«Как Аллах воскресит это после того, как все это умерло?»
Толкование Куръана.Шейх Ас-Саади
СУРА "АЛЬ-БАКАРА" ("КОРОВА")
259. Или над тем, кто проходил мимоселения, разрушенного до основания? Он сказал: «Как Аллах воскресит этопосле того, как все это умерло?» Аллах умертвил его на сто лет, а затеможивил и сказал: «Сколько ты пробыл здесь ?» Он сказал: «Япробыл день или часть дня». Он сказал: «Нет, ты пробыл сто лет.Посмотри на свою еду и воду: они даже не изменились. И посмотри насвоего осла. Мы непременно сделаем тебя знамением для людей. Посмотриже, как Мы соберем кости, а затем покроем их мясом». Когда это былопоказано ему, он сказал: «Я знаю, что Аллах способен на всякую вещь».
В этом и последующем аятах упомянутыдва великих знамения, которые свидетельствуют об истинности воскрешенияи воздаяния и которые можно познать чувствами как при жизни на земле,так и после смерти. Одно из этих чудес произошло с человеком, который,согласно наиболее достоверному мнению, которое опирается на обсуждаемоенами откровение, усомнился в истинности воскрешения. А второе чудопроизошло с возлюбленным Аллаха Ибрахимом, доказавшим истинностьединобожия в истории, которая была описана в предыдущем аяте.
Некий мужчина проходил мимо поселения,которое было разрушено до основания. Его жители были мертвы, а строенияи жилища разорены и разрушены. Мужчина усомнился в том, что Аллахсможет воскресить жителей этого селения после всего, что произошло сними, и сказал: "Неужели Аллах воскресит этих людей после того, как онипомерли? Их воскрешение также невероятно, как и воскрешение всехостальных людей!" Такие мысли возникли в его душе в тот момент, однакоАллах смилостивился над этим человеком и остальными людьми. Господьумертвил его на сто лет и умертвил осла, который находился рядом с ним,а его еду и питье сохранил нетронутыми, благодаря чему они неиспортились, несмотря на прошествие долгих лет. Спустя сто лет Аллахвоскресил его и спросил: "Сколько времени ты проспал?" Он ответил: "Япроспал день или часть дня!" Его ответ опирался на его предположение, итогда Аллах сказал ему:
"Ты проспал целых сто лет!" Очевидно, этот разговор происходил между воскрешенным человеком и одним из Божьих пророков.
Божья милость по отношению к этомучеловеку и остальным людям была настолько совершенной, что он воочиюузрел удивительное знамение, которое убедило его в том, что Аллахвоскресил его после того, как он скончался. Он увидел, что его продуктыи питье не изменились, несмотря на прошествие долгих лет, и убедился вмогуществе своего Господа. Продукты питания и напитки быстро изменяютсвои качества, особенно, если речь идет о фруктах и фруктовых соках,поскольку именно этого мнения придерживались толкователи Корана, однакоВсемогущий Аллах сохранил их неизмененными на протяжении целых ста лет.Он также увидел, что труп его осла сгнил и разложился, после чего отнего остались одни истлевшие кости. А затем Аллах собрал и соединилдруг с другом кости, которые уже успели превратиться в прах, покрыл ихмясом и вернул его осла к жизни. Он узрел истину собственными глазами иуже не испытывал никаких сомнений. Он просто воскликнул: "Я твердознаю, что Аллах властен над всем сущим!" Он признал безграничноемогущество Аллаха и стал знамением для многих людей, которые знали оего гибели и гибели его осла, прекрасно помнили его историю и смогливоочию узреть одно из величайших чудес. Таково самое достоверное мнениеотносительно этого человека.
Однако многие толкователи Коранасчитали, что в этом аяте говорится об одном из святых угодников илидаже Божьих пророков. Некоторые из них утверждали, что речь идет обУзейре, но существуют и другие мнения. Согласно этим толкованиям,проходя мимо разрушенного поселения, этот праведник сказал: "Как Аллахвернет к жизни это поселение после того, как оно разорено и разрушено?"Тогда Аллах умертвил его на сто лет для того, чтобы показать ему, каклюди вернутся в это разрушенное поселение. В течение этого срока людидействительно полностью заселили это поселение, и на месте разрушенныхжилищ появился многолюдный поселок.
Следует отметить, что текст и смыслобсуждаемого нами откровения не свидетельствуют в пользу такоготолкования. Какое знамение можно усмотреть в том, что разрушенныепоселения возвращаются к прежней жизни? Подобные события происходятдовольно часто, поскольку одни города и жилища разрушаются, тогда какдругие возводятся заново. Настоящим великим знамением является именновоскрешение усопшего человека и его осла, а также сохранение его еды ипитья в неизмененном виде в течение целых ста лет. Кроме того,Всевышний Аллах сообщил, что чудо было показано воскресшему человеку,из чего следует, что он убедился в совершенном могуществе Аллаха только после того, как воочию узрел удивительное знамение.
260. Вот сказал Ибрахим (Авраам): «Господи! Покажи мне, как Ты оживляешь покойников». Он сказал: «Разветы не веруешь?» Он сказал: «Конечно! Но я хочу, чтобы мое сердцеуспокоилось». Он сказал: «Возьми четырех птиц, зарежь их, прижав ксебе, и положи по кусочку на каждом холме. А потом позови их, и онистремительно явятся к тебе. И знай, что Аллах – Могущественный, Мудрый».
Речь идет о втором чудесном знамении,которое было показано Ибрахиму, когда он попросил Аллаха показать ему,как происходит воскрешение мертвых. Аллах спросил его: "Разве ты неверишь?" Тем самым Аллах велел ему не испытывать ни малейшего сомненияв истинности воскрешения. Ибрахим ответил: "Господи! Я верую в то, чтоТы властен над всем сущим и способен воскресить усопших и воздать позаслугам Своим рабам. Я лишь хочу, чтобы мое сердце укрепилось в вере ичтобы я воочию узрел то, во что уверовал". Аллах внял его мольбе,оказав ему великую честь и проявив милосердие к Своим рабам. Аллахвелел ему взять четыре птицы, но не сообщил о том, какие это былиптицы. Из обсуждаемого нами откровение следует, что это могли бытьлюбые птицы. Затем Ибрахиму было велено прижать их к себе, зарезать иразрезать на куски, положить по кусочку на каждом холме и позвать их.Он сделал все так, как ему было велено, и разложил отдельные кускичетырех птиц на холмах, которые находились вокруг него. Затем он позвалптиц по их именам, и они устремились к нему. Это не означает того, чтоони бросились бежать к святому пророку на своих ногах. Они полетели кнему настолько стремительно, насколько это могут делать живые птицы.
Всевышний приказал ему зарезать именноптиц, потому что воскресение птиц является более совершенным инаглядным знамением, чем воскресение других животных. Аллах приказалему взять четырех птиц, разрезать каждую из них на части и положить этикуски на вершины холмов для того, чтобы опровергнуть любые сомнения,которые могут возникнуть в сердцах сомневающихся неверующих. Благодаряэтому чудо пророка Ибрахима стало очевидным, и его можно было наблюдать как с близи, так ииздалека. Ему было приказано разложить куски птиц вдалеке от себя, дабыникто не подумал, что он задумал хитрость. Когда же он выполнилповеления своего Господа и позвал к себе разрезанных на куски птиц, ониустремились к нему резво и стремительно, что стало величайшимзнамением, подтверждающим совершенство могущества и мудрости Аллаха. Извсего сказанного следует, что воскрешение рабов является свидетельствомбезграничного могущества, совершенной мудрости, неограниченной власти,безупречной справедливости и великой милости Всевышнего Аллаха.