Дуа – его адабы и запреты

ИзображениеХвалаАллаху, Господу миров, мир и благословения посланнику Аллаха. Ясвидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха,нет Ему сотоварища, а так же свидетельствую, что Мухаммад - Его раб ипосланник. А затем:
  Воистину, одним из самых достойныхповиновений, величайших поклонений и того, чем приближается мусульманинк своему Господу – является дуа (мольба), и это, потому что дуавключает в себя признание величественности Создателя и Его силы, Егобогатства и могущества. В дуа входит принижение раба и его покорностьперед своим Творцом, Свят Он и Велик.
  Аллах повелел нам делать дуа и пообещал нам отвечать на него. Всевышний Аллах сказал: «ЕслиМои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зовмолящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруютв Меня, быть может, они последуют верным путем».Сура аль-Бакъара, 186 аят.

  Люди относительно дуа находятся в одном из трех положений: есть те, ктообращаются с дуа не к Аллаху, и это многобожники. Даже если они будутискренни в своих дуа в тяжелые моменты, это не поможет им. ВсевышнийАллах сказал: «Когдаони садятся на корабль, то взывают к Аллаху, очищая перед Ним своюверу. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, они тотчас начинаютприобщать сотоварищей».Сура аль-Анкабут, 65 аят.
 Внекотором роде на них похож тот мусульманин, который делает дуа Аллахуво время бедствий и несчастий, а когда он пребывает в благополучии –забывает и не просит. Передается от Абу Хурейры, да будет доволен имАллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:"Кто хочет, чтобы Аллах отвечал ему в бедствиях, пусть чаще обращаетсяс дуа в благополучии".1
 Средилюдей есть такие, которым Аллах дал большую милость, но они неблагодарят Его, напротив, они проявляют гордость и высокомерие. Аллахсказал о таких: ВашГосподь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которыепревозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными».Сура Гъафир, 60 аят.
 Такжеесть верующие, которые познали могущество своего Господа и убедились,что нет в этом мире счастья и успеха, кроме как от Него. ВсевышнийАллах сказал, описывая их: «Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с надеждой и страхом и были смиренны перед Нами».Сура аль-Анбия 90 аят.
 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, объясняя своейумме достоинство дуа: "Нет вещи более благородной перед Аллахом, чемдуа".2
  Анас передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Делайте дуа, говоря "я Заль-джаляли ва ль-икрам".3
  Сказал поэт:

  Не проси нужды своей у потомка Адама,
  Проси Того, Чьи двери всегда открыты (для просящего).
  Аллах гневается, если ты прекращаешь просить Его,
  А потомок Адама гневается, когда к нему обращаются (с просьбой).

  Рабу Аллаха нужно выполнять в своем дуа следующее:

  Во-первых,искренность к Аллаху в дуа. От ан-Нуъмана бин Башира, да будет доволеним Аллах, передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах иприветствует, сказал: "Дуа – это поклонение".4
 Всевышний Аллах сказал, указывая на обязательность искренности в поклонении Ему: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне…».Сура аль-Бейина, 5 аят. Аллах также сказал: «Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом». Сура аль-Джинн, 18 аят.
 Во-вторых: чтобы раб не торопился в ожидании ответа на свое дуа.Аллах более знающ, в чем польза для Его рабов. Любому человеку,сделавшему дуа, будет отвечено; либо он получит то, что просил, либо отнего будет отведено зло, либо он накопит дуа в качестве благого деладля загробной жизни, как это приходит в достоверном хадисе от Пророка,да благословит его Аллах и приветствует5. Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил торопиться, желая ответ на дуа.
 ОтАбу Хурейры, да будет доволен им Аллах, приводится, что посланникАллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждому извас будет дан ответ, если только не станет он торопить (события) иговорить: “Я обратился с мольбой (к Аллаху), но не получил ответа!”» 6
 В-третьих: чтобы он не просил о грехе или порывании родственных связей.
 ОтАбу Хурейры, да будет доволен им Аллах, приводится, что посланникАллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Всегда намолитву раба будет отвечено, если только он не помолится о совершениизлодеяния или разрыва кровных уз…"7
 В-четвертых: чтобы во время дуа его сердце присутствовало иучаствовало, стремилось к своему Господу во время мольбы в спокойствиии боязни Аллаха, будучи уверенным, в том, что  на дуа будет отвечено.
 ОтАбу Хурейры, да будет доволен им Аллах, приводится, что посланникАллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Делайте дуаАллаху, когда вы уверены в ответе, и знайте, что Аллах не отвечает надуа того, чье сердце беспечно и праздно".8
 В-пятых: боязнь Аллаха, проявляющаяся в том, чтобы повиноваться Аллаху и отстраняться от грехов. Всевышний Аллах сказал:
«Воистину,Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя. Еслиже Аллах пожелает людям зла, то ничто не предотвратит этого. Нет у нихвластелина, кроме Него». Сура ар-Раъд, 11 аят.
 Некоторые Салафы сказали: "Ответ на дуа может опаздывать из-за того, что его дорога перекрыта грехами".
 В-шестых: чтобы человек знал, что из наибольших препятствий дляответа на дуа является поедание запретного, хотя многие, к сожалению,не обращают на это внимания.
 От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, приводится, что посланникАллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Наступитвремя, когда человек не будет обращать внимание, как он достал деньги,из дозволенного или запретного".9
 Например,мы можем видеть некоторых людей, которые силой и несправедливостьюотнимают у людей имущество, некоторые делают это хитростью и обманом.Среди них есть такие, которые ущемляют рабочих в их правах, другие жевкладывают свои деньги в банки под проценты, или же проводят в своейторговле сомнительные или запретные сделки.
 ОтАбу Хурейры, да будет доволен им Аллах, приводится, что посланникАллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Люди!Истинно, Аллах - Благой и принимает Он только благое. Аллах приказалверующим то, что приказал посланникам, сказав: "О посланники! Вкушайте блага и поступайте праведно. Воистину, Мне известно о том, что вы совершаете". Он также сказал: "О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас".Затем он упомянул о мужчине, который уже долго находится в путешествиии, будучи лохматым, грязным, протягивает свои руки к небу; "О, Господи!О, Господи!.." Но пища его харам, питье его харам. одежда его харам инапитан он харамом... Как же будет отвечено такому на его призыв?!"10

 Ученые упомянули адабы11дуа, описав их в своих книгах, и верующим рабам необходимо знать их исоблюдать. Среди них то, что человек, делающий дуа, следует начинать своздания хвалы Аллаху и прославления Его, просьбы благословить иприветствовать Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует,четко просить свою просьбу. Не следует говорить: "Аллах, прости мне,если пожелаешь" и просьбы, подобные этой; нужно поднять руки во времядуа по направлению к къибле, быть в состоянии омовения, признавать своигрехи и милость Аллаха по отношению к нему. Нужно показать то, как оннуждается во Всевышнем Аллахе, говорить свои жалобы Ему, не проявлятьагрессию во время дуа. Эти адабы разъяснены достоверными хадисами отПророка, да благословит его Аллах и приветствует.
  Можно просить в благословенные промежутки времени, в которых дуа не остается без ответа – во время земного поклона (суджуд),между азаном и икъамой, дуа ночью, в последние часы дня пятницы, вовремя дождя, ифтара постящегося человека, в ночь предопределения, вдень Арафа, в конце обязательных намазов, при призыве на намаз, вовремя икъамы на намаз, во время столкновения рядов на пути Аллаха, припробуждении ото сна ночью, дуа теми словами, которые приводятся отПророка, да благословит его Аллах и приветствует. Все эти временаподтверждаются достоверными хадисами от Пророка, да благословит егоАллах и приветствует.
 Также от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, пришлисообщения о тех, на чьи дуа Аллах отвечает: среди них дуа человека засвоего брата в его отсутствие, дуа родителя, путешественника,постящегося, несправедливо обиженного, справедливого имама, дуаблагочестивого сына, дуа человека, проснувшегося ото сна, если онпросит определенными словами, и т.д.
 ОтАбу Хурейры, да будет доволен им Аллах, приводится, что посланникАллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Дуанесправедливо притесненного человека Аллах поднимает выше облаков,открывает для этого дуа двери небес, и Господь говорит: "Клянусь Своимвеличием и могуществом, Я обязательно помогу тебе, даже если черезнекоторое время".
 Пророк,да благословит его Аллах и приветствует, выбирал в своих дуа общиепросьбы и говорил: "Господь наш! Даруй нам хорошее в этой жизни и вжизни будущей и защити от наказания огня!", он часто говорил это дуа.
  Также он говорил: "О переворачивающий сердца, укрепи мое сердце на твоей религии".
  И он сказал Али: "Скажи: "Аллах, направь меня и укрепи меня".
 Оннаучил Аишу говорить в ночь предопределения: "О Аллах, воистину, Ты –Милостивый, любишь Милость, смилуйся надо мной" и многие другие дуа.
 И хвала Аллаху, Господу миров, и да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью и всех сподвижников.

________________________

  1"Сунан" ат-Тирмизи, 5\426, № 3382. Тирмизи сказал, что это хадисгъариб, Альбани назвал его сахихом в "аль-Джамеъ ас-сагъир", № 6290.
  2"Сунан" ат-Тирмизи, 5\455, № 3370. Абу Иса сказал: этот хадис хасангъариб, и Альбани назвал его сахихом в "Сахих" ат-Тирмизи, 3\138.
  3"Сунан" ат-Тирмизи, 5\539, № 3524. Абу Иса сказал, что это хадисгъариб, и аль-Альбани назвал его сахихом в "Сахихе" ат-Тирмизи, 3\172.
  4 "Сунан" Абу Дауда, 2\76, № 1479, см. "Сахих аль-джамеъ ас-сагъир", № 3401.
  5 См. "Муснад" имама Ахмада, 3\18.
  6 "Сахих" аль-Бухари, 4\161, № 6340, "Сахих" Муслима, 4\2095, № 2735.
  7 Кусок из хадиса в "Сахихе" Муслима, 4\2096, № 2735.
  8 "Сунан" ат-Тирмизи, 5\517-518, № 3479, аль-Альбани назвал хадис хасаном в "аль-Ахадис ас-сахиха", № 594.
  9 "Сахих" аль-Бухари, 2\84, № 2083.
 10 "Сахих" Муслима, 2\74, № 1015.
 11 Правила, желательные действия.
 12 "Сунан" ат-Тирмизи, 5\578, № 3598, Абу Иса сказал, что это хадис хасан.


Из книги Доктора Амина ибн АбдуЛЛаха аш-Шакъави, "Ежедневные уроки" стр.69-74
Перевод: Умму Абдурахман, проверка: Абу Абдурахман Дагестани.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика