Не знаешь ли ты о том, кто спорил с Ибрахимом (Авраамом)?
Толкование Куръана.Шейх Ас-Саади
СУРА "АЛЬ-БАКАРА" ("КОРОВА")
258. Не знаешь ли ты о том, кто спорил с Ибрахимом (Авраамом) (Авраам) относительно его Господа, поскольку Аллах даровал ему царство? сказал ему: «Мой Господь – Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет». Он сказал: «Я дарую жизнь и умерщвляю». Ибрахим (Авраам) сказал: «Аллах заставляет солнце восходить на востоке. Заставь же еговзойти на западе». И тогда тот, кто не уверовал, пришел взамешательство. Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей.
Аллах рассказал нам истории некоторыхпредыдущих пророков, которые разъясняют истину и содержат различныедоказательства истинности единобожия. В этой коранической историиВсевышний сообщил о том, как Его возлюбленный посланник Ибрахимпрепирался с деспотичным правителем Вавилонии Нимрудом, который отрицалсуществование Господа миров и оспаривал очевидную истину, в которойпросто невозможно усомниться. Факт сотворения и управления вселеннойодним Аллахом является очевидным и бесспорным, однако деспотичныйправитель был настолько обольщен своей властью, что отрицал эту истинуи даже стал препираться по этому поводу с великим посланником АллахаИбрахимом, которого Аллах одарил знаниями и убежденностью, которых небыл удостоен ни один другой Божий посланник, кроме Пророка Мухаммада.
Отстаивая свою точку зрения, Ибрахимзаявил, что Аллах является единственным, кто создает творения иуправляет вселенной, дарует жизнь и посылает смерть. Он упомянул ожизни и смерти, потому что они являются самыми яркими проявлениямивласти Аллаха над творениями. Однако тиран самодовольно заявил, что онтакже дарует жизнь и смерть. Он имел в виду, что может казнить ипомиловать, кого пожелает, хотя совершенно ясно, что посредством такихдоводов он лишь пытался ввести людей в заблуждение и уклониться отпоставленной перед ним проблемы. А суть этой проблемы заключалась втом, что Всевышний Аллах является единственным, кто создает живое изнебытия и превращает живое в мертвое, кто умерщвляет Своих рабов иживотных, когда истекает их жизненный срок, посредством созданных для этого причин или безо всякой причины.
Когда Ибрахим увидел, что тиран пускаетпыль в глаза и провозглашает ложь, которая может пользоваться спросомсреди невежественного народа, он решил представить ему довод, с которымтиран будет вынужден согласиться. Он заявил, что Аллах заставляетсолнце восходить на востоке, и если заявления Нимруда действительноправдивы, то пусть он заставит солнце взойти на западе. Эти словаобескуражили тирана, замолчать его замолчать и развеяли сомнения,которые он пытался посеять. Возлюбленный Аллаха Ибрахим не перешел ковторому доводу, отказавшись от первого. Посредством своего второгодовода он пытался окончательно убедить Нимруда, опровергнув его доводыи приведя аргумент, который невозможно исказить или перефразировать.
Священные предания, логическиеаргументы и человеческое подсознание – эти доводы и аргументысвидетельствуют об истинности единобожия и подтверждают тот факт, чтоАллах один сотворил вселенную и управляет своими творениями. Они такжесвидетельствуют о том, что только Аллах, обладающий перечисленными вышекачествами, заслуживает поклонения. Все пророки и посланники единодушнопроповедовали этот важный принцип, отрицать который осмеливаются толькоупрямцы и надменные гордецы, подобные деспотичному Нимруду, и это такжесвидетельствует о справедливости единобожия.