Сообщается, что Малик бин аль-Хувайрис, да будет доволен им Аллах, сказал: – Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Молитесь так же, как на ваших глазах молился я, а когда настанет времямолитвы, пусть один из вас призовёт вас к молитве и пусть старший извас руководит вашей молитвой»2. Аль-Бухари и Муслим. Сказанное Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, состоитиз трёх частей, важнейшей из которых является первая. Первой частьюследует считать слова: «…когда настанет время молитвы, пусть один извас призовёт вас к молитве…» Эти слова указывают на то, что произнесение азана является одним изтребований шариата, что азан обязателен, поскольку Пророк, даблагословит его Аллах и приветствует, велел произносить его, и чтопроизносится он сразу после наступления времени молитвы. Исключением изэтого правила является утренняя молитва, так как посланник Аллаха, даблагословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Когда) Билял станетпроизносить азан ночью3, (продолжайте) есть и пить4, пока призыв не начнёт возглашать Ибн Умм Мактум!»5 Произнесение азана является такой обязанностью, выполнять которую должны хотя бы отдельные члены общины (фард аль-кифайа) 6,а не всеобщей обязанностью (фард аль-‘айн), так как всеобщейобязанностью это было бы в том случае, если бы Пророк, да благословитего Аллах и приветствует, адресовал данное веление каждому взрослому идееспособному человеку, но этого не было, а поскольку он потребовалтолько, чтобы этот призыв произносился, не указав на конкретныхисполнителей, мы и говорим, что это – “фард аль-кифайа”. Кроме того, вэтом хадисе сообщается, что он, да благословит его Аллах иприветствует, сказал: «…пусть один из вас произнесёт слова азана…», чтоже касается слов, из которых состоит азан, то они общеизвестны. Муаззин должен обладать хорошим голосом, быть надёжным человеком, знатьоб установленном времени наступления молитв и стараться точноопределять такое время, поскольку для достижения цели это являетсянаилучшим, но, как правило, достаточно будет, если он просто станетсвоевременно объявлять о наступлении времени молитвы. Данныйхадис служит указанием на обязательность азана как в обычныхобстоятельствах, так и во время поездок, что же касается икамы, то онадополняет собой азан, поскольку азан является объявлением о наступлениивремени молитвы, а икама – объявлением о начале молитвы как таковой. Известномножество хадисов, в которых указывается на достоинство азана, большуюнаграду, которая полагается за его произнесение, и желательностьповторения за муаззином слов азана, то есть повторения всего того, чтоговорит муаззин, за исключением его слов: “Cпешите на молитву, спешитек спасению!” – вместо которых человеку следует обратиться к Аллаху спросьбой о помощи в совершении молитвы и достижении спасения, к чемуАллах его призывает и в чём заключается всё благо. В этом случаечеловеку следует произнести слова: “Нет мощи и силы ни у кого, кромеАллаха” /Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях/ 7, после чего вознести мольбы за Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и сказать: «О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи Мухаммада к аль-Васи-ле8 и высокому положению9 и направь его к месту достохвальному10, которое Ты обещал ему!»11,а затем обратиться к Аллаху с мольбами за себя, поскольку на мольбы,обращаемые к Аллаху в это время, будет дан ответ, и человеку следуетстремиться возносить их. Второй частью являются слова Пророка,да благословит его Аллах и приветствует: «…и пусть имамом вашим будетстарший из вас». Эти слова указывают на обязательность совместноймолитвы, которая считается таковой в том случае, если в ней принимаютучастие по меньшей мере двое: имам и тот, кто совершает молитву, следуяпримеру имама. Здесь есть также и указание на то, что имамом долженбыть наиболее подходящий для этого человек, а в другом хадисесообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах иприветствует, сказал: «Пусть имамом для людей будет тот, кто лучше всехзнает Книгу Аллаха12, если же в этом отношении они равны, то– лучше всех знающий сунну, а если они равны и в этом, то – раньше всехсовершивший хиджру13 или раньше всех остальных принявший ислам». Муслим. Такимобразом, если люди близки друг к другу с точки зрения того, о чёмговорится в приведённом нами хадисе, лучше будет, чтобы имамом сталстарший из них. Выдвижение вперёд старшего по возрасту в каждом деле,которое требует упорядоченности, узаконено шариатом, если толькомладший не обладает каким-либо преимуществом, так как посланник Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Уступи) старшему,(уступи) старшему!»14 Такимобразом, совместная молитва предполагает участие в ней имама и того,кто совершает молитву, находясь за ним. Во время совместной молитвыимам нужен для того, чтобы другие молились, подражая ему, и когда онпроизносит слова “Аллах велик”, все остальные должны повторять их вследза ним. Кроме того, они должны повторять за имамом его движения, когдаон совершает поясные и земные поклоны или поднимается, совершать же всёэто одновременно с ним запрещается. Что же касается опережения его вовсех без исключения действиях, совершаемых во время молитвы, то это нетолько является запретным, но и делает молитву недействительной. Итак, всем стоящим за имамом велено подражать ему и запрещено совершатьлюбые движения одновременно с ним, опережать его и намного отставать отнего. Когда молящихся двое или больше, будет лучше всего, если онивстанут в ряд позади имама, но допускается также, чтобы они становилисьсправа от него или же и справа, и слева. Если помимо имама в молитвепринимает участие только один человек, то ему следует встать справа отимама, а женщина должна занять своё место позади мужчины или же мужчин.Если на молитве присутствует только одна женщина, то она должна стоятьв своём ряду в одиночестве, а если женщин несколько, им следуетвыстраиваться в ряд так же, как это предписывается делать мужчинам. Втом случае, когда позади имама или позади выстроившихся в ряд мужчинстоит один мужчина, не имеющий на то никаких веских оснований, молитваего является недействительной. Для того,чтобы осуществлять свои функции во время молитвы должнымобразом, имаму следует совершать всё необходимое. Имеется в виду, что,он должен произносить вслух слова ??????? ????? “Аллах велик” и в нужные моменты произносить слова ?????? ??????? ????? ???????? 15.Кроме того, имам обязательно должен находиться впереди остальныхмолящихся, следить за тем, чтобы люди успевали повторять за ним всёнеобходимое, и не слишком затягивать чтение аятов Корана, но в то жевремя совершать всё должным образом. Третья часть, которая вданном хадисе находится на первом месте, состоит из слов посланникаАллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Молитесь так же, какмолился у вас на глазах я…» Таким образом, в том, что касалось молитвы,Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, наставлял людей словоми делом и точно так же он поступал во время хаджжа, говоря людям: «(Япоступаю так,) чтобы вы учились (у меня совершению) ваших обрядов».16 Этислова касаются всего того, что Пророк, да благословит его Аллах иприветствует, говорил, делал и повелевал делать во время молитвы. Егоуказания были направлены на то, чтобы каждый раб Аллаха полностьювыполнил все предварительные условия совершения молитвы, после чеговстал бы на место её совершения и обратился лицом к кибле, имея в своёмсердце намерение совершить определённую молитву, а потом сказал бы:“Аллах велик”, и стал обращаться к Аллаху с мольбами и просьбами озащите от шайтана перед началом своей молитвы, говоря то же самое, чтов подобных случаях говорил посланник Аллаха, да благословит его Аллах иприветствует, например, следующее: «СлаваТебе, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно имя Твоё, превыше всеговеличие Твоё и нет бога, кроме Тебя» /Субхана-кя, Аллахумма, ваби-хамди-кя, ва табаракя исмукя, ва та’аля джадду-кя, ва ля иляхагайру-кя/. После этого он должен сказать: ??? ???? ?????? ?????? “С именем Аллаха Милостивого, Милосердного”, и прочитать “Аль-Фатиху”,а затем – одну из длинных сур, если совершается утренняя молитва, иодну из коротких, если совершается молитва закатная, что же касаетсяпрочих молитв, то во время их совершения после “Аль-Фатихи” читаютсясредние по длине суры. Затем он должен совершить первый поясной поклон, предварительно произнеся слова “Аллах велик” и подняв руки до уровня плеч17, поднимая их таким же образом при выпрямлении после каждого поясного поклона18,при произнесении слов “Аллах велик” перед началом молитвы и привставании после первого ташаххуда во время совершения молитв, состоящихиз четырёх или трёх ракатов. Совершая поясной поклон, обязательноследует сказать “Слава моему Великому Господу” /Субхана Рабби-ль-‘Азым/, хотя бы один раз19,а для того, чтобы сделать всё наилучшим образом необходимо произнестиэти слова трижды или более того. То же самое относится и к произнесениюслов После совершения поясного поклона и независимо от того, совершаетсямолитва индивидуально или же совершающий её является имамом, он долженсказать: “Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу! Господьнаш, хвала Тебе, хвала многая, благая и благословенная!” /Сами‘а-Ллахли-ман хамида-х! Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамд хамдан кяси¬ран, тайибан,мубаракян фи-хи!/. Если молитва совершается под руководством имама,каждый молящийся произносит те же слова, но не говорит: “Да услышитАллах того, кто воздал Ему хвалу!” Затем следует произнестислова “Аллах велик” и совершить земной поклон, касаясь земли семьюкостями: ступнями, коленями, кистями рук, а так же лбом и носом. Приэтом не следует широко расставлять локти, уподобляясь раскинувшей лапысобаке. Затем необходимо выпрямиться со словами “Аллах велик” иусесться на левую ногу, подняв вертикально ступню правой так, чтобыпальцы этой ноги были направлены в сторону киблы. Усаживаясь во времясовершения молитвы, человек должен принимать такую позу (ифтираш) вовсех случаях, за исключением его сидения во время последнего ташаххуда,когда он садится непосредственно на пол, просовывая левую ногу подправую (таваррук) 20. В промежутке между двумя земнымипоклонами он говорит: “О Аллах, прости меня, и помилуй меня, и исправьмоё положение, и выведи меня на правильный путь, и даруй мне средства ксуществованию и помоги мне!” /Аллахумма-гфир ли, ва-рхам-ни, ва-хди-ни,ва-рзук-ни ва-джбур-ни!/, а затем совершает второй земной поклон точнотак же, как и первый. Те же действия он повторяет во времясовершения каждого раката молитвы, и при этом после перехода к каждойновой молитвенной позе, когда человек поднимается или опускается наколени, совершает поясные или земные поклоны, встает или садится, емуследует на некоторое время задержаться в таком положении. Совершаяташаххуд, он должен сказать: “Приветствия Аллаху, и молитвы и лучшие слова, мир тебе, о Пророк, имилость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха.Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, чтоМухаммад – Его раб и Его посланник” /Ат-тахийат ли-Ллях, ва-с-саляватва-т-тайибат, ас-саля¬му аляй-кя, аййу-ха-н-наби, ва рахмату-Ллах вабаракяту-ху, ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Ллях ас-салихин. Ашхадуалля иляха илля-Ллах ва ашхаду анна Мухаммадан - ‘абду-ху варасулю-ху/. Эти слова произносятся после первого ташаххуда, после чего,если данная молитва состоит из трёх или четырёх ракатов, молящийсявстаёт и совершает её до конца, читая при этом только “Аль- Фатиху”.Если же этот ташаххуд является единственным или последним, то онговорит: “О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословилТы Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы,Славный! О Аллах, пошли благословения21 Мухаммаду исемейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима,поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный! О Аллах, поистине, яприбегаю к Твоей защите от мук ада, от мучений могилы, от искушенийжизни и смерти и от искушения Антихриста!” /Аллахумма, салли ‘аляМухаммад ва ‘аля аль Мухаммад кя-ма салляйта ‘аля Ибрахим ва ‘аля альИбрахим, инна-кя Хамидун, Маджидун! Аллахумма, барик ‘аля Мухаммад ва‘аля аль Мухаммад кя-ма баракта ‘аля Ибрахим ва ‘аля аль Ибрахим,инна-кя Хамидун, Маджид! Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ‘азабиджаханнам, ва мин ‘азаби-ль-кабр, ва мин фитнати-ль-махйа ва-ль-маматва мин фитнати-ль-Масихи-д-даджжаль!/ После этого он обращаетсяк Аллаху с мольбами о том, в чём он нуждается, и произносит словатаслима: “Мир вам и милость Аллаха” /Ас-саляму ‘аляй-кум варахмату-Ллах/, поворачиваясь направо и налево, а потом поминает Аллахапо примеру посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Что же касается слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,сказавшего: «Молитесь так же, как молился у вас на глазах я…», то ониозначают, что необходимо следовать всем его действиям, словам инаставлениям, и это является велением, исполнение которого либообязательно, либо желательно в зависимости от того, чем обосновываетсяего обязательность или желательность. Те части молитвы,пропускать которые недопустимо ни по небрежности, ни по неведению, нитем более намеренно, называются столпами22. К их числуотносятся такие составляющие молитвы, как произнесение слов “Аллахвелик” непосредственно перед началом молитвы (такбират аль-ихрам),чтение “Аль-Фатихи”, последний ташаххуд, произнесение слов таслима,стояние, поясные и земные поклоны и выпрямление после их завершения. Что же касается тех частей молитвы, которые не совершаются поневнимательности, что может быть исправлено путём совершениядополнительного земного поклона после завершения молитвы23,то они носят название “ваджиб” (обязательное). К их числу относятсятакие части молитвы, как сидение во время первого ташаххуда,произнесение слов “Аллах велик” во всех случаях, кроме произнесения ихперед началом молитвы, произнесение слов “Да услышит Аллах тех, ктовоздал Ему хвалу”, имамом и тем, кто совершает молитву в одиночестве,произнесение слов “Господь наш, хвала Тебе” каждым молящимся,однократное произнесение слов “Cлава моему Великому Господу” во времясовершения поясного поклона и слов “Слава моему Высочайшему Господу” вовремя совершения земного поклона, а также произнесение слов “Господь,прости меня!” между двумя земными поклонами. Если же говорить обовсём прочем, то это относится уже к числу того, что делает молитвуболее совершенной и является желательным, и в первую очередь это имеетотношение к духу и самой сути молитвы, а именно – к присутствию сердцаво время её совершения, размышлению над теми аятами Корана, которыебудет читать молящийся, а также произносимым им словам поминания иобращения к Аллаху с мольбами, его действиям, когда он стоит, сидит исовершает поясные и земные поклоны, и, наконец, проявлению молящимсясмирения и покорности по отношению к Аллаху. К этому же имеетотношение старание избегать того, что запрещал делать во время молитвыпосланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Здесьимеются в виду такие вещи, как смех, разговоры и множество не вызванныхникакой необходимостью движений. Всё это обязательно нужно принимать вовнимание по той причине, что молитва может считаться действительнойлишь в том случае, если молящийся выполнит все необходимые условия исовершит всё то, что относится к столпам (аркан) и обязательнымэлементам (ваджиб) молитвы. Кроме того, ему следует исключить всё, чтоделает молитву недействительной и может быть связано либо снеисполнением обязательного, либо с совершением запретного, например сразговорами и тому подобными вещами. ______________________________ 1“Икама” – объявление о начале молитвы. По форме икама идентична азану,если не считать того, что она в два раза короче, так как всё то, что вовремя азана произносится четырежды, здесь произносится дважды, аповторяемое во время азана дважды здесь произносится один раз. Ещё одноотличие состоит в том, что после слов “Спешите к спасению!” во времяикамы дважды повторяются слова “Молитва началась” /Къадкъамати-с-салят/. 2 В версии Муслима нет слов: «Молитесь так же, как молился у вас на глазах я…» 3 Имеется в виду, что этот азан Билял, да будет доволен им Аллах, произносил до наступления установленного времени молитвы. 4 Речь идёт о периоде мусульманского поста во время рамадана. 5В таком виде этот хадис, передаваемый со слов Ибн Умара, да будетдоволен им Аллах, приводит аль-Бухари, который сообщил, что Ибн Шихабаз-Зухри сказал: «Он (Ибн Мактум) был слепым и начинал произноситьслова призыва только после того, как другие говорили ему: “Светает,светает!”» Ибн Умм Мактум являлся вольноотпущенником Абу Бакра, дабудет доволен Аллах ими обоими, и пользовался расположением и довериемПророка, да благословит его Аллах и приветствует, который иногда дажеоставлял его за старшего в Медине на время своего отсутствия. Об ИбнУмм Мактуме упоминается в Коране (см.: “Нахмурился”). 6Ханафиты относят произнесение азана к категории “сунна муаккада”, тоесть тех действий, которые определённо соответствуют сунне Пророка, даблагословит его Аллах и приветствует. (См.: “Аль-Хидайа”, т. 1, стр. 44). 7 Возможен перевод: “…лишь Аллах даёт мощь и силу”. 8 “Аль-Василя” – название высшей ступени Рая, предназначенной только для Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. 9Имеется в виду такое положение, занимать которое достоин раб Аллаха вполном смысле этого слова, иными словами – лучший из рабов Его, каковымявляется пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. 10 Подразумевается, что человек, занимающий такое место, достоин всяческих похвал. 11 Эти слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, приводятся в одном из хадисов “Сахиха” Муслима. 12 Имеется в виду тот, кто больше всех читает Коран, лучше всех помнит его и в наибольшей мере следует его установлениям. 13 То есть раньше всех переселившийся из Мекки в Медину по религиозным соображениям. 14Об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов Сахля бин Абу Хайсама,да будет доволен им Аллах, где сообщается, что посланник Аллаха, даблагословит его Аллах и приветствует, произнёс эти слова, когда к немупришли трое людей и первым из них начал говорить младший. 15 Имеется в виду чтение Корана вслух во время утренней (фаджр), закатной (магриб), и вечерней (‘иша) молитв. 16 Этот хадис в несколько иной форме приводит Муслим, а ан-Наса’и приводит такую же его версию, которая приводится в этой книге. 17 Ханафиты считают, что руки следует поднимать до уровня мочек ушей. (См.: ’Аля ад-дин ас-Самарканди, “Тухфат аль-фукаха”, т. 1, стр. 126). 18 Ханафиты поднимают руки только во время первого произнесения этих слов в начале молитвы (такбират аль-ихрам). (См.: “Тухфат аль-фука-ха”, т. 1, стр. 132). 19Ханафиты относят произнесение этих слов к разряду желательных действий,совершаемых по примеру Пророка, да благословит его Аллах иприветствует. (См.: “Тухфат аль-фукаха”, т. 1, сс. 132-136). 20 Ханафиты во всех случаях принимают только позу “ифтираш”. (См.: “Тухфат аль-фукаха”, т. 1, стр. 137). 21Здесь под словами “благослови” (салли) и “пошли благословения” (барик)имеются в виду разные вещи. В первом случае “благослови” подразумеваетсобой – “отзовись о нём с похвалой среди ангелов”, что же касается слов“пошли благословения”, то в них вкладывается иной смысл – “продолжайвозвышать его и оказывать ему честь”. 22 Рукн (множ. число – аркан). 23 Суджуд ас-сахв. “Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу”, а также читать вслух Коран в соответствующих случаях “Слава моему Высочайшему Господу” /Субхана Рабби-ль-А‘ля/, при совершении земного поклона.
Шайх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди, "Радость сердец благочестивых". |