Умерший знает, когда его могилу посещают и радуется
Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) в день битвы при Бадре, приказал бросить двадцать четыре убитых богатырей из числа Курейшитов, в один из колодцев при Бадре с отвратительным запахом. И когда Порок (да благословит его Аллах и да приветствует) побеждал кого-либо, то он проводил на том месте три ночи. И когда при Бадре наступил третий день, Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) дал указание подать ему верблюдицу и оседлав ее, отправился, и за ним последовали его сподвижники сказав:
«Мы думаем, что Он пустился в путь ради некоторых своих дел».
Прибыв на место, Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) встал на краю колодца и начал звать убитых Курейшитов по их именам и именам их отцов:
«О такой-то сын такого-то! О такой-то сын такого-то! Были бы вы рады, если бы вы повиновались Аллаху и Его Посланнику. Мы поистине нашли то, что нам обещал наш Господь в действительности, а нашли ли вы то, что обещал вам ваш Господь в действительности».
И сказал Умар:
«О Посланник Аллаха! Ты говоришь с бездушными телами?»
Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«Клянусь тем, в чьей руке находится душа Мухаммада, вы не больше слышите то, что я говорю, чем они, однако они не могут ответить».
И также подтверждается от Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), что Он сказал:
«Умерший слышит стук сандалий тех, кто, проводив его, уходят от него».
Великий ученный Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«И праведные предки единогласны в этом и непрерывно повторяются рассказы от них что, умерший знает, когда его могилу посещают и тем самым радуется».
Также Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) передал, что Ибн аль-Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал в своем толковании речи Всевышнего:
«Аллах упокаивает души в момент их смерти, а ту, которая пока не умирает, Он забирает во время сна. Он удерживает ту, которой предопределил смерть, а другую отпускает до определенного срока…» Сура Толпы, аят 42.
Сказал:
«До меня дошло, что души живых и умерших встречаются во сне и начинают расспрашивать друг друга. И Аллах удерживает души умерших и отправляет души живых к их телам».
Затем Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«А также доказательством того, что души умерших и живых встречаются, является то, что живой человек видит умершего во сне и начинает спрашивать его, а умерший рассказывает ему о том, о чем не известно живому и он находит, что известия умершего начинают совпадать».
Этой точки зрения придерживались наши праведные предки, что души умерших долговечны с соизволения Аллаха и слышат. Однако не подтверждается, что души умерших встречаются с живыми, кроме как во сне. Также как не подтверждается правдивость того, что утверждают эти шарлатаны, что они в состоянии вызвать дух кого угодно из мертвых, говорить с ними и расспрашивать их. Эти утверждения не что иное, как ложь, которым нет подтверждения, как из достоверных источников, так и здравого ума. И поистине, только один Аллах является знающим о душах умерших и поступающий с ними по своему усмотрению. И только Он способен возвратить души к их телам, тогда, когда пожелает. И только Он является единственным, полновластным хозяином в своем владычестве и среди своих творений, нет у Него соперника. А что касается того, кто утверждает обратное, тот говорит без какого-либо знания об этом. И говорит неправду людям, распространяя среди них якобы «сообщения от умерших» либо для того, чтобы нажить имущество, либо для подтверждения того, что только он способен на такое или же для обмана людей, тем самым, стремясь развращения их религии и вероубеждения.
А что касается утверждений этих шарлатанов по поводу их способности вызывать духов умерших, то это не что иное, как дьявольские души, которым эти шарлатаны служат, поклоняясь им и выполняя их требования. Взамен же, джинны помогают этим шарлатанам, исполняя их желания, обманом и ложью выдавая себя за тех усопших, которых якобы вызывают эти самые шарлатаны. Как сказал Всевышний Аллах:
«Таким образом, Мы определили для каждого пророка врагов – дьяволов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения. Если бы твой Господь пожелал, они не поступали бы так. Оставь же их вместе с их измышлениями. Мы сделали так, чтобы к этим словам склонялись сердца тех, которые не верят в Последнюю жизнь, и чтобы они довольствовались ими и совершали то, что они совершают». Сура Скот, аяты 112-113.
«Сборник шариатских постановлений и различных статей» Шейха Ибн База (3/309-316).