу на месяцы или годы, тосогласно большинству учёных - включая четырёх имамов - онрассматривается как "поселившийся" и значит, он должен поститься имолиться в полном объёме. Если путник проезжает через город, не роднойдля него, ему не обязательно поститься, пока он не пробудет там болеечем четыре дня, после чего пост путника переходит в разрядобязательного действия, т.к. он считается обосновавшимся. (Фатава Да'ва Ибн Бааз).
Кто начинает пост, будучи "поселившимся", затем выходит в путь вдневное время, может разговляться в дневное время, потому что Аллахразрешил для совершающих любое путешествие разговляться. Аллах говорит:"…А кто болен или в пути, то - число других дней…"[аль-Бакара 2:185]
Человеку, работа которого обычно связана с переездами, возможно даже сежедневными, такому как курьер (а также таксисты, пилоты, персоналсамолёта), кто путешествует, обслуживая интересы мусульман, следуетвосполнить число дней, пропущенных в Рамадан в другое время. Тоже самоеприменимо к морякам, у кого есть дом на суше; но если он имеет семью ивсё необходимое на корабле, и постоянно путешествует, тогда ему непозволено разговляться и сокращать молитвы. Если кочующие бедуиныпутешествуют от своих зимних стоянок к летним, или наоборот, импозволено прерывать свой пост и сокращать молитвы во время стоянок, нокак только они обосновались на своих летних или зимних стоянках, они недолжны прерывать пост и сокращать молитвы, даже если они следуют засвоими стадами. (см. Маджму Фатава Ибн Таймийа, 25/213).
Если путник прибыл куда-либо в дневное время, то относительнообязательности его поста существует известные разногласия среди учёных.(Маджму Фатава, 25/212). Но влюбом случае, желательно ему пост продолжать, проявляя уважение к этомусвященному месяцу, и он должен восполнить день позже, прекратил ли онесть, и пить после прибытия или нет.
Если он начинаетРамадан в одном городе, затем совершает поездку в другой город, гдемесяц Рамадан настал раньше или наоборот позже, то в этом случае ондолжен руководствоваться местным установленным расписанием. Так, ондолжен заканчивать Рамадан только когда они заканчивают Рамадан, дажеесли это означает, что он будет поститься более чем тридцать дней,потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Поститесь, когда все постятся, и разговляйтесь, когда все разговляются."
Это значит, что если случилось так, что число дней поста путникаоказалось меньше чем двадцать девять дней, он должен его восполнитпосле Ийда, потому что лунный (хиджри) месяц не может равен либодвадцать девять, либо тридцать дней. (Из Фатава аль-Шейх Абдель Азиз ибн Бааз: Фатава аль-Сыйам, Дар аль-Ватан, 15-16)
Но если болезнь несерьёзная, такая как кашель или головная боль, то этоне причина для прерывания поста. Если есть медицинское подтверждениеили человек знает из своего личного опыта, или он уверен, что постусугубит его болезнь или задержит выздоровление, то ему позволено непоститься; более того, пост для него становится нежелательным (макрух).Если человек серьёзно болен, он не обязан ночью намереваться поститьсяследующий день, даже если существует возможность выздоровления наследующее утро, потому что рассматрению подлежит положение больного натекущий момент.
Если пост вызывает потерю сознания у него, он должен прервать свой пост и восполнить его позже. (Фатава, 25/217).Если человек теряет сознание в течение дня и приходит в себя передМагрибом или после, его пост всё ещё действителен, при условии, что онпостился утром; если он без сознания между Фаджром и Магрибом, тогда,согласно большинству учёных, его пост недействителен. Согласнобольшинству учёных, обязательным для человека, потерявшего сознание,является восполнить пост позже, вне зависимости, сколько он пробыл безсознания. (Аль-Мугхи ма'а аль-Шахр аль-Кабир, 1/412,3/32, аль-Мавсуа аль-Фикхийа аль-Кувайтийа, 5/268).
Некоторые учёные выпустили фетву о том, что человек, который потерялсознание или принял снотворные таблетки или принял общую анестезию,исходя из курса лечения, и потерял сознание на три дня или менее,должен восполнить пост позже, потому что он рассматривается как тот,кто уснул; если он бессознателен более чем три дня, он не долженвосполнять пост, потому что он рассматривается как потерявший разум. (Из устных фетв Шейха Абдель-Азиз ибн Бааза).
Если человек чувствует сильный голод или жажду, и опасается, что можетумереть или некоторые из его органов могут быть непоправимо повреждены,и это серьезно, он может прекратить свой пост и восполнить его позже,потому что сохранение своей жизни - обязательно. Но не позволительнопрекращать свой пост из-за сносного неудобства или из-за чувстваусталости или из-за боязни воображаемых болезней. Людям, работающим нафизически трудоёмких работах, не позволено прекращать свой пост, и онидолжны ночью вознамериться поститься следующий день. Если они не могутпрекратить работу и опасаются какого-нибудь увечья, которое может сними произойти на производстве в течение дня, или они сталкиваются скакими-то экстремальными трудностями, которые вынуждают их прерватьпост, тогда они должны прекратить пост и восполнить его позже.Работники на физически трудоёмких работах, таких как работа с топками ивыплавкой металла, должны постараться изменить рабочий график, чтобыработать ночью, или взять отпуск в Рамадан, или даже взятьнеоплачиваемый отпуск, но если это невозможно, они должны искать другуюработу, где бы они совместили свои религиозные и мирские обязанности. "А кто боится Аллаха, тому устроит Он исход. И даст ему пропитание, откуда он и не рассчитывает." [Аль-Талак 65:2-3]. (Фатава аль-Ладжна аль-Даима 10/233,235).
Экзамены студентов, это не причина для прерывания поста во времяРамадана, и не позволительно подчиняться родителям в прерывании постаиз-за экзаменов, потому что нет подчинения созданиям, если это приводитк неподчинению Создателю. (Фатава аль-Ладжма аль-Даима 10/241).
Больной, кто надеется выздороветь, должен ждать пока ему не станетлучше, затем он должен восполнить пропущенное; ему не достаточно простонакормить бедного. Страдающий хроническим заболеванием и не имеющийнадежду на выздоровление, а также престарелые люди, кто не в силахпоститься, должны накормить бедного половиной са' от распространеннойеды в их стране за каждый пропущенный день. (Половина са'приблизительно равна полтора килограммам риса). Разрешается для нихсделать это единовременно, в один день в конце Рамадана, или кормитьбедного каждый день.
Если больной не постится в Рамадан, ожидаявыздоровления, чтобы восполнить пост позже, затем обнаруживает, что егоболезнь хроническая, он должен накормить бедняка за каждый пропущенныйдень. (Из фетвы Шейха Ибн Усаймина).
Если человек ожидает выздороветь от своей болезни и надеетсяпоправиться, но потом умирает, то ни за ним, ни за его родственникамине существует никакого "долга". Если болезнь считается хронической,так, что он не постится и кормит бедного, затем находится в современноймедицине средство излечения, которым он пользуется и поправляется - онне должен восполнять пост, который он пропустил, потому что он делалто, что он должен был делать в тот момент. (Фатава аль-Ладжма аль-Даима 10/195).
Если человек болен, затем выздоравливает, и находится в состояниивосполнить пропущенные дни, но не делает это, потому что затем умирает,тогда нужно взять деньги из его собственности для накормления бедных,за каждый день пропуска. Если кто-то из его родственников хочетпоститься за него, тогда это допустимо, потому что было передано валь-Сахих, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах иприветствует) сказал: "Кто умирает, задолжав некоторые дни поста, пусть его родные постятся за него"(из Фатава аль-Ладжма аль-Даима , раздел Дав'а, 806).
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) комментируя аят: "А на тех, которые могут это (с трудностью) - выкуп накормлением бедняка."[аль-Бакара 2:184],говорил, что данный аят не отменен. Это относится к старым мужчинам иженщинам, кто не может поститься, поэтому они должны накормить бедняказа каждый день. (Аль-Бухари, Китаб аль-Тафсир, Бааб Айаман Ма'дудат).
Те, кто достиг старости и их мысли пришли в беспорядок, не обязаныпоститься, и их семьи не должны делать что-либо за них, потому чтотакие люди не считаются больше ответственными за деяния. Если они водно время в здравом уме, а в другое - помешаны, им следует поститься,когда они в порядке, и они не должны поститься, когда они помешаны. (См. Маджалис Шахр Рамадан, Ибн Усаймин, 28).
Для тех, кто сражается с врагами или осаждён врагами, если постнастолько ослабит их, что они не смогут сражаться, им позволенопрервать свой пост, даже если они не в пути. Если им понадобитьсяпрервать пост до сражения, они могут это сделать.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал своим сподвижникам однажды перед сражением: "Утром вам предстоит встретиться со своим врагом и прекращение поста сделает вас сильнее, поэтому не поститесь."(Муслим,1120, Абд аль-Баки. Это также поддержано Шейх уль Исламом Ибн Таймийа.Учёные Дамаска опубликовали фетвы в связи с монгольским нашествием нагород).
Если причина для прекращения поста очевидна,как, например, болезнь, то больной может есть или пить открыто, но еслипричина скрыта, как, например, менструация, лучше есть и пить тайно,чтобы не навлечь на себя лишние обвинения и тому подобное.
Из книги Мухаммада Салиха аль-Мунаджид,
"70 основных моментов, касающихся поста"