ОН ВЗДУМАЛ ЗАПУГАТЬ АНАСА ИБН МĀЛИКА, НО БЫЛ ЗАПУГАН САМ
Пятница, 21 декабря 2007 г. = 12 Зуль-Хиджжа 1428 х.г.
Аль-хамду Лилляахи наста‘иинаху уа настаґфируху, уа на‘уузу билляахи мин шуруури анфусинаа уа сайи‘аати а‘маалинаа. Ман йяхдих Илляаху фаляа мудилла ляху уа ман йюдлил фаляа хаадийя ляху. Уа ашхаду ан ляа иляаха илл-Аллаах уа ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху уа расуулюху
Йяа аййухаа-ллазиина ааману-ттаķу-лляаха хаķķа туķаатихи уа ляа тамуутунна илляа уа антум муслимуун
Йяа аййухаа‘н-наасу-ттаķу раббакуму-ллязии кхалаķаку мин нафсин уаахидатин уа кхалаķа минхаа зауджахаа уа басса минхумаа риджаалан касииран уа нисаа‘ан уа‘ттаķу-Лляах аллязии тасаа'алюуна бихи уа‘ль-архаама инна Аллааха каана ‘алейкум раķиибан
Йяа аййаху‘ллазиина ааману-ттаķуЛляаха уа ķуулюу ķаулан садиидан
ОН ВЗДУМАЛ ЗАПУГАТЬ АНАСА ИБН МĀЛИКА, НО БЫЛ ЗАПУГАН САМ
История пятьдесят вторая
Однажды Хаджаджибн Йуусуф вызвал к себе Анаса ибн Мāлика, и когда тот вошёл, Хаджадж вгневе сказал ему: «Что ты хочешь, Унейс (уменьшительно-унизительное от имени Анас)?Что с тобой – день ты с ‘Али, день с Ибн Зубейром и день с Ибн Аш’асом?Я буду погонять тебя так, как погоняют барана, и заставлю истекатькровью так, как течёт дерево смолой! Уйди отсюда, и пусть Аллāх лишиттебя слуха!» Анас произнёс: «Все мы принадлежим Аллāху и все вернёмся кНему. Если бы не мои маленькие дети, то мне было бы всё равно, как ябуду казнён и какой смертью умру». После этих слов он вышел от Хаджаджаи написал письмо ‘Абдул-Мāлику ибн Маруану, сообщив ему о том, чтопроизнёс Хаджадж. Когда кхалиифа прочитал это послание, его гневу иудивлению не было предела. В этом письме было следующее:
«Во имя Аллāха, Милостивого, Милосердного. К повелителю правоверных,‘Абдул-Мāлику ибн Маруану, от Анаса ибн Мāлика. Знай, что Хаджаджзаставил меня выслушать ругательства, которые он произнёс в мой адрес,и я не хотел слышать подобное. Спроси с него за моё оскорбление, ибо яумру слугой Посланника Аллāха и его сподвижником. Мир тебе, милостьАллāха и Его благословение».
В другой версии этой истории приводится, что Анас ибн Мāликнаписал: «Если бы кто-то из людей был слугой у ‘Иисы ибн Марйам илидаже его сподвижником или из тех, кто видел его, и про него узнали быхристиане, то их правители отправились к нему. Он был бы для нихвеликим, заняв место в их сердцах. Или если бы человек был слугой Муусыили видел его, и иудеи прознали бы про этого человека, они бывозвеличили его и возлюбили настолько, насколько смогли. Я же – слугаПосланника Аллāха, его сподвижник и человек, видевший его. Я ел вместес ним и ходил вместе с ним. Мы вместе сражались против его врагов, носейчас Хаджадж оскорбил меня и совершил больше этого».
Мухаммад ибн Зубейр сказал: «Те, кто были в тот момент рядом с‘Абдул-Мāликом, рассказали мне, что он, прочитав письмо, разгневался изаплакал, не в силах сдержать себя». ‘Абдул-Мāлик тут же написал дваписьма и приказал Исма‘иилу ибн Убейдулла доставить их адресатам. Онсказал: «Возьми их и отправляйся в Ирак. Начни с Анаса ибн Мāлика ипередай ему моё послание, приветствие и скажи: «О, Абу Хамза! Я написалписьмо проклятому Хаджаджу, и если он прочитает его, он станетпослушнее для тебя, чем твоя рабыня». Когда Исма‘иил прибыл к Хаджаджу,тот обрадовался и сказал: «Я приветствую того человека, которого люблю,и люблю встречу с ним».
Но Исма‘иил сказал: «Клянусь Аллāхом, я тоже люблю встречаться с тобой,но только не в этот раз». В этот момент Хаджадж испугался, и цвет еголица изменился. Он спросил: «Так с чем же ты прибыл ко мне?» Исма‘иилответил: «Я покинул правителя правоверных в тот момент, когда он был вужасном гневе на тебя и в отчуждении». Хаджадж вскочил со своего места,и Исма‘иил бросил ему послание кхалиифа, которое тот принялся читать.Он читал его, смотря то на письмо, то на Исма‘иила, истекая потом, акогда окончил чтение, сказал: «Давай отправимся к Абу Хамзе и будемпросить его прощения и добиваться его довольства!» Исма‘иил ответил:«Не спеши так».
Но Хаджадж возразил: «Как мне не спешить в тот момент, когда со мнойпроизошло то, что я никогда не забуду?!» В письме к Хаджаджу былонаписано следующее: «Во имя Аллāха, Милостивого, Милосердного. Отповелителя правоверных, Абдуль-Мāлика ибн Маруана, к Хаджаджу ибнЮсуфу. Ты всего лишь раб, который натворил дел и вознёсся без права. Тыперешёл пределы дозволенного, совершив этот поступок. Когда я ведутебя, ты следуешь по моим стопам, а когда оставляю, ты тут жеотворачиваешься! Пусть проклянет тебя Аллāх за того раба, который почтиослеп! Неужели ты забыл бедствия своих предков в Таифе и то, как онирыли себе колодцы?! Как ты забыл про то, что твоё племя носило камни насебе, а твоя мать высушивала гроздья винограда! Я буду гнать тебя так,как волк гонит лисицу или сокол – зайца. Как ты посмел досадитьсподвижнику Посланника Аллāха?!!
Ты должен смотреть на его достоинства и закрывать глаза на егонедостатки. Ты нарушаешь договор с Аллāхом и дерзаешь выступать противНего! Клянусь Аллāхом, если христиане или иудеи прознали бы прочеловека, который прислуживал их пророкам, они бы возвысили его,почитали и любили. Нет, даже если бы они знали про человека, которыйухаживал за ослом ‘Иисы или Узейра, они бы возвысили и его. но какпроизошло то, что Анас ибн Мāлик, который был слугой Посланника Аллāхавосемь лет, выслушал от тебя такое?! Ведь он – один из немногих живущихсейчас сподвижников! Когда ты получишь это письмо, то будь послушнееперед Анасом ибн Мāликом, чем его собственные сандалии. В противномслучае я отправлю в твой адрес стрелу, которая не промахнётся». Этоунижение было для «великого» Хаджаджа только в мирской жизни, так чтоже ждёт его в Вечной обители?!
По материалам книги шейкха Хани аль-Хаджа "100 историй о кончине несправедливых" (перевод Саида абу Саада)
Подготовили сёстры Умм Саад, Раяна и Марйам