Глава 67 О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА
РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСЫ:
1. Смысл высказывания Всевышнего «...а ведь вся Земля будет всего лишь пригоршней в руке Его...» (Толпы, 67).
2. Эти и подобные им знания ещё сохранялись у иудеев, живших во времена Пророка которые тогда ещё не отрицали этого и не занимались их аллегорическим толкованием.
3. Пророк подтвердил истинность того, что рассказал ему учёный, а Аллах удостоверил это ниспосланным аятом.
4. Пророк рассмеялся, когда услышал то великое знание, которое раскрыл ему учёный.
5. Упоминание о наличии у Аллаха двух рук и размещении Им всех небес в правой руке, а всех земель — в левой.
6. Упоминание о том, что вторая рука называется левой.
7. Упоминание в хадисе о высокомерных и заносчивых людях.
8. Слова Ибн Аббаса: «...подобно горчичному зёрнышку в руке одного из вас».
9. Величие Престола по отношению к небу.
10. Величие Трона по отношению к Престолу.
11. Трон является чем-то отличным от Престола и воды.
12. Расстояние между каждым небом и следующим.
13. Расстояние между седьмым небом и Престолом.
14. Расстояние между Престолом и водой.
15. Трон находится над водой.
16. Аллах находится над Троном.
17. Расстояние между небом и землёй.
18. Каждое из небес простирается на расстояние в пятьсот лет.
19. Глубина моря, находящегося наднебесами, составляет пятьсот лет, хотя Всевышнему и Всемогущему Аллахувсё это ведомо намного лучше.
Всевышний Аллах сказал:
«Не ценили они Аллаха достойнымобразом, а ведь вся Земля будет всего лишь пригоршней в руке Его в деньВоскресения, а небеса скручены Его десницей. Хвала Ему, и Превыше Онтого, что они к Нему приобщают!»*( Толпы, 67).
*Ибн Касир в своём коммментарии к этомуаяту писал: «Мушрики не ценили Аллаха достойным образом и поклонялисьпомимо Него другим божествам. Однако Он — Самый Великий, и нет болеевеликого, чем Он. Он — Всемогущий, Он — Царь всего сущего, и всёнаходится в Его подчинении и под Его могуществом». Мухаммад ибн Ка(бсказал: «Если бы они ценили Его достойным образом, то не отвергали быЕго». Ибн Аббас же сказал: «Неверные не веруют в могущество Аллаха надними. Тот, кто уверовал в то, что Аллах Всемогущ, оценил Его достойнымобразом, а тот, кто не уверовал в это, не оценил Его достойным образом».
Ибн Масуд рассказывал:
«Однажды к посланнику Аллаха пришёл один из иудейских учёных и сказал: “О Мухаммад! Мы считаем, что Аллах [ в день Воскресения. — Ред.] разместитнебеса на одном пальце, земли — на другом, деревья — на третьем, воды —на четвёртом, богатства — на пятом, а все остальные Свои творения — нашестом, и скажет: “Я — Царь”. Пророк рассмеялся, соглашаясь со словамиучёного, а затем прочитал аят: «Не ценили они Аллаха достойным образом, а ведь вся Земля будет всего лишь пригоршней в руке
Его в день Воскресения...» (Аль Бухари 8/423 и 13/397, Муслим (2786), Ахмад 1/457, ат-Тирмизи [3239]).
В ривайе у Муслима говорится: ...а горы и деревья — на седьмом. Он потрясёт ими и скажет: «Я — Царь. Я — Аллах».
В ривайе же, приведённой аль-Бухари, говорится: «...разместит небеса на одном пальце, воды и богатства — на другом, а все остальные Свои творения — на третьем...».
Муслим приводит слова Пророка переданные Ибн Умаром:
В день Воскресения Аллахсвернёт небеса и возьмёт в Свою правую руку, а затем скажет: «Я — Царь.Где же все высокомерные и заносчивые?» Затем Он свернёт все семь земельи возьмёт их в левую руку и скажет: «Я — Царь. Где же все высокомерныеи заносчивые?» ( Муслим [2788]).
Ибн Аббас сказал: «Семь небес и семь земель размещаются в ладони Милосердного подобно горчичному зёрнышку в руке одного из вас».
Ибн Джарир сказал:
Йунус [ибн Абд аль-А(ла. — Ред.] рассказалмне от Ибн Вахба от Ибн Зайда от его отца следующий хадис: “ПосланникАллаха сказал: Семь небес по сравнению с Престолом ( аль-Курси. — Ред.) подобны семи дирхемам, брошенным в щит».
Он же передал хадис Абу Зарра, который сказал:
«Я слышал, как посланник Аллаха сказал: Престол по сравнению с Троном ( аль-Арш. — Ред.) похож на железное колечко, брошенное в бескрайней пустыне». (Ибн Джарир, Ибн Абу Шайба и «аль-Асма( ва-с-Сифат» аль-Байхаки от Абу Зарра аль-Гифари).
Ибн Масуд передал:
Между первым и следующимнебом — пятьсот лет. И далее расстояние от одного неба до другогосоставляет пятьсот лет. Между седьмым небом и Престолом — пятьсот лет,а между Престолом и водой — также пятьсот лет. Трон же находится надводой, а Аллах — над Троном, и ничто не скрыто от Него из деяний ваших *. Этот хадис приводится Ибном Махди от Хаммада ибн Саламы от Асима ибнБахдали от Зирра ибн Хубайша от Абдуллы ибн Масуда. Подобный же хадисприводит и аль-Масуди от Асима от Абу Ваила от Абдуллы. Хафизаз-Захаби, да смилостивится над ним Аллах, сказал, что этот хадис дошёлдо нас через большое количество цепочек.
Аль-Аббас ибн Абд аль-Мутталиб рассказывал:
«Однажды посланник Аллахасказал нам: Известно ли вам, каково расстояние между небом и землёй? Мыответили: “Это ведомо Аллаху и Его посланнику”. Пророк сказал: Междуними расстояние в пятьсот лет, а от каждого неба до следующего — такжепятьсот лет. Каждое же небо также простирается на расстояние в пятьсотлет. Между седьмым небом и Троном лежит море, расстояние от дна доповерхности которого такое же, как между небом и землёй. ВсевышнийАллах же находится над всем этим, и ничто не скрыто от Него из деянийсынов Адама». Этот хадис передали Абу Дауд и другие. (Абу Дауд (4723), (4724), (4725), ат-Тирмизи (3317), Ибн Маджа (193) и Ахмад 1/206 и 207).
*Посланник Аллаха утверждал о высоком положении Аллаха над Троном — выше всех Еготворений. Однако еретики заявляют, что внешний смысл подобных хадисовне отражает их истинного значения и что согласно им Творец, якобы,уподобляется Своим творениям. Если бы их слова были истиной, то Пророк обязательно сообщил бы об этом своей общине. Однако Аллах довёл Свою религию до совершенства уже при жизни посланника Аллаха и закончил Свою милость к рабам Своим: Его послание было доведено до людей. Сподвижники и их последователи признавали все имена и качества Всевышнего, которымиОн описал Себя в Коране и которыми описал Его посланник Аллаха .
Шейх-уль-Ислам Ахмад ибн Теймийа, да смилостивится над ним Аллах,сказал: «Книга Аллаха, от её начала и до конца, Сунна Его пророка,изречения его сподвижников и их последователей, а также изречениядругих имамов буквально наполнены текстами, излагающими иподтверждающими то, что Всевышний Аллах находится выше всех, надТроном, над Небесами, что Он вознёсся на Трон. Ибо Всевышний сказал: «К Нему восходит слово доброе и дело благое, которое Он возвышает...» (Ангелы, 10). Всевышний также сказал: «О Иса! Я возвращу тебя и вознесу к Себе» (Семейство Имрана, 55). Всевышний также сказал: «...Аллах вознёс его к Себе..» (Женщины, 158). Он также сказал: «...От Аллаха, Владыки ступеней: восходят ангелы и Дух к Нему...» (Ступени, 3—4). Аллах также сказал: «Он низводит Своё повеление с Неба на Землю, а потом оно взойдёт к Нему...» (Поклон, 5).
Всевышний также сказал: «Они боятся своего Господа, который над ними...». (Пчелы, 50). Аллах также сказал: «Он — Тот, Который сотворил для вас всё, что на Земле, а потом вознёсся к Небу и устроил его из семи небес...» (Корова, 29). Он сказал: «Поистине,Господь ваш — Аллах, который создал Небеса и Землю в шесть дней, апотом вознёсся на Трон. Он покрывает ночью день, который непрестанно заней движется... И солнце, и луну, и звёзды, подчинённые Его власти.Поистине, Ему принадлежит создание и власть. Благословен Аллах, Господьмиров!» (Преграды, 54). Всевышний также сказал: «Поистине,Господь ваш — Аллах, Который сотворил Небеса и Землю в шесть дней,потом вознёсся на Трон, управляя Своим делом. Нет заступника [пред Ним] иначе, как после Его позволения...» (Йунус, 3). В этом аяте Он упомянул две составляющие таухида [таухид господства и таухид имён и качеств Аллаха. — Ред.].
Всевышний также сказал: «Аллах — Тот, Кто воздвиг небеса без опор, которые бы вы видели, потом утвердился на Троне...» (Гром, 2). Он также сказал: «...ниспосланием от Того, Кто создал Землю и Небеса вышние. Милосердный утвердился на Троне...» (Та Ха, 4—5). Всевышний Аллах также сказал: «Иуповай на Живого, Который не умирает, и возноси Ему хвалу — Ондостаточно знает о грехах рабов Своих — Который сотворил Небеса, Землюи то, что между ними, в шесть дней, а потом утвердился на Троне —Милосердный, спроси о нём сведущего!» (Различение, 58—59). Всевышний также сказал: «АллахТот, Который сотворил Небеса, Землю и то, что между ними, в шесть дней,а потом утвердился на Троне. Нет у вас помимо Него покровителя изаступника. Не размыслите ли вы об этом? Он низводит Своё повеление сНеба на Землю, а потом оно взойдёт к Нему в некий день, протяжениекоторого — тысяча лет по тому, как вы считаете» (Поклон, 4—5). Он также сказал: «Он— Тот, Кто сотворил Небеса и Землю в шесть дней, а потом утвердился наТроне; Он знает, что входит в землю и что выходит из неё, что нисходитс неба и что поднимается в него. Он с вами, где бы вы ни были: Аллахвидит то, что вы делаете!» (Железо, 4). В этом аяте Он сообщил о Своём всеобъемлющем знании, о Своём абсолютном могуществе, о Своём всеведении.
Всевышний также сказал: «Неужеливы не опасаетесь, что Тот, Кто в небе, может велеть земле поглотитьвас, тогда как она уже колеблется? Или не опасаетесь, что Тот, Кто внебе, может наслать на вас вихрь — и тогда вы узнаете, каково Моёувещание?» (Власть, 16—17). Он также сказал: «Не подходит к ней [Книге Аллаха] ложь ни спереди, ни сзади — ниспослание Мудрого, Достохвального» (Разъяснены, 42). Он также сказал: «Ниспослание Книги от Аллаха Всесильного, Мудрого» (Коленопреклоненная, 2). А также:«Сказал Фир(аун: “О Хаман, выстрой мне башню, может быть, я дойду допутей — путей небес и поднимусь к Богу Мусы: я ведь думаю, что онлжец”...» (Верующий, 36).
Хафиз аз-Захаби в своём труде «Китаб аль-(Улу» привёл следующие слова „жены посланника Аллаха Умм Саламы об аяте «Милосердный — Он утвердился на Троне» (Та Ха, 5). «Утверждение на Троне известно, но как — не доступно разуму. Признание этого — вера, а отрицание — неверие».
Суфйан ибн Уйайна сказал: «Когда Рабиа ибн Абу Абдуррахмана спросили:«Какова сущность утверждения на Троне», — он ответил: «Утверждениеизвестно, но как — не доступно разуму. От Аллаха — послание, наПосланнике — извещение, а на нас — вера».
Иахйа ибн Иахйа рассказывал, что когдак имаму Малику зашёл один человек и спросил: «О Абу Абдулла!“Милосердный утвердился на Троне”. А как Он утвердился? — Имам сказал:«Утверждение — известно, но как — не доступно разуму. Вера в это обязательна, а подобный вопрос — ересь».
Муджахид сказал: «“Утвердился” означает“возвысился на Трон”». Исхак ибн Рахавийа слышал от несколькихтолкователей, что «Милосердный утвердился на Троне» означает «поднялся».
Али ибн Хусейн ибн Шакик рассказывал,что Ибн Мубарак, когда его спросили: «Как нам узнать нашего Господа?»,ответил: «Узнав то, что Он — над седьмым небом, над Троном, отделён отСвоих творений». Абу Умар ат-Талманки в своём труде «Китаб аль-Усуль»писал: «Мусульмане — приверженцы Сунны — единодушны в том, что Аллахутвердился на Троне Своей сущностью». Там же он сказал: «ПриверженцыСунны также единодушны в том, что Всевышний Аллах утвердился на Троне вдействительности, а не метафорически». Далее он привёл слова имамаМалика: «Аллах на Небе, но Его знание — повсюду». Объясняя же значениевысказывания Аллаха: «Он с вами, где бы вы ни были...» и тому подобныхаятов Корана, он сказал: «Это Его знание. Сам же Аллах находится наднебесами Своей сущностью, вознёсся на Свой Трон таким образом, какимпожелал».
Хафиз аз-Захаби сказал: «Впервыевзгляды, отрицающие то, что Аллах находится над Троном, началраспространять аль-Джа(д ибн Дирхам. Вместе с этим он отрицал всекачества [Аллаха. — Ред ]. Его казнил Халид ибн Абдуллааль-Касри, и это хорошо известная история. Взгляды его заимствовал имамджахмитов аль-Джахм ибн Сафван. Он обнародовал их и обосновалсомнительными доводами. Произошло это в конце эпохи последователей(сподвижников посланника Аллаха [(аср ат-таби(ин). — Ред.], иимамы того времени опровергли его взгляды. Среди них — аль-Аузаи, АбуХанифа, Малик, ал-Лейс ибн Саад, ас-Саури, Хаммад ибн Зайд, Хаммад ибнСалама, Ибн Мубарак, а также праведные имамы последующих поколений».
Имам аш-Шафии сказал: «Аллаху присущиимена и качества, и никому не позволительно отвергать их. Ктопродолжает противоречить этому после доведения до него доказательств,является неверным. Если же он настаивает на этом до представления емудоказательств, то у него есть оправдание неведением. Мы подтверждаемэти качества и отвергаем их уподобление [качествам творений. — Ред.], как отверг это от Себя Всевышний, сказав: «Нет ничего, подобного Ему» (Совет, 11)».
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ШЕСТЬДЕСЯТ СЕДЬМОЙ
Данной главой автор, да смилостивится над ним Аллах, завершил свою книгу.
Он указал на тексты, свидетельствующиео величии Великого Господа, Его славе, великолепии и подчинении всехтворений Его могуществу. Такие великие свойства и совершенные качестваявляются наилучшим свидетельством и доказательством того, что толькоОдин Аллах может быть истинным объектом поклонения.
Только Ему, Достойному всей хвалы,следует полностью подчиняться, возвеличивать Его, питать к Немубесконечную любовь и обожествлять только Его. Он Один является Истиной,а всё иное — ложь. В этом состоит сущность таухида, его дух и секретискренней преданности.
Испросим же Аллаха, чтобы Онпреисполнил наши сердца знанием Его, любовью к Нему и раскаянием предНим, ибо Он — Щедрый и Великодушный.
Это — последний краткий комментарий к«Книге таухида», разъясняющий её цели. В этой книге были затронутыочень важные вопросы, касающиеся таухида. Она содержит полезные разделыи подробности, необходимые желающим углубиться в эту сферу,представляющую собой первооснову всех других наук.
Хвала Аллаху — Господу всех миров!
И да благословит Аллах господина нашего
Мухаммада, его семью и всех
его сподвижников!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Арабские теологические термины
Акида — комплекс вероубеждений.
Аллама — выдающийся учёный.
аль-Исра( — ночной перенос посланника Аллаха вместе с архангелом Джибрилем из Мекки в Иерусалим.
Арафат — гора в 20километрах от Мекки, посещение которой является одной из основныхсоставляющих Хаджа. День Арафата — день посещения этой горы, девятоечисло месяца зу-ль-хиджжа.
Ахль аль-бейт — члены семьи и жёны святого Пророка .
Аят — стих Священного Корана.
Бид(а — ересь, нововведение в религии.
„Джахилиййа — эпоха доисламского невежества (язычества).
Джибриль — архангел, отвечающий за сообщение откровения Аллаха пророкам.
Джизья — подушный или земельный налог, взимаемый с немусульман, живущих на территории мусульманского государства.
Джихад — Священнаявойна во имя утверждения Слова Аллаха. Джихад ведётся исходя извозможностей: жизнью, имуществом, словом. Существует несколько видовДжихада: против Шайтана, против души, против неверных, противлицемеров. Джихад является вершиной столпов религии и продлится до дняВоскресения.
Ду(а — мольба, взывание к Аллаху.
Закят — третий столп Ислама: налог, взимаемый раз в году с мусульман, владеющих определённым имуществом.
Иджтихад — достижение высшей ступени знаний и получение права самостоятельно решать некоторые вопросы теологическо-правового характера.
Имам — 1. Почётныйтитул крупнейших религиозных авторитетов, основателей мазхабов и т.д.2. Глава мусульманской общины. 3. Руководитель общим Намазом, чащевсего в мечети.
Иман — вера.
Ислам — (от араб.«покорность») — последняя и совершенная религия Аллаха, ниспосланная ИмСвоим рабам через Своего посланника Мухаммада .
Иснад — цепочка учёных (рави), передающих хадис от посланника Аллаха последующим поколениям.
Ихлас — искренность, очищение веры пред Аллахом.
Ихсан — высокаястепень веры, позволяющая человеку совершать дела искренне ради Аллахатак, как будто он видит Его. Ибо даже если он не видит Его, он знает,что Аллах видит его.
Кафир — неверный.
Куфр — неверие; бывает двух видов: великое и малое. Великое неверие является причиной вечного пребывания человека в Аду.
Кибла — направление на Дом Аллаха Каабу в Заповедной мечети города Мекки, в сторону которой мусульмане совершают Намаз.
Макрух — нежелательное (действие и т.п.).
Мазхаб — (от араб. «доктрина, школа») — религиозноеучение в области мусульманского права, основанное на разработкахвыдающихся имамов. Наиболее распространёнными мазхабами являютсямазхабы имамов Ахмада ибн Ханбаля, аш-Шафии, Абу Ханифы и Малика ибнАнаса.
Мубах — свободное, нейтральное (действие и т.п.).
Муваххид — приверженец таухида.
Муджтахид — учёный, достигший уровня иджтихада.
Мустахабб — (или мандуб) желательное, одобряемое (действие и т.п.)
Муфтий — учёный — знаток Шариата, дающий разъяснение его основных положений ипринимающий решения по спорным вопросам в форме особого заключения(фетвы), основываясь на принципах Шариата и прецедентах.
Мухаддис — учёный, глубоко изучивший науку о хадисах.
Мушрик — многобожник; человек, приобщающий к Аллаху равных, совершающий великий ширк.
Рави — учёный, передающий хадис. Рави может быть достойным доверия, слабым и др.
Ривайа — вариант хадиса.
Рийа — показуха, разновидность малого ширка.
Салафы — (илиас-салаф ас-салих) — праведные предки, к которым относятся сподвижникипосланника Аллаха, их последователи (таби(ун) и праведные мусульманскиеучёные.
Салат — то же, что иНамаз, — второй столп Ислама; совершается пять раз в день. Это Намазы:«аль-фаджр» (утренний), «аз-зухр» (полуденный), «аль-(аср»(послеполуденный), «аль-магриб» (вечерний) и аль-(иша (ночной).
Саум — четвёртый столп Ислама: пост, предписанный в месяце Рамадан.
Сахаба — сподвижники посланника Аллаха .
Сунна — мусульманское священное предание, содержащее рассказы (хадисы) о Мухаммаде а также его высказывания; считается дополнением к Корану.
Таби(ун — последователи, ученики сподвижников посланника Аллаха .
Таухид — признание Единственности Аллаха в поклонении, господстве и обладании прекрасными именами и качествами.
Умра — малое паломничество.
Факих — 1) учёный в области мусульманского права; 2) чтец Корана.
Фетва — решение муфтия о соответствии того или иного действия, явления Корану и Шариату.
Фикх — мусульманское право.
Хадж — пятый столп Ислама: большое паломничество в Мекку в месяце зу-ль-хиджжа.
Хадис — рассказ, содержащий слова посланника Аллаха или описывающий его жизнь и деяния, переданный через цепочкуучёных-мухаддисов (иснад). Хадисы бывают достоверными, хорошими,слабыми, выдуманными и др. К разрешению юридических вопросов и вопросовакиды принимаются только достоверные и хорошие хадисы.
Халаль — разрешённое, законное (действие и т.п.)
Харам — запрещённое, незаконное (действие и т.п.)
Хафиз — 1)учёный-мухаддис, знающий наизусть 100 000 ривай хадисов вместе сиснадом каждого хадиса; 2) учёный, знающий наизусть весь Коран
Хиджра — вынужденноепереселение мусульман из Мекки в Медину в 622 г. Это явилось новойвехой в истории Ислама, поэтому мусульманское летосчисление начинаетсяс даты переселения самого посланника Аллаха (15—16 июля 622 г.).
Хукм — религиозное постановление, положение.
Шариат — (или Шари(ат аль-Ислам) религиозный устав(законоположение), который основывается на Священном Коране идостоверной Сунне посланника Аллаха .
Шахада — свидетельство «нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха».
Ширк — приобщение к Аллаху равных.
Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб