Обольщение неправильным пониманием Корана и сунны
Средилюдей есть и такие, которые обольщаются неправильным пониманием текстовКорана и сунны и безосновательно полагаются на них. Одни уповают наслова Всевышнего Аллаха: «Господь твой непременно одарит тебя, и ты будешь удовлетворен» (Ад-Духа, 5). Онисчитают, что Посланник не может быть доволен, если его последователиокажутся в Аду. Это ужасное невежество и очевидный навет на него.Поистине, он будет доволен всем, чем будет доволен Могучий и ВеликийГосподь. Аллах сделает так, что он останется доволен наказаниемнесправедливых грешников, нечестивцев и изменников, упорно совершавшихтяжкие грехи. Упаси Всеблагой и Всевышний Господь своего Посланника отнедовольства тем, чем доволен Он! Другие уповают на слова Всевышнего: «Воистину, Аллах прощает грехи полностью» (Аз-Зумар, 53), и это тоже ужасное невежество. Данныйаят распространяется и на приобщение сотоварищей к Аллаху, основной исамый великий из грехов, и нет никаких разногласий относительно того,что это относится лишь к принесшим покаяние. Аллах прощает любогораскаявшегося грешника, какие бы преступления тот ни совершил. Если быданный аят относился к тем, кто не раскаялся в грехах, то были былишены всякого смысла тексты, содержащие угрозу, а также хадисы озаступничестве за тех, кто не приобщал сотоварищей к Аллаху, и ихвыходе из Ада. Причина этого заблуждения в недостатке знаний инеправильном понимании аята. Дело в том, что данный аят имеетобобщенный смысл, но мы понимаем, что речь идет о тех, кто раскаялся,потому что данный вопрос конкретизируется в суре «Ан-Ниса»:«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, нопрощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» (Ан-Ниса, 48). ПречистыйАллах сообщил, что Он не простит тех, кто приобщал к Нему сотоварищей,но простит менее тяжкие грехи. Если бы эти слова относились к тем, ктораскаялся, то Аллах не сделал бы различие между приобщением сотоварищейк Нему и остальными прегрешениями. Некоторые невежды обольщаются словами Всевышнего Аллаха: «О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Великодушного Господа?»(Аль-Инфитар, 6). Ониотвечают: «Твое великодушие». А некоторые из них говорят: «Аллах научилзаблудшего человека оправданию». Поистине, это отвратительноеневежество. Они впали в заблуждение, и виной тому шайтан, ихповелевающие зло души, их невежество и порочные желания. В этом аятеАллах назвал себя Аль-Карим (Великодушный). Он Великий Господин, ичеловеку следует повиноваться Ему, а не обольщаться Его великодушием ине пренебрегать своими обязанностями перед Ним. Но эти люди впали взаблуждение и обольстились тем, чем не следовало. Некоторые неправильно понимают слова Всевышнего Аллаха об Аде: «Сгорит в нем только самый несчастный, который считает [истину] ложью и отворачивается» (Аль-Лейл, 15-16); «Он уготован для неверующих» (Аль-Бакара, 24). Эти заблудшие не понимают, что слова «Я предостерег вас от пылающего Огня» (Аль-Лейл, 14)«Сгорит в нем только самый несчастный»(Аль-Лейл, 15). Иесли человек не сгорит в Аду, то это еще не значит, что он не войдет внего, потому что попадание туда — это более широкое понятие, аотрицание частного не означает отрицания общего. Кроме того, еслибы эти заблудшие прочли следующий аят, то им стало бы ясно, что они неотносятся к богобоязненным рабам и не вправе рассчитывать на то, что неокажутся в Аду. Что же касается аята о том, что Ад уготован для неверующих, то ведь про Рай тоже сказано, что он «уготован для богобоязненных» (Аль ‘Имран, 133). То,что Ад предназначен для неверующих, не значит, что нечестивцы инесправедливые грешники не попадут туда. И то, что Рай приготовлен длябогобоязненных, не значит, что туда не попадут люди, в чьих сердцахбыла мельчайшая крупица веры, которые даже не совершили ни одногодоброго поступка. Некоторые обольщаются тем, что постятся в день‘Ашура или в день ‘Арафа. Среди них есть такие, которые говорят: «Поств день ‘Ашура искупает грехи за целый год, а пост в день ‘Арафаостается прибавкой в награде». Эти заблудшие не понимают, что за пост врамадане и пять ежедневных намазов обещана большая и более славнаянаграда, чем за пост в дни ‘Арафа и ‘Ашура, которые искупают лишьсовершенные между ними прегрешения, если человек избегал тяжких грехов. Дажепост в рамадане и пятничные намазы не способны искупить совершенныемежду ними мелкие прегрешения, пока человек не избегает тяжких грехов,но выполнение обоих предписаний вместе смывает мелкие грехи. Как женеобязательный пост может искупить все тяжкие грехи, совершенные рабом,особенно если он продолжает грешить и не раскаивается в них? Этоневозможно, хотя не исключено, что в некоторых случаях пост в день‘Арафа или ‘Ашура искупает все грехи за прошлый год. Одним словом,хадисы на этот счет относятся к текстам, в которых [награда и прощение]обещаны при выполнении определенных условий и при отсутствиипрепятствующих тому факторов. И если человек упорствует в совершениитяжких грехов, то это препятствует искуплению грехов. Если же он неупорствует в этом, то пост объединяет с покаянием, и они вместе смываютгрехи. То же самое относится к посту в рамадане и пятикратным намазам,которые искупают мелкие прегрешения, если раб избегает тяжких грехов.Пречистый Аллах сказал: «Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния» (Ан-Ниса, 31). Следовательно,если Аллах назначил какой-либо поступок причиной искупления грехов, этоне значит, что он не может возыметь действие совместно с другой такойже причиной. Объединившись, эти две причины искупают грехи эффективнее,чем каждая из них в отдельности. И чем сильнее причины, искупающиегрехи, тем действеннее, эффективнее и полнее результат. относятся ко всем ступеням Ада. Поэтому Аллах не сказал, что только самый несчастный войдет в него, но сказал:
Из книги Ибн Кайим аль-Джаузий: «Болезнь и излечение» |