ОСНОВЫ В ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ БРАТЬЕВ И СЕСТЁР ДРУГ К ДРУГУ В ИСЛАМЕ!
ОСНОВЫ В ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ БРАТЬЕВ И СЕСТЁР ДРУГ К ДРУГУ В ИСЛАМЕ!
Скачать файл: ОСНОВЫ В ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ БРАТЬЕВ И СЕСТЁР ДРУГ К ДРУГУ В ИСЛАМЕ! (92 КБ)
ОСНОВЫ В ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ БРАТЬЕВ И
СЕСТЁР ДРУГ К ДРУГУ В ИСЛАМЕ!
Эту лекцию читает шейх Солих Аля Шейх. Министр исламского образования в Саудовской Аравии.
Эта лекция о том, какие обязанности должны исполнять братья по отношению к своим братьям в исламе из обязательного и желательного. Также здесь будет разъяснено об их обязанностях и правах, которые они должны выполнять по отношению друг к другу в исламе.
В исламе всё это занимает великую долю, которая подтверждена Кораном и Сунной. А охранять эти обязанности, т.е.
обязанности братства, входит в раздел поклонения, потому что поклонение - это всё то, что любит Аллах и Он доволен словами и делами, скрытыми и явными. А из слов и дел, которые любит Аллах и доволен ими - это обязанности и права братьев по отношению друг к другу в исламе. Например, если между этими братьями стоит любовь личная, конкретная, специальная (т.е. один другого полюбил ради Аллаха и признался ему в этом) или они друзья или они знают друг друга и т.д. и т.п.
Вполне известно, что у мусульман по отношению друг к другу существуют права, даже если они не знают друг друга, например они из другого города, страны и т.д., и тем более эти права есть, если люди знают друг друга и дружат. И существуют обязанности общего (`ам) и конкретного (хос). Нет сомнения в том, что эти обязанности касаются каждого: как мужчину, так и женщину, как человека старого, так и молодого. Аллах Свят Он и Велик в Коране говорит:
“И стали вы по милости Аллаха братьями“.
На это Учёные сказали: “И стали вы по милости Аллаха братьями“.
Братство ваше существует только по милости Аллаха, потому что в другом аяте говорится: ”И если бы ты потратил все то, что на земле, не смог бы ты так связать их сердца, но поистине Аллах связал ваши сердца”. Это означает, что все эти сердца, разные в воспитании, разные в понимании, разные по менталитету и т.д., Аллах Свят Он и Велик, связал на одном деле, на любви к Аллаху, к Его религии и то, что вы стали братьями - всё это только по милости Аллаха и благосклонности его.
«Скажи по милости Аллаха и благосклонности Его. И поэтому пусть радуются верующие, ведь это лучше для них того, что они собирают» Аят.
И самое великое из милости и благ, от чего радуется верующий - это Коран и Сунна.
Как передаёт ибн Аби Хатим в тафсире к этому аяту:
“Что когда привезли садака в Медину, вышел Умар ибн аль Хаттаб со своим мауля на то место, где собрались люди по причине этого садака и людей было очень много, т.к. раздавали всё это людям, и сказал Умару (р.а.) этот мальчик: «Это и есть благо Аллаха и милость Его, о Правитель Правоверных”. Ответил ему Умар (р.а.) “ Ты лжёшь, благо Аллаха и милость Его – Это Коран” И прочитал этот аят:
«Скажи по милости Аллаха и благосклонности Его. И поэтому пусть радуются верующие, ведь это лучше для них того, что они собирают».
И самое лучшее - это то, что мусульмане держатся за Коран, выполняя то, что Аллах повелел выполнять и оставляя то, что Аллах приказал оставлять. И очень много аятов и хадисов, указывающих на то, чтобы мусульмане были в согласии и любили друг друга, а Посланник Аллаха побуждал, чтоб мусульмане любили друг друга ради Аллаха.
Посланник Аллаха говорил: «Верующий дружит с братьями и примиряет их между собой». Передал имам Ахмад достоверный хадис. И верующий в верующих, видит только благо.
Посланник Аллаха с.а.с. сказал: «Верующий - это тот, кто сам дружит и других примиряет, и нет блага тому, кто не дружит и не примиряет других».
Также Аллах Свят Он и Велик в общем аяте приказал: «И говорите людям благо».
Так же пришло в достоверном сборнике у имама Муслима то, что Посланник Аллаха с.а.с. сказал:
«Что Аллах Свят Он и Велик в судный день скажет: «Где те, которые любили друг друга из-за моего Величия? Для них будет тень от Моей тени, когда не будет никакой тени, только та тень, которую Я дам». Т.е. только те, кто были братьями ради Аллаха, желали любви Аллаха, и не разделяли их ни любовь, ни имущества, ни происхождения. И не любили они друг друга из-за этой ближайшей жизни, а только связывала их любовь ради Великого Аллаха.
И все эти доказательства указывают на то, что любовь и братство ради Аллаха из великих дел. Отсюда следует, что, если есть на всё это указание в Коране и Сунне, то обязательно есть указание, инструкция как исполнять эти обязанности и права. А Аллах Свят Он и Велик, сказал в священном писание Коране:
«Верующие, будь он мужчина или женщина, являются помощниками друг другу, велят совершать одобряемое и запрещают порицаемое». И у любви верующих друг к другу есть степени и они разные.
1) И первая из этих обязанностей - это чтобы мусульмане любили друг друга только ради Аллаха, а не из-за чего-то, приходящего из этой ближней жизни.
И здесь обязательно должна быть искренность, т.к. как мы говорили ранее, что это поклонение, а в поклонении одним из условий является искренность. Это значит, чтоб ты дружил с братом своим только ради Аллаха, ведь такая дружба и любовь останется навек, а если дружба была не ради Аллаха, а ради чего-то другого, например, ради этой жизни (дунья), то она обязательно исчезнет.
Как говорил Посланник Аллаха (с.а.с.): «Те люди, у которых будут три качества, обязательно вкусят сладость веры. Во-первых, чтоб Аллах и Посланник Его были любимее всего остального. Во-вторых, чтоб человек любил другого только ради Всевышнего Аллаха. И, в-третьих, чтоб человек боялся вернуться в неверие после того, как Аллах вытащил его оттуда также, как он боится огня».
Значит, эти люди, у которых есть эти качества, обязательно вкусят сладость веры, и те, которые любят друг друга ради Аллаха. Дело не в том, чтоб ты любил брата из-за него самого, а дело в том, чтобы ты в этом поклонении слушался Всевышнего Аллаха в том, что он повелел тебе любить братьев в исламе только ради Него, Свят Он и Велик, а не ради чего-то из этой жизни. И ты любишь братьев своих потому, что у них в сердце Единобожие, потому что у них любовь к Аллаху и Его Посланнику, и что они совершают то, что им было приказано Аллахом и т.д. и т.п. Вот это и есть истинность любви ради Аллаха.
И также ты не должен обманывать в этом никого, т.к. если ты любишь брата, то он думает, что всё это ради Аллаха, а не из-за чего-то другого. Потому что, если ты любишь брата ради чего-то другого, а не ради Аллаха, то ты обманываешь его. И отсюда следует, что у братьев в исламе, должна быть любовь и дружба только ради Всевышнего Аллаха. И если это любовь была искренней, то она обязательно оставит след в душе человека, и он будет выполнять эти обязанности и права, которые на него наложены, и увидятся величайшие плоды этой дружбы и любви.
2) Вторая из этих обязанностей - это то, что брат брату своему помогает собой и имуществом.
Ведь Аллах всех людей сделал разными. Один бедный, другой - богатый. Богатый помогает бедному в чём-то, бедный помогает богатому в чём-то. Тот, у кого власть, помогает тому, у кого её нет или наоборот. А Аллах в Коране сказал:
«Чтоб одни других взяли помощниками, а милость Аллаха лучше того, что вы собираете». И это бытие Аллаха в Его творениях и распределении. И если это так, что творения различны, это значит, что есть те, кто в чем-то нуждается. И значит, необходимо кому-то помочь имуществом или чем-то другим, в чём тот нуждается.
И из обязанностей в братстве следует, что брат отдаёт предпочтение своему брату, и этот вид поклонения желателен. Как Аллах в Коране говорит за ансаров: «Они отдают предпочтение перед собой, хотя они сами нуждаются. А те, кто уберёгся от собственной скупости, являются преуспевшими».
Но мы здесь будем говорить то что меньше предпочтения другим перед собой.
И из обязанностей следует, что брат смотрит на состояние своих братьев, а не ждёт пока они подойдут и попросят у него помощи. Особенно тех братьев, у которых с тобой братство конкретное, т.е. вы дружите, и ты их любишь ради Аллаха. Как говорится в хадисе у Имама Муслима:
«Посланник Аллаха с.а.с. приказывал некоторым Сахабам, чтоб они посмотрели обмундирование в некоторых военных походах и чтоб у одного перед другим не было преимущества в доспехах». Без сомнения, это положение из великих, когда ты сам ищешь, чем помочь твоим братьям.
У этого положения есть степени. Итак, если у тебя есть преимущество перед твоим братом в имуществе, то дай брату твоему садака, если он нуждается в нём. Ведь давать садака первым, не ожидая, когда тебя спросят нуждающиеся - это величайшее из дел в Исламе. Если ты узнал, что брат в нужде, страдает, нет у него помощи и он в незавидном положение, а Аллах дал тебе свою милость, и может быть, Он проверяет тебя этим, дай ему, не дожидаясь пока брат у тебя спросит. Ведь это из твоих обязанностей к брату. Как Аллах сказал в Коране, описывая верующих:
«Сильны с неверными, милостивы между собой».
И слова «милостивы между собой» указывают на то, что они дают милость другим в том, в чём нуждаются - в помощи материальной или какой-то, другой. Тем более, если они любят друг друга ради Аллаха, или они дружат друг с другом, или они живут в одном городе, мечети, т.е. они близки друг к другу, то здесь, нет сомнения, должно быть ещё сильнее стремление в помощи.
Но всё равно все верующие - братья, близки они или нет. Пророк с.а.с. говорил: «Пример верующих в любви, милосердии, в чувствах друг к другу, симпатиях и благосклонности - это как одно тело, если у этого тела какой-то орган болит, то боль отдает во все тело».
Так же Посланник (с.а.с.) говорил в другом Хадисе: «Верующий для верующего как единое строение, где один кирпичик подкрепляет другой». И из всего этого понимается то, что помощь брату своему в исламе собой или своим временем или некоторым своим имуществом необходима (ваджиб).
Также если ты тратишь некоторое имущество для брата в исламе, то Аллах убирает скупость, жадность из сердца твоего: «А те, кто уберёгся от собственной скупости, являются преуспевшими» аят.
И где тогда вообще истинность братства, если там нет помощи?! Посланник с.а.с. говорил: «Кто помогает брату своему, Аллах будет помогать ему». И если ты помогаешь всем перечисленным своим братьям, то ты выполняешь одну из обязанностей к братьям. Тем более, если ты всё это делаешь до того, как брат к тебе обратился, то тогда ты делаешь великое из дел, т.к. это из благородных поступков.
И как приводится от праведных предков то, что они искали нужды своих братьев, чтоб помочь им.
Однажды Раби`а сказал семье своей, чтоб они сделали самое любимое его блюдо, и когда сделали они, он взял его и отнёс брату мусульманину, которого Аллах испытал тем, что забрал у него слух, зрение и речь, и кормил его этой пищей кусочек за кусочком. После этого люди спросили у Раби`а зачем ты накормил человека, которого не знаешь, и ответил он им: «Но ведь Аллах его знает, если я не знаю».
Очень много историй приводилось от праведных предков о том, что они первыми искали проблемы братьев, для того, чтоб им помочь. И некоторые из них постоянно проведывали семьи братьев своих, которые умерли около сорока лет, помогая им, пока сами не умирали. И дети из этих семей говорили: «У нас было такое ощущение, как будто мы вовсе не потеряли своих родителей”.
Говорилось также о Шейхуль Исламе Ибну Теймие то, что он, когда умирали некоторые из его учителей, то он помогал их семьям всем, чем мог. Вот это и есть послушание Аллаху, которое стоит выше желаний души.
Также здесь необходимо упомянуть то, что некоторые братья, помогая братьям своим чем-нибудь из имущества или ещё чем то, чувствуют какие-то преимущества перед братом своим за свою помощь. То это из больших ошибок. Потому что истинность братства состоит в том, что ты всё делаешь только ради Аллаха. Т.к. того брата, которому ты помогаешь, Аллах сделал причиной блага, посредством чего ты приближаешься к Аллаху Свят Он и Велик. И то, что ты был причиной того, что Аллах дал своему рабу через тебя.
И из рабов Аллаха есть такие, которыми открывается благо и закрывается зло. Ведь люди должны делать все свои дела только ради Аллаха, приближаясь к лику Аллаха, быть искренним в том, что Аллах повелел, и отстранятся от того, что запретил.
И из-за этого пусть тот брат, который помогает другому, ждёт награды только от Аллаха Свят Он и Велик.
3) Третья обязанность братства - это охранение чести брата.
И не будет истинности братства, если ты не охраняешь честь братьев своих. Как говорил Посланник Аллаха в своём прощальном паломничестве: «Кровь, имущество и честь мусульманина – харам (запрещено)».
Честь мусульман - харам, а как же быть, если там конкретное братство, когда кто-то кого-то любит ради Аллаха и говорит ему об этом или дружит с ним и т.д. Там ещё больше нужно сохранять честь братьев.
Ведь Пророк с.а.с. приказал защищать честь всех братьев, которые далеко от тебя и нет никакой связи с ними у тебя. А как же о тех, у которых братство конкретное, которые с одного города или дружат друг с другом?!
И как говорится в аяте: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности». Значит охрана чести братьев конкретных (которые с одного города или дружат друг с другом и т.д.) и общих ваджиб (обязательна). И здесь есть некоторые положения. И первое из них - это то, что ты молчишь о недостатках братьев. Ведь братство, тем более, если вы дружите, побуждает молчать и охранять недостатки брата в том, что ты видел или услышал.
Не будет братства, если не будут охраняться эти права, а будет только вражда и ненависть. И нет разницы в том, что ты говоришь о недостатках его людям при нём или за его спиной, т.к. охрана чести брата это из обязанностей братства, но когда говоришь за спиной, это ещё хуже.
И так же из этих обязанностей: то, что ты не допытываешь его вопросами. Например, что-то ты увидел, что тебя не касается, и ты начал его допытывать назойливыми вопросами где, когда, почему. Если он захочет, то обязательно тебе скажет, а если нет, то так надо. Ведь Посланник Аллаха с.а.с. сказал: «Из прекрасных качеств человека в исламе - это то, что он оставляет то, что его не касается». Разве брат твой всё должен сообщать тебе? Разве у него не может быть секретов?
И так же из этих обязанностей - это то, что ты охраняешь его секреты, его мнения, которыми он поделился с тобой. Например, ты спросил у него совета для какого-то человека, с которым ты хочешь работать, он же сказал тебе своё мнение о нём. Тебе нужно молчать об этом мнении, даже если он был не прав в нём. Это основа того, что ты хранишь секреты своего брата. И как сказано в хадисе: «Если один человек другому что-то сказал, то это уже аманат (доверенное)».
А Аллах приказал нам охранять аманаты (доверенное), так же как честь. Ведь, если ты будешь рассказывать мнения братьев своих, кто-то может не понять к чему это вообще говорилось и зачем, и что там было, что он имел ввиду, и от этого может быть вражда. Потому что непонимания приводят к догадкам, догадки к подозрениям и до вражды остаётся один шаг. А брат твой даже и не думает, что ты направо и налево говоришь о его секретах. Ведь это уже не братство: «А кому Аллах дал мудрость, то тому далось много блага». Аят.
И так же сюда входит то, что ты не распространяешь, что увидел в семье своего брата. Например, придя в гости, увидел ты или услышал что-то, а потом распространяешь среди всех. Этим самым ты не выполняешь обязанности братства, а наоборот. Как сказано в аяте: «А те, которые хотят, чтоб среди мусульман распространялось нечестие, то для них мучительное наказание».
И как говорил Пророк с.а.с. в достоверном хадисе: «Не разузнавайте друг за друга, не следите, друг за другом, не рвите отношения друг с другом, не отворачивайтесь друг от друга, а будьте, о, рабы Аллаха, братьями». И смотрите: то, что Пророк сказал: «не разузнавайте» и «не следите» - вроде бы как одинаковое, но здесь небольшая разница. А первое - то, что ты разузнаешь, спрашивая у кого-то, а второе - ты следишь сам. И первое, и второе запрещено.
4) Обязанность 4-ая. То, что ты не думаешь, о своём брате плохо, и отстраняешься от этого.
Ведь плохие мысли о брате противоречат обязанностям братства. Потому что обязанность брата к братьям - думать о брате хорошо. А главное в мусульманине - это правдивость, добро, благо и всё хорошее и то, что он слушается Аллаха. И если там конкретное братство, то там выходит два права, а это общее и исключительное, и из исключительного права то, что ты отстраняешься от плохих мыслей о своём брате. Аллах свят Он и Велик, сказал в Коране:
“О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом”.
А учёные сказали по поводу этого аята, что из предположений есть, хвалимые, и есть порицаемые предположения.
И что касается предположений похвальных, то это те, которые решаются судьями. Т.е. Судья выносит, какое-то постановление на расследование, а расследование, как известно, состоит из улик, а это в основном строится на догадках, предположениях и из этого выстраивается цепь преступления. И уляма говорят, что такие предположения похвальны, т.к. здесь хотят блага.
А что касается порицаемых предположений, то это то, что ты думаешь о брате плохо и подозреваешь его в чём то, сделав вывод из своих предположений. А как сказано в хадисе: “Опасайтесь подозрений, (предположений) потому что предположения это самый ложный рассказ”.
Т.е. если у тебя есть к брату что-то в сердце из предположений или догадок, то это сделает ложным все его речи и дела, потому что ты ему не веришь из-за сомнений в твоём сердце, основанных на обычных догадках. И отсюда выходит, что из обязанностей братьев друг к другу – это то, что они думают о них благое.
Как приводит Имам Ахмад в работе под названием “ Зухд” от ибн Умара» (р.а.), что говорил он, когда давал наставление:
”Не думай о брате своём от того слова или дела которое вышло от него плохим, когда ты находишь то, что оно несёт за собой хорошее”.
Т.е. иногда слово или дело может нести что-то такое, что некоторые думают в нём плохое. Например, искренний брат, порицая что-то плохое, увидев его, скажет или сделает что-то, что, на самом деле, не очень хорошее из слов или дел, сказав жёстко или сделав, пресекая зло. То тебе нельзя сказать, что он плохой, ведь в своей основе он хотел блага, а это вырвалось у него из чувств.
И как сказал Имам Абдулла ибн Мубарак: «Верующий ищет оправдание верующим, а лицемер ищет только ошибки за ними».
Иногда бывает так, что брат или сестра что-то скажут, а шайтан, приукрашивает это дело так, что эти братья становятся заклятыми врагами.
И есть у Учёных в усуль фикхе (основа понимания религии), то что в каждой речи есть диляль (указание), а у учёных по усулю указание речи разновидное, из этого вида указание речи с сопровождением, т.е. если одно слово вырвешь из контекста, это может показаться чем то плохим, но если сопроводишь со всем предложением, то будет указание совсем на другое, или станет явным и понятным.
Значит если из брата твоего выходит, какое-то слово, то пусть туда не зайдёт шайтан и не сделает так, чтоб ты это слово отнёс в плохое место, а тебе наоборот сделать так, как побуждает тебя Ислам. И пусть не заходит шайтан между тобой и твоими братьями. А указание речи очень важно у обладающих знанием и так же у праведных, т.к. они смотрят на цель самой речи или поступка. Ведь у людей есть слова (муташабих) не очень ясные и ты не положи их туда, куда хочет шайтан, а вспомни об обязанностях братства и сделай так, как они тебе велят.
Не только это относится к словам, но также и к делам. Например ты что-то сказал такое, и один брат на тебя посмотрел взглядом, который тебе не понравился, и тут приходит шайтан и говорит тебе: «Он посмотрел на тебя так, только из-за того, что ему не понравились твои слова”, или он говорит, что тот тебя не любит или ненавидит. И тот остаётся с тем, что бросил ему шайтан, и он становится злейшим врагом тому брату, хотя тот даже не подозревает из-за чего. Ведь в делах открыть дверь подозрений или плохих мыслей еще легче. Но кто из братьев подошел к другому и спросил, а что дало тебе сделать так-то или так? Ведь несколько слов могли бы решить все проблемы, которые происходят.
И как говорилось раньше то, что в твои обязанности к братьям входит то, что ты думаешь о них хорошо. Или, по крайней мере, ты должен спросить, что там имелось ввиду, если у тебя начинаются какие-то не хорошие мысли, чтоб закрыть дверь шайтану.
5) Пятая обязанность - это то, что ты отстраняешься от споров со своими братьями.
Т.к. спор портит отношения между братьями и приводит к ненависти и вражде. А спор, это когда два человека спорят между собой, чтоб отстоять свою точку зрения, и не важно, правильная она или нет. В арабском языке такой спор называется мироа.
А есть дискуссии, дебаты, и это называется в арабском языке (мунакиша, муназыра и т.д.), т.е. по какому-то определённому шариатскому вопросу ведут дискуссию те, кто знает шариат (но спор к этому не относится).
Т.к. этим самым ты отстаиваешь истину, но если какая-то дискуссия заходит в спор, то её необходимо оставить. Если ты видишь, что действительно твой брат прав или у него сильнее доводы, или ты что-то упустил в этом вопросе, то тебе нужно остановиться или принять его точку зрения, или вернуться к источникам и проверить, но никак не заходить в спор и любым путём доказывать своё мнение.
Посланник Аллаха с.а.с. сказал: «Кто оставит спор, когда он не прав, Аллах построит ему дом в окрестностях рая, а тот, кто оставит спор и он прав, Аллах построит для него дом, в самой высшей степени рая».
Обязанность братства - оставить спор, чтоб он далеко не зашёл, и не порвалось их братство. Сколько учёных ошиблись в вопросах иджтихада (Юридически-Богословские вопросы), и сколько их вернулось от ошибки к правильному?! Ведь оставить ошибку и взяться за правильное - не порок, вот остаться на ошибке - это порок. И это указывает на то, что человек вознес поклонение Аллаху выше своих страстей. И у причин спора есть некоторые виды, к примеру, один хочет показаться умнее других, или хочет возвеличиться.
Так же одна из ситуаций спора, когда человек не может остановить свой язык, а, как известно, Аллах и Его Посланник во многих местах порицает пустословие, и сколько раз было сказано, чтоб верующие держали свои языки. Как приходит в хадисе от Муаза ибн Джабаля, что он спросил Посланника Аллаха: «А разве мы будем спрошены за наши языки?: Ответил ему Посланник с.а.с.: “А разве не за языки будут людей волочить лицами по земле и бросать в огонь”?!
Также спор портит хороший нрав человека, а мусульманам было приказано улучшать свой нрав, как в Коране, так и в Сунне.
6) Шестая обязанность братьев в исламе - это преподнести им хорошую речь.
Не будь же скуп в речах для брата своего. Посланник Аллаха с.а.с. говорил: “Если ты полюбил брата своего, то скажи ему об этом”. И там тоже есть обязанность, и ответить ему: ”Да полюбит тебя Тот, ради Которого ты меня полюбил”. Без сомнения, это взращивает в сердцах любовь.
И есть некоторые из братьев, которые говорят о любви, но они не правдивы в этом, или не понимают смысла этого. Потому что, если ты говоришь брату, что ты его любишь, значит в твоем сердце к этому брату любовь только ради Аллаха и в Аллахе. И оттуда выходит то, что ты охраняешь к нему все его права, которые он имеет на тебя. И какая там вообще цена любви, если ты не охраняешь права к тому брату, которого любишь. Ведь если ты сказал, что любишь его ради Аллаха, то у вас уже специальная любовь.
Первое: это то, что ты говоришь ему языком о любви и говоришь слова те, что лучше. Как Аллах в Коране сказал: «Скажи Моим рабам, чтобы они говорили наилучшие слова, ибо дьявол вносит между ними раздор. Воистину, дьявол для человека - явный враг”. И Аллах Свят Он и Велик не просто приказывает говорить хорошо, а говорить то, что лучше. Значит, говори, то, что лучше для мусульман, особенно если у вас конкретное братство.
Второе: ты показываешь своим поведением свою любовь к брату, т.к. если ты делаешь какому-то человеку добро, то остаёшься в душе другого человека хорошим. А ведь что-то хорошее может быть как словом, так и делом. И пусть, если кого-то хвалят, не обольщается, а пусть благодарит Аллаха за то, что ему в этой уже жизни дал милость в том, что его хвалят. Так же, если тебе какой-то из братьев сделал добро, то поблагодари его. «Ведь тот, кто не благодарит людей, тот не благодарит Аллаха». Хадис. Кто сделал тебе хорошее, так сделай такое же, но если нет возможности сделать такое же, то поблагодари и сделай за своего брата ду`а.
7) Седьмая обязанность - это то, что ты не завидуешь своему брату или сестре в том, что им дал по своей милости Аллах.
Т.к. это не совместимо с истинным братством. Кому-то Аллах Свят Он и Велик, дал от своей милости то, что тебе не дал по своей мудрости. Тебе нельзя завидовать ему и думать, например, как Аллах мог дать ему, хотя он не достоин этого и т.д. и т.п. и всё это происходит из-за зависти. А ведь верующему нужно очищать своё сердце от зависти, ведь на самом деле, ты должен радоваться тому, что Аллах дал что-то твоему брату в исламе.
И как Посланник Аллаха сказал: «Не уверуете вы, пока не пожелаете брату то, что желаете себе”. И Учёные сказали по поводу слов (не уверуете вы, т.е. полной верой): если ты хочешь, чтоб у тебя было имущество, то желай, чтоб у твоего брата тоже было имущество. Если ты хочешь, чтоб у тебя было знание, то желай того же и своему брату и т.д. и т.п.
И необходимо мусульманам лечить свою зависть тем, что ты радуешься милостям, которые дал им Аллах. И тогда инша Аллах Он поведёт тебя к этому.
И если тебе Аллах не дал имущество, и ты знаешь тех, у которых много имущества, то ты должен радоваться, что Аллах Свят Он и Велик дал им также, как будто дал тебе. И так же это обстоит и со знанием, но есть некоторые из людей они не могут радоваться тому, что Аллах некоторым из братьев дал знания. Например, кому-то из братьев Аллах дал хорошее понимание, кому-то красноречие, и он может доносить до людей проповеди, или он среди людей упоминается как знающий. И нельзя ни одному из братьев завидовать чёрной завистью и быть от этого недовольным. На самом деле, тебе нужно радоваться этому, как будто Аллах всё это дал тебе.Ведь это права, которые ты должен выполнять к своему брату.
Посланник Аллаха говорил в хадисе: «Бойтесь зависти, потому что зависть пожирает благо, так же как огонь поедает дрова». И зависть в таких проявлениях запрещена.
8) Восьмая обязанность братьев друг к другу это давать насыхат (наставление, совет).
Но опять-таки насыхат нужно давать в хорошей форме, правильно, со знанием. И не грубо и жёстко, т.к. это входит в права братьев друг к другу. Аллах в Коране говорит Мусе (а.с.), когда посылает его и брата его Харуна (а.с.) к фараону:
«И скажите ему слово мягкое, может он вспомнит и устрашится». Это что касается проклятого фараона, а что касается верующего, то здесь нет сомнений в том, что ещё сильнее должно сохраняться мягкое отношение в наставлениях и исправлениях. А наставлять, исправлять, побуждать братьев и сестёр нужно обязательно. Ведь исламская община отличается от других общин тем, что она призывает к одобряемому, и удерживает от порицаемого.
Как Аллах сказал в Коране: «Вы являетесь лучшей из общин, появившаяся на благо человечества, вы приказывали одобряемое и удерживали от порицаемого и веруете Аллаха».
На этом работа по основам в обязанностях и правах братьев и сестёр друг к другу в Исламе подошла к концу. Аудио лекцию, которую читал Шейх Солих ибн Абдульазиз Аля Шейх. Министр Исламского образования в Саудовской Аравии.
Материал подготовил к переводу с некоторыми вставками и добавлениями для полноты перевода и так же, не указывая номера аятов и хадисов, так как Шейх известен всем как Мухаккик и из Учёных этой Уммы в этом веке.
Ибрахим Абу Мухаммад