О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте егозаписывайте
Толкование Куръана.Шейх Ас-Саади
СУРА "АЛЬ-БАКАРА" ("КОРОВА")
282. О те, которые уверовали! Если вызаключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его, ипусть писарь записывает его справедливо. Писарь не должен отказыватьсязаписать его так, как его научил Аллах. Пусть он пишет, и пусть берущийвзаймы диктует и страшится Аллаха, своего Господа, и ничего не убавляетиз него. А если берущий взаймы слабоумен, немощен или не способендиктовать самостоятельно, пусть его доверенное лицо диктует посправедливости. В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашегочисла. Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин,которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется,то другая напомнит ей. Свидетели не должны отказываться, если ихприглашают. Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым,вплоть до указания его срока. Так будет справедливее перед Аллахом,убедительнее для свидетельства и лучше для избежания сомнений. Но есливы заключаете наличную сделку и расплачиваетесь друг с другом на месте,то на вас не будет греха, если вы не запишите ее. Но призывайтесвидетелей, если вы заключаете торговый договор, и не причиняйте вредаписарю и свидетелю. Если же вы поступите так, то совершите грех.Бойтесь Аллаха – Аллах обучает вас. Аллах ведает о всякой вещи.
Творец заповедал Своим рабам заботитьсяо сохранении своих прав во время сделок и соглашений посредствомполезных правил, которые настолько прекрасны, что даже благоразумныемужи не способны придумать более прекрасные и совершенные предписания.Из этого откровения можно сделать следующие полезные выводы:
Шариат разрешает брать деньги в долг иприобретать товары в кредит, поскольку Аллах сообщил, что правоверныепоступают таким образом. Любые поступки, которыми можноохарактеризовать правоверных, являются следствием их веры иубежденности, и упоминание о таких поступках фактически означаетодобрение Всемогущего Владыки и Судии.
При заключении договоров о долговых обязательствах и аренде имущества обязательно должен быть указан срок окончания договора.
Если при заключении подобных договоровсроки их окончания не оговариваются, то они являются незаконными,потому что они могут повлечь опасные последствия и имеют сходство сазартными играми.
Всевышний приказал записывать договорао долговых обязательствах. Это предписание является обязательным, еслисоблюдение прав является обязательным, например, если выдаетсядоверенность либо заключается договор об опекунстве, распоряженииимуществом сироты, передачи вакуфного имущества или поручительстве. Оноявляется почти обязательным, если человек имеет достаточно основанийпредъявлять определенные права, и может быть желательным в той или инойстепени в зависимости от обстоятельств. В любом случае, составлениедоговоров в письменной форме является одним из важнейших факторов,способствующих сохранению прав обеих сторон, поскольку никто не защищенот забывчивости и ошибок и поскольку только таким образом можноуберечься от мошенников, которые не бояться Всевышнего Аллаха.
Всевышний повелел писцам записыватьобязанности обеих сторон по справедливости, не делая уступок одной изсторон по причине родства или по другим причинам и не ущемляя правдругой стороны по причине вражды или по другим похожим причинам.
Составление договоров в письменном видеявляется одним из самых превосходных деяний и благодеянием по отношениюк обеим сторонам. Оно способствует сохранению их прав и избавляет их отдополнительной ответственности, и поэтому писец должен исправновыполнять свои обязанности, дабы он мог насладиться своимвознаграждением.
Писцом должен быть человек, которыйумеет поступать правильно и справедливо и который известен своейсправедливостью, ибо если человек не умеет справедливо составлятьдоговора, то он не сможет выполнить свои обязанности, и если он неявляется справедливым человеком и не заслуживает доверия и признания окружающих, то составленный им договортакже не будет признан людьми и не поможет обеим сторонам сохранитьсвои права.
Справедливость писца дополняется егоумением грамотно излагать мысли и использовать терминологию, принятуюпри составлении различных договоров. При этом важная роль отводитсяобычаям и общепринятым правилам.
Составление договоров в письменном видеявляется милостью Аллаха по отношению к тем рабам, которые в противномслучае не могут исправно выполнять свои религиозные и мирскиеобязанности. Если Аллах научил человека умению грамотно составлятьдоговора, то такому рабу оказана великая милость, и для того, чтобынадлежащим образом отблагодарить Аллаха за такую милость, он обязанпомогать людям, составлять для них договора и не отказывать им в такойуслуге. Именно поэтому Аллах велел писцам не отказываться записатьдоговор так, как его научил Аллах.
Писец должен записать признание лица,которое несет материальные обязательства перед другой стороной, еслиэто лицо может ясно изложить свои обязательства. Если же это лицо не всостоянии ясно изложить свои мысли по причине малолетнего возраста,слабоумия, безумия, немоты или неспособности, то продиктовать договорза него должен опекун, который выступает при заключении договора вкачестве ответственного лица.
Признание является одним из важныхобстоятельств, посредством которых утверждаются права людей, потому чтоВсевышний Аллах приказал писцам записывать именно признания стороны,которая несет материальную ответственность.
Если человек не способен нести полнуюответственность по причине малолетнего возраста, слабоумия, безумия илипо другим причинам, то от его имени должен выступать опекун.
Опекун выступает от имени своегоподопечного во всех случаях, когда требуется его признание относительноего прав и обязательств.
Если человек назначает другое лицосвоим адвокатом или вверяет ему определенные полномочия в вопросахвзаимоотношений между людьми, то слова его полномочного представителяявляются приемлемыми, поскольку он выступает от имени уполномочивающеголица. И если опекунам разрешается выступать от имени людей, которые неспособны нести полную ответственность, то это тем более разрешаетсяполномочным представителям людей, которые по собственной воле вверяютим определенные полномочия. Слова таких полномочных представителейпринимаются во внимание и обладают юридической силой, а в случаеразногласий им отдается предпочтение перед словами уполномочивающеголица.
Человек, который несет материальную ответственность, обязан во времядиктовки договора или соглашения бояться Аллаха, не ущемлять правадругой стороны, не уменьшать качественную и количественнуюхарактеристику своих обязанностей и не искажать условия договора.Напротив, он обязан полностью признать свои обязанности перед другойстороной, равно как и другая сторона, обязана признать свои обязанностиперед ним. Если же стороны не поступают таким образом, то ониоказываются в числе обвешивающих и мошенников.
Мусульмане обязаны признавать своиобязанности, даже если они остаются незамеченными окружающими, причемтакой поступок является одним из самых славных проявленийбогобоязненности. Если же человек не сообщает о своих обязанностях,которые остаются незамеченными другой стороной, то это свидетельствуето недостатке и несовершенстве его богобоязненности.
При заключении торговых сделокмусульманам полагается призывать людей в свидетели. Религиозноеположение относительно присутствия свидетелей при заключении договорово долговых обязательствах одинаково с религиозным положениемотносительно составления таких договоров в письменной форме, которое мыуже обсудили, поскольку при составлении договоров в письменном видефактически записываются свидетельства. Что же касается наличных сделок,то их лучше заключать в присутствии свидетелей, но можно отказаться отсоставления таких договоров в письменном виде, потому что наличныесделки широко распространены, и составление таких договоров вписьменном виде является обременительным предписанием.
Свидетелями должны быть двоесправедливых мужчин. Если же присутствие двух справедливых мужчинневозможно или затруднительно, тогда свидетелями могут быть одинмужчина и две женщины. Это относится ко всем видам взаимоотношениймежду людьми, будь то заключение коммерческих сделок или договоров одолговых обязательствах, оформление связанных с ними условий илидокументов. Тут может возникнуть вопрос, почему Пророк Мухаммадпринимал решение на основании одного свидетельства, подтвержденногоклятвой, если обсуждаемый нами прекрасный аят требует свидетельствадвух мужчин или одного мужчины и двух женщин? Ответ на этот вопросзаключается в том, что в этом прекрасном аяте Творец призвал Своихрабов заботиться о сохранении своих прав и упомянул о самой совершеннойи надежной форме этого, однако этот аят никоим образом не противоречитрешениям Пророка Мухаммада, основанным на показаниях одного свидетеля,подтвержденных клятвой. Что касается вопроса о сохранении прав, топеред заключением сделки обе стороны должны принять самые совершенные мерыпредосторожности. Что же касается вопроса о разрешении тяжб, то приподобных разбирательствах принимаются во внимание наиболее убедительныеаргументы и доказательства.
Свидетельство двух женщин равносильносвидетельству одного мужчины только в мирских вопросах. Что же касаетсярелигиозных вопросов, таких как передача хадисов или изданиерелигиозных указов, то в них свидетельство женщины равносильносвидетельству мужчины, причем различия между этими двумя случаямисовершенно очевидны.
Всевышний указал на причину, по которойсвидетельство мужчины приравнивается к свидетельству двух женщин. Этапричина заключается в том, что женщины зачастую обладают слабойпамятью, тогда как мужчины обладают хорошей памятью.
Если один свидетель забыл опроисшествии, после чего второй свидетель напомнил ему о случившемся,то подобная забывчивость не причиняет вреда свидетелю, если онвосстановил события в памяти после напоминания. Об этом свидетельствуетоткровение о том, что если одна из свидетельниц ошибется, то втораядолжна напомнить ей. Тем более следует принимать свидетельствочеловека, который забыл о происшествии, после чего вспомнил о нем безнапоминания, поскольку свидетельство должно опираться наосведомленность и убежденность.
Свидетельство должно опираться наосведомленность и убежденность и не может строиться на сомнении, и еслисвидетель сомневается в собственных словах, то ему запрещается даватьсвидетельские показания. Даже если человек склоняется к определеннымпоказаниям, он все равно должен свидетельствовать только о том, что емудостоверно известно.
Свидетель не имеет права отказыватьсяот дачи показаний, если его приглашают предстать в качестве свидетеля,причем выступление в качестве свидетеля является одним из самыхдостойных благодеяний, поскольку Аллах приказал правоверным поступатьтак и сообщил о пользе этого благодеяния.
Запрещается причинять вред писцу исвидетелям, приглашая их выполнить свои обязанности в неудобное для нихвремя и при таких обстоятельствах, которые могут причинить им вред.Ответственные стороны также не имеют права причинять вред писцу исвидетелям, а писец и свидетели не имеют права причинять вредответственным сторонам или одной из них. Из всего сказанного следует,что если составление договоров и соглашений в письменном виде, участиепри этом в качестве свидетеля или дача показаний могут причинить вред,то люди могут отказаться от выполнения обязанностей писца и свидетеля.
Всевышний подчеркнул, что мусульмане не должны причинять вред всем тем,кто делает добро, и не должны обременять их непосильными обязанностями.Всевышний сказал: «Воздают ли за добро иначе, чем добром?» (55:60). Что же касается тех, кто делает добро, то они должны выполнятьсвои обязанности самым совершенным образом, не попрекая людей оказаннойуслугой и не обижая их ни словом, ни делом, поскольку в противномслучае их поступки не могут считаться праведными.
Писец и свидетели не имеют права братьвознаграждение за свои услуги, потому что сам Аллах обязал Своих рабовзаписывать договора и выступать в качестве свидетелей и потому чтовознаграждение за подобные услуги наносит ущерб сторонам, которыезаключают договора и соглашения.
Всевышний обратил внимание рабов наогромную пользу, которую они могут извлечь, если будут исправновыполнять эти славные наставления. Они смогут сохранить свои права,соблюсти справедливость, избавиться от споров и притязаний, а такжезастраховаться от забывчивости и рассеянности. Именно поэтому Аллахсообщил, что соблюдение ниспосланных предписаний будет справедливееперед Аллахом, убедительнее для свидетельства и лучше для избежаниясомнений. В этих вещах люди действительно ощущают острую потребность.
Изучение правил составления договоров вписьменном виде относится к религиозным вопросам, поскольку это умениепозволяет сохранить веру и мирское благополучие и оказывать услугиокружающим.
Если Аллах почтил человека особымумением, в котором нуждаются остальные люди, то для того, чтобыотблагодарить Аллаха надлежащим образом, человек должен использоватьсвое умение во благо рабов Аллаха и удовлетворять их нужды. Подобныйвывод следует из того, что сразу после запрета на уклонение отсоставления договоров в письменном виде Аллах напомнил писцам о том,что именно Он научил их правильно составлять договора. И хотя подобнаяуслуга является их обязанностью, Аллах непременно будет удовлетворятьих нужды, пока они удовлетворяют нужды своих братьев.
Причинение вреда свидетелям и писцамявляется нечестием, поскольку под этим подразумевается уклонение отповиновения Аллаху и ослушание. Нечестие может проявляться в большейили меньшей степени и в самых разных формах, и поэтому Аллах не назвалверующих, которые ослушаются этого повеления, нечестивцами, а сказал,что они совершают грех. Чем больше человек уклоняется от повиновениясвоему Господу, тем более выраженным становится его нечестие игрехопадение.
Богобоязненность является средством обретения знаний, потому что Аллахобещал обучить рабов, которые исповедуют богобоязненность. Еще болеевыразительным является следующее откровение по этому поводу:
«О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь , отпустит вам ваши прегрешения и простит вас» (8:29).
К обретению полезного знания относитсяне только изучение религиозных вопросов, связанных с обрядамипоклонения, но и изучение мирских наук, связанных с взаимоотношениямимежду людьми, потому что Аллах заботится обо всех религиозных и мирскихделах Своих рабов и потому что великое писание Аллаха содержитразъяснение всякой вещи.
283. Если вы окажетесь в поездке и ненайдете писаря, то назначьте залог, который можно получить в руки. Ноесли один из вас доверяет другому, то пусть тот, кому доверено, вернетдоверенное ему и убоится Аллаха, своего Господа. Не скрывайтесвидетельства. А у тех, кто скрывает его, сердце поражено грехом.Аллаху известно о том, что вы совершаете.
Из этого аята можно сделать следующие полезные выводы:
При заключении сделок и договоровразрешается брать залог и требовать гарантии, которые позволят рабуполучить то, что ему полагается, независимо от того, являются стороныправедниками или грешниками, заслуживающими доверия людьми иливероломными мошенниками. Подобные гарантии позволяют людям сохранитьсвои права и предотвращают споры.
Самым лучшим залогом является тот,который можно взять. Однако это не означает того, что залог являетсянедействительным, если его невозможно взять и унести. Упомянув озалоге, который можно получить на руки, Всевышний Аллах разъяснил, чтоесли залог можно получить в руки, то он является надежной гарантиейсохранения прав человека, если же залог невозможно получить в руки, то такая гарантия является несовершенной.
Предписание назначать залог, которыйможно получить в руки, свидетельствует о том, что если междузакладчиком и берущим заклад возникают разногласия относительно размерадолга и заклада, то окончательное слово остается за берущим заклад,потому что он имеет больше прав и потому что заклад является гарантиейего прав. И если его слово не будет окончательным, то сохранение егоправ не будет гарантировано в отсутствие писца и свидетелей.
Если стороны доверяют друг другу, то имразрешается заключать договора без гарантий, которые защищают их права,и без свидетелей. Однако при таких обстоятельствах они должнынадлежащим образом бояться Аллаха, поскольку в противном случае человекможет лишиться того, что он должен получить. Именно поэтому при такихобстоятельствах Аллах повелел тем, кто несет материальнуюответственность, бояться Аллаха и полностью возвращать вверенное ему нахранение имущество.
Если один человек доверяет другому своеимущество, то он оказывает ему великую честь, признавая его набожностьи верность, и поэтому лицо, которое несет материальную ответственность,должно полностью вернуть вверенное ему на хранение имущество по двумпричинам: чтобы выполнить свои обязанности перед Аллахом, которыйповелел поступать таким образом, и чтобы выполнить свои обязанностиперед человеком, который оказал ему доверие и отдал ему на хранениесвою собственность.
Шариат категорически запрещает скрыватьсвидетельство, и если человек скрывает свидетельство, то его сердцепоражено грехом, хотя сердце является важнейшим органом человеческогоорганизма. Это объясняется тем, что сокрытие истинного свидетельстваподобно лживому свидетельству и способствует ущемлению прав людей инарушению взаимоотношений между людьми. И если человек совершаетподобный грех, то он несет ответственность за свой проступок ипроступок того, кто несет материальную ответственность перед другойстороной.
Следует отметить, что брать залогразрешается как во время поездки, так и на постоянном местожительстве.Однако в обсуждаемом нами аяте упоминается залог только во времяпоездки, потому что при таких обстоятельствах люди обычно не могутнайти писца и свидетелей и прибегают к назначению залога. В завершенииэтого аята Аллах напомнил о том, что Ему доподлинно известно обо всехдеяниях рабов, дабы вдохновить людей на заключение достойных сделок иуберечь их от дурных сделок.