Вопрос границ подчинения родителям
??? ???? ?????? ??????
Сказал имам Иъззу д-Дин ибн Абд –ас-Салям:
"И сообщил Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – о том, что ослушание родителей из раздела больших грехов. И это, при принятии во внимание разногласие в уровнях ослушания.
И я не знаю в вопросе ослушания родителей, и в том чем они конкретизируются из прав какое то конкретное определение (правило с четкими границами) на которое можно было бы опираться.
Так как то что будет запретным в отношении постороннего человека, то это также будет запретным в отношении родителей.
И что будет обязательным по отношению к посторонним людям,будет также обязательным в отношении родителей. И не является обязательным для ребенка подчиняться им во всем что они приказывают, и во всем, что они запрещают по единогласному мнению ученых.(1)
И был запрещен для их сына джихад (желательный) без их разрешения, так как вероятность его смерти очень тяжела для них , или потеря им одного из органов , по причине их сильного растройства.(2)
И к этому было отнесено любое путешествие, в котором они боятся за жизнь их ребенка или один из его органов.
Также родители сравнялись с рабами в обязательности расходовать на них, одевать их и предоставлять им жилище…."
См. Каъуаид аль-Ахкам фи Масалих аль-Анам 1\24
Сказал имам ибн Хаджар в определении ослушания родителей:
"И подразумевается под этим то чем будет недоволен родитель от своего ребенка и будет причинять ему неприятность. Будет это словом или делом. Кроме ширка, греха , или если родитель не будет просто упрямо капризничать.
И определил это ибн Аътыйя обязательностью подчинения им в разрешенных (в основе) вещах. Оставлением и совершением. Желательностью в желательном , а также фардах кифайя…."(3)
См. Фатхуль-Бари 10\497
(1)
Т.е. это основа в этом вопросе.
(2)
Т.е. это некоторые исключения из общей основы , на которые в отдельной форме указал Шариат.
(3)
Т.е. если они приказывают или запрещают что то из того что в основе разрешено (мубах), то подчинение им по мнению ибн Аътийи обязательно. Если просят совершить или оставить что то из желательных вещей , или фарда кифайя , который уже выполняется в достаточной форме , то подчинение им будет желательно.
Однако, как сказал имам Иъззу д-Дин , эти определения, в такой форме, не могут быть окончательными по многим причинам.
Редакция сайта –