Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику.Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем…
СУРА "АН-НИСА"("ЖЕНЩИНЫ") аят: 59 по 65.
О те, которые уверовали!Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием средивас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этимк Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Такбудет лучше и прекраснее по значению (или по исходу; или повознаграждению)!
Аллах приказал повиноваться Ему иповиноваться Его посланнику, для чего правоверные должны выполнятьобязательные и желательные предписания религии и избегать всегозапрещенного. Аллах также приказал повиноваться правителям, судьям имуфтиям, которые обладают влиянием среди людей, поскольку религиозные имирские дела людей придут в порядок только тогда, когда они станутповиноваться обладателям власти среди них, покорятся Аллаху иустремятся к Его вознаграждению. Но выполнять повеления обладателейвласти следует лишь тогда, когда они не приказывают ослушаться Аллаха.Если же они приказывают поступать так, то мусульманин не долженповиноваться творению, нарушая веления своего Творца. Очевидно, именноэтим объясняется то, что глагол при упоминании о повиновенииобладателям власти опущен. Однако он стоит перед упоминанием оповиновении Посланнику, потому что Посланник всегда приказывал толькоповиноваться Аллаху, и всякий, кто повинуется Посланнику, фактическиповинуется Аллаху. Что же касается обладателей власти, то повиноватьсяим обязательно лишь в том, что не противоречит повелениям Аллаха.
Затем Аллах приказал по всем спорнымвопросам, связанным с основными или второстепенными предписаниямирелигии, обращаться к Аллаху и Его посланнику, т.е. искать ответ вПисании Аллаха и Сунне Его посланника, поскольку они содержат решениевсех спорных вопросов. Это решение может быть конкретным или общим,выражаться намеком или указанием, вытекать из контекста или смысласвященного текста или опираться на суждение по аналогии, потому чтоПисание Аллаха и Сунна Его
посланника являются двумя столпами, на которых зиждется религия и без которых вера человека не может быть правильной.
Обращение к Корану и Сунне являетсяобязательным условием веры, и поэтому Аллах приказал людям поступатьтаким образом, если они веруют в Аллаха и Судный день. Из этогоследует, что если человек не обращается к Корану и Сунне за решениемспорных вопросов, то он не является истинным верующим. Напротив, такойчеловек уверовал в тагута, о чем свидетельствует следующий аят.
Затем Аллах возвестил о том, чтообращаться на суд к Аллаху и Его посланнику лучше и прекраснее поисходу, поскольку решения Аллаха и Его посланника являются самымипрекрасными, самыми справедливыми и самыми подходящими для людейрешениями, касающимися их религии, мирской и Последней жизни.
60. Разве ты не видел тех, которыезаявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное дотебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано неверовать в него? Дьявол желает ввести их в глубокое заблуждение.
Всевышний сообщил Своим рабам опоразительном поведении лицемеров, которые заявляют, что они уверовалив то, что принес Посланник, мир ему и благословение Аллаха, и то, чтобыло ниспослано прежде, но обращаются на суд к тагутам. Под тагутамиздесь подразумеваются все, кто принимает решения вопреки законам Аллаха.
Людям велено не обращаться на суд ктагутам. Разве можно после этого совместить обращение на суд к тагутами правую веру? Вера требует повиновения законам Аллаха и обращения кНему на суд по любым вопросам, и если человек называет себямусульманином, но отдает предпочтение законам тагутов перед законамиАллаха, то он является лжецом, который впал в заблуждение по наущениюсатаны. Именно поэтому Аллах сказал, что сатана желает увести людей вглубокое заблуждение и отклонить от истины.
61. Когда им говорят: «Придите к тому,что ниспослал Аллах, и к Посланнику», – ты видишь, как лицемерыстремительно отворачиваются от тебя.
62. А что будет, когда беда постигнетих за то, что приготовили их руки, после чего они придут к тебе и будутклясться Аллахом: «Мы хотели только добра и примирения»?
Каким будет положение этих заблудших,когда несчастья постигнут их за то, что они совершали грехи и вчастности обращались на суд к тагутам?! Оказавшись в таком положении,они придут к тебе и станут просить прощения за то, что они совершали.Они будут клясться Аллахом, что их единственным намерением было сделатьдобро препирающимся сторонам и примирить их. Однако они будут лгать,потому что настоящим добром является обращение на суд к Аллаху и Егопосланнику. Чье решение может быть лучше решения Аллаха для людей,обладающих убежденностью?
63. Аллах знает, что у них в сердцах.Посему отвернись от них, но увещевай их и говори им наедине (или говориим о них) убедительные слова.
Аллах знает о лицемерии и дурныхпомыслах, которые укоренились в их сердцах. Посему не обращай на нихвнимания и не отвечай на то, что они совершают, а лишь увещевай их,разъясняя им законы Всевышнего Аллаха, вдохновляя их на повиновениеАллаху и предостерегая их от ослушания. Увещевай их наедине, потому чтотак легче добиться желаемого, и говори убедительно для того, чтобыудержать их от совершаемых ими злодеяний.
Из этого откровения следует, что дажеесли проповедник отворачивается от ослушника, ему следует увещевать егонаедине и говорить убедительно в надежде достичь желаемого результата.
64. Мы отправили посланников только длятого, чтобы им повиновались с дозволения Аллаха. Если бы они, поступивнесправедливо по отношению к себе, пришли к тебе и попросили прощения уАллаха, если бы Посланник попросил прощения за них, то они нашли быАллаха Принимающим покаяния и Милосердным.
Это кораническое повествованиеподразумевает повеление и призыв повиноваться Посланнику Аллаха иоповещает о том, что Божьи посланники были отправлены для того, чтобылюди повиновались им, выполняли их повеления, избегали всегозапрещенного ими и почитали их так, как надлежит почитать тех, комуповинуются. Из этого откровения следует, что Божьи посланники былизащищены от ошибок во всем, что они провозглашали от имени Аллаха,приказывали или запрещали, поскольку Аллах приказал повиноваться им всамом широком смысле этого слова. Если бы они не были защищены отошибок в том, что они приказывали совершать, то Аллах не приказал быповиноваться им абсолютно во всем.
Из высказывания о том, что людиповинуются посланникам с дозволения Аллаха, следует, что это происходитв соответствии с предопределением Аллаха, и поэтому обсуждаемое намиоткровение свидетельствует в пользу Божьего предопределения, призываетрабов испрашивать помощи у Аллаха и разъясняет, что человек не способенповиноваться Посланнику, если Аллах не окажет ему поддержки.
Затем Аллах поведал о своей великойщедрости и своем великодушии и призвал грешников и ослушниковпризнаться в своих прегрешениях, раскаяться и попросить у Негопрощения. Аллах сказал, что если бы они пришли к Пророку, мир ему иблагословение Аллаха, признав свои прегрешения и покаявшись в них, еслибы они попросили прощения у Аллаха и если бы Посланник попросил Аллахао прощении для них, то Всевышний Аллах простил бы им несправедливыепоступки и смилостивился бы над ними, приняв их покаяния, наставив ихна прямой путь и одарив их вознаграждением.
Безусловно, предписание приходить кПосланнику, мир ему и благословение Аллаха, оставалось в силе, пока онбыл жив. В пользу такого толкования свидетельствует контекст этогооткровения, поскольку По
сланник мог попросить прощения за грешников только при жизни. А послеего смерти людям запрещается обращаться к нему с просьбами, посколькуэто является проявлением язычества.
65. Но нет – клянусь твоим Господом! –они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, чтозапутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение оттвоего решения и не подчинятся полностью.
Всевышний поклялся самим собой, чтолюди не уверуют, пока не изберут Божьего Посланника судьей во всехспорных вопросах. Это не относится к вопросам, по которым всемусульмане придерживаются единого мнения, поскольку оно всегдаопирается только на Коран и Сунну. Однако для того, чтобы статьверующим, недостаточно просто обратиться на суд к Посланнику. Люди недолжны испытывать никакого стеснения в сердцах от его решений и несмотреть на его повеления сквозь пальцы. Но даже после этого люди нестанут верующими, пока они полностью не подчинятся его воле и не станутвыполнять его предписания со спокойной душой и полным удовлетворением.
Обращаясь на суд к Аллаху и Егопосланнику, человек становится мусульманином. Избавившись от стеснения,он становится верующим. А покорившись воле Аллаха и Его посланника, онстановится добродетельным праведником. Если человек надлежащим образомвыполняет все три предписания, то он исповедует религию самымсовершенным образом. Если он отказывается выполнять законы религии таки не считает это обязательным, то он является неверующим. Если же он непридерживается этих законов, но считает их обязательными, то онявляется одним из грешников.