Международный кинофестиваль художественных фильмов в Амьене

Одним из чудес страны да и всего света гордо именуют французы древний готический собор в Амьене. Этот грандиозный памятник архитектуры начала XIII века и впрямь чудо из чудес. Я бы только затруднился подле него поставить какой-то порядковый номер, как это для удобства любящих порядок туристов делают составители некоторых путеводителей. Диву даешься, как вычисляются «призовые места» Василия Блаженного, Тадж-Махала или Собора Парижской Богоматери. Ведь тут нет столь безусловных критериев, как в спорте: голов, очков, секунд. Кубатура же, количество затраченного времени и строительных материалов вряд ли способны определить непреходящую ценность произведения искусства.

Кстати, примерно о том же мы говорили с директором Международного кинофестиваля художественных фильмов в Амьене Жан-Пьером Гарсиа.

— Подобные соображения ставили нас в тупик еще на первых наших фестивалях. Фильм, разумеется, не собор, но и здесь, согласитесь, критерии достаточно зыбки и неопределенны. Недаром некоторые крупнейшие мировые киносмотры либо отказались от призов и наград, либо не вводят их вовсе.

Правда, вот уже второй год на VIII и IX международных кинофестивалях в Амьене эти критерии помогают уточнить советские фильмы,— галантно улыбается Жан-Пьер.

Одного из главных призов (их здесь всего четыре) прошлогоднего Амьенского киносмотра удостоился фильм Георгия Гаврилова «Исповедь. Хроника отчуждения» («Мосфильм»). Ныне на IX Амьенском фестивале фильм Николая Скуйбина «БОМЖ» («Мосфильм») был отмечен сразу двумя наградами: призом Владимиру Стеклову за лучшее исполнение мужской роли и Специальным призом жюри постановщику этой картины.

Могу засвидетельствовать — наш фильм вызвал понимание и большой интерес в фестивальных аудиториях. Состоялось четыре его показа. После первой демонстрации, отвечая на вопросы зрителей, я понял, что темными местами с элементами некоей мистической загадочности для французов остаются: многолюдная винная очередь и процедура распития заветной бутылки тремя мужиками на лестничной площадке многоквартирного дома.

Особенно возбудился немолодой, плотный господин, как мне потом объяснили, владелец сети «Бистро» города Амьена. Он выразил готовность оказать немедленную и реальную помощь всем страждущим великой дружественной державы. Уверен, что его энергия и темперамент помогли бы этому благородному порыву. Но это пример, так сказать, юмористический. Вместе с тем глубоко трогало стремление зрителей, особенно молодых, сравнить ситуации «у нас» и «у них», найти какие-то общие корни проблем социальных, пути преодоления некоммуникабельности, отчуждения от общества. Поначалу удивлявшее постоянное желание вывести разговор, в частности о фильме «БОМЖ», на теоретический уровень бысто стало привычным. Ведь это фестиваль очень квалифицированных зрителей, родившийся из мощного киноклубного движения Пикардии. Настолько мощного, что примерно полтора десятка лет назад местному киноклубу удалось приобрести один из лучших кинотеатров города «Режан».

Там можно было познакомиться с работами, которые немыслимы для любого коммерческого проката. Это и фильмы так называемого «третьего мира», ленты молодых кинематографистов Франции, многих других стран, тематические показы классики. Все это систематизировалось, обобщалось и разъяснялось специальным киноизданием. Вокруг журнала и «Режана» группировались местная интеллигенция, студенты амьенского университета, все, кому дорого подлинное киноискусство.

Выразителем их интересов и стал Жан-Пьер Гарсиа вместе с группой единомышленников, учредивший девять лет назад международный кинофестиваль в Амьене. Понадобилось немало сил, энергии, изобретательности для того, чтобы добиться поддержки сначала местных властей, затем министерств культуры и иностранных дел Франции, участия в работе фестиваля таких разных организаций, как Международный католический киноцентр и автомобильный концерн «Мерседес».

Из ста фильмов сорока пяти государств, принимавших участие в различных программах Международного кинофестиваля в Амьене, для участия в конкурсе было предварительно отобрано четырнадцать картин.

Таким образом, само приглашение на конкурс является здесь безусловным признанием несомненных достоинств того или иного кинопроизведения. (Любопытный факт. Достоинства картины «БОМЖ», отмеченные в 1989 году не только наградами Амьена, но и призами актерского фестиваля в Калинине, не были замечены комиссией, допускающей к премьерному показу в Центральном Доме кинематографистов советские фильмы. Вот и пришлось и. о. первого секретаря правления Союза кинематографистов СССР А. Смирнову, вручая амьенские награды создателям фильма «БОМЖ», говорить о том, что картину эту, к сожалению, мало кто видел. Вкусовая цензура, осуществляемая в эпоху гласности людьми сколь безответственными, столь и некомпетентными, и в наши дни может исковеркать судьбу достойного кинопроизведения. Оказывается, «ниспровергатели тоталитарного мышления» великолепно владеют вроде бы забытыми приемами науки «хватать и не пущать».)

Главный приз IX Международного кинофестиваля в Амьене был присужден франко-аргентинскому фильму «Потерянные тела» (режиссер Эдуардо Де Грегорио). Молодой актрисе Лауре Моранте был также вручен приз за лучшее исполнение женской роли в этой картине. В ней воссоздаются некоторые обстоятельства жизни знаменитой певицы тридцатых годов. Сюжеты тех лет находят отражение в творчестве не менее известного в наши дни живописца. Крайне изысканной по всем своим компонентам камерной картине, пожалуй, недостает актуальности, выходов в сегодняшний день. Об этом говорилось на нескольких публичных обсуждениях. Они здесь неотъемлемая часть киносмотра.

Однако в спорах о соотнесенности актуального содержания с формами и средствами кинематографического выражения возобладало мнение, что в постоянном совершенствовании киноязыка — будущее кинематографа. Это суждение со сцены амьенского Дома культуры вынесло и международное жюри кинофестиваля в обоснование своего решения.

Дом культуры Амьена был воздвигнут в столице Пикардии в 1966 году. В соответствии с планом, разработанным тогдашним министром культуры Франции, видным писателем Андре Мальро, после Амьена такие дома были построены во многих департаментах страны. Это многоэтажное современное здание со многими залами, несколькими помещениями для картинных галерей, светлыми фойе, превосходной библиотекой, первоклассным рестораном.

Большой (2,5 тыс. мест) и малый (600 мест) залы Дома культуры, а также три зала лучшего в городе кинотеатра «Режан» и вместили в себя обширную и очень разнообразную программу IX Международного кинофестиваля. Она включала в себя, кроме конкурса, специальные показы чилийских фильмов восьмидесятых годов, а также работ голливудских режиссеров, стремившихся в годы разгула маккартизма в США утвердить в сознании миллионов стереотипы врагов Америки. Это фильмы: «Я был коммунистом, работая на ФБР», «Железный занавес», «Мой сын Джон» и другие ленты. Наряду с ними показывались картины, в которых известные американские постановщики в определенные годы демонстрировали свои симпатии к нашей стране, осуждали социальную несправедливость, нарушения прав человека в США: «Северная звезда», «Песнь о России», «Соль земли», «Так молода и так испорчена», «Подставное лицо», «Наследие голливудских черных списков».

— Любая «охота за ведьмами», где бы она ни велась, попытки грубой силой, доносами, судебными и всякого рода иными преследованиями подавить инакомыслие ничем хорошим не завершались,— свидетельствовал в различных аудиториях Ринг Ларднер-младший — известный сценарист и писатель, член знаменитой «голливудской десятки», в 1947 году бросившей вызов сенатору Джозефу Маккарти.

— Кстати сказать, с некоторыми из соратников сенатора мы вскоре встретились в тюрьмах США. Они упрятали нас туда за неуважение к конгрессу. Их посадили за взяточничество, казнокрадство, лжесвидетельство. Насколько мне известно, участь нескольких генераций сталинских и бериевских приспешников также была весьма печальной? — вежливо поинтересовался Ринг во время нашего совместного посещения амьенского Дома-музея Жюля Верна.

Я подтвердил информированность моего собеседника, сделав единственную поправку, что участь многих палачей была не просто печальной, а ужасающей.

— Ну для этого необязательно обладать фантазией Жюдя Верна, чтобы представить себе нечто подобное,— прокомментировал мою поправку Ринг Ларднер-младший.

Я же мысленно поздравил организаторов фестиваля, пригласивших в Амьен участника тех уже далеких событий, о которых разноречиво повествуют столь отличные друг от друга фильмы его американских коллег. Причем Ринг Ларднер-младший и его жена, голливудская киноактриса Фрэнсис Чэйни, никак не являли собой «свадебных генералов». Они живо и очень интересно делились опытом пребывания в «черных списках», увлекательно комментировали инволюцию некоторых ультралеваков в густопсовых ура-патриотов и наоборот. Комментарии их привлекали доброжелательным и искренним стремлением разобраться в объективных причинах, заставляющих людей трансформироваться столь радикальным образом. Тут не было желания свести счеты, утвердиться в правах «старых борцов», знатоков единственно верной и справедливой на все времена истины.

Столь же индивидуальны, разнообразны и не похожи друг на друга были чилийские фильмы восьмидесятых, их создатели. Они, конечно же, заслуживают отдельного рассказа, как и ленты Саммо Ханга — «звезды гонконгского кино» — или кинонаследие американского режиссера Эдгара Ульмера, посвященного еврейской теме. В Амьене демонстрировалась также его картина «Запорожец за Дунаем» — экранизация одноименной оперы украинского композитора Семена Гулак-Артемовского.

Набили оскомину стенания некоторых коллег по поводу отсутствия на наших фестивалях кинозвезд первой величины. Глубоко провинциальная тяга во что бы то ни стало прикоснуться к «тайнам великих киномира сего» несвойственна ныне ни одному серьезному мировому киносмотру. Тут стремятся прежде всего отыскать такие талантливые, острые и оригинальные, а потому интересные очень многим фильмы, как «Бадис» (Марокко, второй приз IX Международного фестиваля в Амьене), «Трагедия на тротуарах» (США), «БОМЖ» (СССР), «Летающая лисица на дереве свободы» (Новая Зеландия).

Следующая забота устроителей и организаторов хорошего фестиваля (в том числе и того, что в девятый раз в минувшем году состоялся в Амьене) пригласить журналистов, кинокритиков.

С результатами их деятельности довелось познакомиться в Париже. Буквально во всех сколько-нибудь значительных изданиях появились статьи, репортажи, разнообразная информация о только что завершившемся в столице Пикардии международном киносмотре. А это залог будущих успехов амьенских фестивалей.

Феликс Андреев

Международный кинофестиваль художественных фильмов в Амьене: 1 комментарий

  • 02.10.2021 в 17:09
    Permalink

    Неплохие фильмы, многие из них представлены в рейтинге лучших фильмов http://metarankings.ru/. Там же можно найти и самые популярные сериалы.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика