О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь.
183. Оте, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он былпредписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь.
Всевышнийповедал о милости, которую Аллах оказал Своим рабам, ниспослав импредписание соблюдать обязательный пост. Это предписание также былониспослано предыдущим религиозным общинам, поскольку пост относится кчислу тех предписаний, которые приносят людям пользу во все времена.Всевышний словно призвал мусульман стремиться опередить другиерелигиозные общины в совершении праведных деяний и обретении достойныхкачеств и сообщил, что пост не является обременительным обрядомпоклонения, который выпал на долю только одних мусульман.
ЗатемВсевышний Аллах сообщил о пользе поста, который является одним из самыхважных факторов, способствующих обретению благочестия ибогобоязненности, поскольку постящийся мусульманин выполняет повелениеАллаха и избегает запрещенных поступков. Пост оказывает положительноевоздействие на богобоязненность человека по нескольким причинам.
Во-первых,постящемуся человеку запрещается есть, пить, вступать в половуюблизость и совершать другие поступки, к которым человеческая душаиспытывает влечение, и если постящийся отказывается от этого в надеждеприблизиться к Аллаху и получить Его вознаграждение, то это ужесвидетельствует о его богобоязненности.
Во-вторых,постящийся приучает себя всегда помнить о том, что он находится подприсмотром Всевышнего Аллаха. Он сознательно отказыва
ется от удовольствий, которые угодны его душе и которые он можетбеспрепятственно получить, только потому, что за ним наблюдает Аллах.
В-третьих,во время поста суживаются сосуды, по которым дьяволы передвигается почеловеческому телу, и поэтому уменьшается воздействие сатаны начеловека и уменьшается количество совершаемых им грехов.
В-четвертых,во время поста человек обычно стремится совершить побольше праведныхпоступков, а ведь именно праведные поступки являются признакомблагочестия и богобоязненности.
В-пятых,когда богатый человек ощущает на себе боли, которые вызывает голод, онначинает активнее помогать бедным и неимущим людям, что также являетсяодним из признаков благочестия и богобоязненности.
184. Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится впути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которыеспособны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка. Аесли кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Новам лучше поститься, если бы вы только знали!
Послеупоминания о том, что соблюдение поста является обязательнымпредписанием, Всевышний Аллах поведал о том, что мусульманский постявляется коротким и легким, и облегчил обязанности Своих рабов,позволив больным людям и путешественникам возмещать пропущенный пост вдругие дни. Болезнь и дальняя дорога обычно доставляют людям многотрудностей, и поэтому Аллах позволил мусульманам разговляться при такихобстоятельствах. Однако пост является крайне полезным обрядомпоклонения для каждого правоверного, и поэтому Аллах повелел возмещатьпропущенные дни поста после окончания болезни или по возвращении изпутешествия, когда человек вернется к спокойной жизни.
Упоминаниео считанном количестве дней свидетельствует о том, что при возмещениипропущенного поста мусульманин должен возместить столько дней, сколькоон пропустил в месяце рамадан, причем вместо пропущенного неполного дняон должен поститься один полный день. При возмещении поста разрешаетсявместо пропущенного короткого и холодного дня поститься один длинный ижаркий день, и наоборот.
Затем Всевышний Аллах позволил вместо соблюдения поста накормить закаждый пропущенный день одного бедняка. Это предписание оставалось всиле короткое время, когда Всевышний Аллах только ниспослал повелениесоблюдать пост. Пост был настолько непривычен для мусульман, чтокатегорическое повеление поститься могло стать обременительным длямногих людей, и поэтому премудрый Господь пожелал постепенноподготовить Своих рабов к более тяжелому предписанию и позволил имсамостоятельно делать выбор между соблюдением поста и кормлениембедняка, но подчеркнул, что для них будет лучше поститься. ВпоследствииАллах повелел соблюдать пост в обязательном порядке каждому, ктоспособен поститься, и позволил разговляться и возмещать пропущенныйпост каждому, кто испытывает временные трудности.
Существуетмнение, что этот аят распространяется только на пожилых старцев идругих людей, которые не способны перенести тяготы поста. Такие людиобязаны во искупление пропущенного поста накормить одного бедняка закаждый пропущенный день. Это мнение также является достоверным.
Тафсир Шейха Ас - Саади