С какого количества имущества выплачивается закят
Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не следует выплачивать садаку1 (с имущества стоимостью) менее пяти окий2(серебра), и не следует выплачивать садаку (со стада, состоящего) менеечем из пяти верблюдов, и не следует выплачивать садаку (с урожая) менеечем в пять васков3». Аль-Бухари и Муслим.
Этот хадис включает в себя указание на минимальное количество каждогоиз основных видов имущества, с которого необходимо выплачивать закят.Речь идёт о зерне, финиках, трёх видах скота, деньгах и товарах. Чтокасается зерна и фиников, то, в соответствии с содержанием данногохадиса, наименьшее количество, с которого следует выплачивать закят,равняется пяти васкам, а с того, что меньше этого, закят не берётся.
Что касается закята со скота, то он вообще невыплачивается, если человеку принадлежит стадо менее чем в пятьверблюдов. Начиная с пяти, закят составляет одну овцу, и следуетотдавать по одной овце с каждых пяти верблюдов, если в стаде их будетменее двадцати пяти. Если в стаде от двадцати пяти до тридцати пятиверблюдов, то закят с него будет составлять одну годовалую верблюдицу,начиная с тридцати шести – одну двухгодовалую, начиная с сорока шести –одну трёхгодовалую, начиная с шестидесяти одного – четырёхгодовалую,начиная с семидесяти шести – две двухгодовалых верблюдицы, а начиная сдевяносто одного – две трёхгодовалых верблюдицы. Если же в стаде большеста двадцати верблюдов, то закят с каждых сорока из них составляет однудвухгодовалую верблюдицу, а с каждых пятидесяти – одну трёхгодовалую.
Что касается коров, то начиная с тридцати, закят с них будетсоставлять одну годовалую тёлку или телёнка, а начиная с сорока – однудвухгодовалую тёлку. Если же в стаде больше сорока коров, то с каждыхтридцати взимается один годовалый телёнок или тёлка, а с каждых сорока– одна двухгодовалая тёлка.
Закят в размере одной овцы взимается втом случае, если в стаде их не менее сорока, начиная со ста двадцатиодной он будет составлять две овцы, начиная с двухсот одной – три, аесли их больше, то – по одной с каждой сотни; что же касается неполнойсотни, то с этого закят не взимается.
Не взимается закят также и состальных видов скота, например с лошадей, мулов и ослов, если толькоони не предназначаются для продажи6.
Что касаетсязакята с денежных средств, то он выплачивается начиная с пяти окийсеребра, а каждая окийа соответствует сорока дирхемам. Если суммадостигает двухсот дирхемов, то закят будет составлять одну сороковую еёчасть7. То же самое относится и к товарам, предназначеннымдля купли или продажи с целью получения прибыли. Все необходимыевыплаты производятся в конце года, а если дело касается зерна илифиников, то – по завершении сбора урожая, а Аллах Всевышний сказал: «…и отдавайте с них должное в день сбора урожая8… »
Таковы виды имущества, с которых следует выплачивать закят.
Что же касается расходования собранных в качестве закята денежныхсредств, продуктов и скота, то об этом Аллах Всевышний сказал так: «Милостыня9(предназначается) только для бедных и неимущих, и тех, кто занимаетсяеё (сбором), и тех, чьи сердца были приведены к согласию, и (дляосвобождения) рабов, и (для несостоятельных) должников, и (на дела) напути Аллаха, и (для) путника в качестве предписанного Аллахом, а Аллах– Знающий, Мудрый»10. “Покаяние”, 60.
___________________________
1На первых этапах существования ислама закят именовался также и садакой.В данном случае имеется в виду именно обязательный закят.
2 Окийа – мера веса, равная 37,44 гр.
3 Один васк равняется 252,342 литра или же 194,3 килограмма пшеницы.
4 Один са‘ равен 3,25 килограмма.
5В разные периоды времени и в разных мусульманских странах меры веса,объёма и длины, обозначавшиеся одинаковыми названиями, моглизначительно отличаться друг от друга.
6 Имам Абу Ханифасчитал, что выплачивать закят с этих животных следует, тогда как АбуЙусуф и Мухаммад Ибн аль-Хасан полагали, что делать это необязательно. (См.: “Аль-Хидайа”, т. 1, стр. 108).
7 Иначе говоря, 2,5 процента.
8 Имеется в виду либо закят, либо добровольные даяния неимущим в виде части собранного урожая.
9 Здесь речь идёт об обязательном закяте.
10Под “бедными” в данном аяте подразумеваются неимущие, которые ни о чёмне просят людей, под “неимущими” – те, кто просит подаяния, под “теми,чьи сердца хотят приручить”, – неверные, которых Пророк, да благословитего Аллах и приветствует, хотел склонить к исламу, что же касаетсярасходования собранных средств на пути Аллаха, то прежде всего онипредназначались для участников боевых походов.
Шайх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди, "Радость сердец благочестивых".