Рукья (заговор) и обереги
Рукья (заговор) и обереги
Хвала Аллаху, который приближает к Себе тех, кто держится за Его руководство, и отдаляет тех, кто противоречит Его велениям. Не будет унижен тот, кто был из сторонников Аллаха, и не получит величия тот, кто враждовал с Ним.
Свидетельствуем, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, что нет у Него ни сотоварищей, ни партнёров, ни компаньонов. Нет никакого объекта для поклонения помимо Него, и нет у нас другого Господа.
Свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха, Его посланник и избранник. Мир ему и благословение Всевышнего Аллаха, а также его семье, его сподвижникам, и всем, кто призывал к его пути и сам шёл по нему.
Дорогие мусульмане и мусульманки, бойтесь Аллаха, опасайтесь скверных дел, и совершайте как можно больше благих поступков.
Аллах, Велик Он и Славен, отправил к нам нашего пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), чтобы наше поклонение и служение было посвящено Одному Аллаху и никому другому. Пророк был послан к нам, чтобы сердца людей очистились от привязанности к этому миру и были связаны только с Аллахом, он упорно
боролся за это до самой смерти и озарил своей миссией дорогу для всех верующих во все времена.
В достоверном хадисе, который передаётся от Абу Башира аль-Ансари, сообщается: «В одном из своих походов Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправил человека с приказом, чтобы ни у одного верблюда на шее не осталось ожерелий из тетивы, все они должны были быть порезаны».
Эти ожерелья вешались на шеи верблюдов и других животных, они представляли собой скрученные несколько штук обветшалой тетивы от луков. Во времена невежества[ Времена невежества (джахилия) – время до прихода Ислама.] люди использовали непригодную тетиву в других целях. Они вешали её на шеи животных, полагая, что это оберегает их от сглаза и порчи.
Такие действия являются ширком (многобожием), и их необходимо устранять, потому что в них выражается пристрастие сердца к чему-то помимо Аллаха, Свят Он и Велик. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) заботился о своей общине и велел уничтожать все обереги, которые люди вешали на шеи своих животных, думая, что они охраняют от бедствий.
Этот хадис указывает на особое усердие Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в борьбе против ширка (многобожия). Он не проводил различия между тетевой, талисманами, ниточками и другими подобными вещами, все эти предметы запретны.
В качестве примера можно привести следующие предметы, которые люди подвешивают в различных местах, ошибочно полагая, что это защитит от сглаза:
- различные кожаные мешочки, в которые кладутся талисманы, надписи, бусинки, камешки, кости различных животных;
- медные и другие браслеты, цепочки, перстни с драгоценными камнями;
- голубой глаз (рисунок на котором изображен человеческий глаз голубого цвета);
- всё, что вешается на животных и машины с целью отвода бедствий и привлечения удачи и богатства (те же сухожилия животных[Тетиву раньше делали из сухожилий.], черные тряпочки, ветхие бурдюки, талисманы в виде маленьких ботинок и т.п.).
- всё, что вешается на стены домов и магазинов, ставится на полку с целью устранения зла и привлечения благодати, как например, старые медные монеты, подковы, чучело головы волка или оленя.
Можно еще долго перечислять предметы, используемые в качестве талисманов и оберегов. Люди, полагающиеся на их защиту, привязывают свои сердца к чему-то помимо Аллаха. Однако только Аллах способен принести пользу и нанести вред, только Он одаряет людей богатством и дает удел. Нет божества кроме Него, и нет у нас другого Господа.
Если кто-то повесил нечто похожее на языческие подвески с целью украшения, без убеждений, что данная вещь приносит пользу, то это все равно запрещено (харам), так как это является подражанием многобожникам и путем, ведущим к ширку.
Зайнаб, жена ибн Масуда, сказала: «Абдулла[Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) – муж Зайнаб.] увидел у меня на шее нитку, и спросил: «Что это?», я ответила, что это нитка на которую мне прочитали рукья (заговор), тогда он взял и разорвал её, а затем сказал: «О, семейство Абдуллы, вы не нуждаетесь в ширке, я слышал как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
( ?? ????? ? ??????? ? ?????? ??? )
«Поистине рукья (заговор), обереги и приворот – это ширк». В риваяте[Риваят – версия этого хадиса передаваемая другой цепочкой передатчиков.] этого хадиса у ибн Маджи говорится: «…Я сказала: «У меня гноился глаз, и я ходила к одному иудею, и когда он читал рукья, боль проходила». Абдулла сказал: «Это дело шайтана, он колол твой глаз, а когда тот читал рукья, отпускал тебя. Тебе достаточно было сказать слова, которые говорил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):
( ???????? ???????? ????? ????????, ?? ????? ?????? ????????? ??? ??????? ?????? ?????????, ??????? ??? ????????? ???????
[Транскрипция: «Азхиби-ль-ба`са Рабба-ннас, уа-шфи Анта-Шшафи ля шифаа илля шифаук, шифаан ля югадиру сакмаа»])
«Отведи болезнь, о, Господь людей, исцели, ведь ты Исцеляющий. Нет исцеления кроме Твоего исцеления, исцеления не оставляющего никакой болезни»[Эта молитва приводится также в «ас-Сахих» аль-Бухари].
Запретным видом рукья являются языческие заклинания, которые они называли «азима» (непоколебимость). Но к числу запретных видов рукья не относится рукья, которое не содержит слов многобожия. Доказательства из Сунны указывают на дозволенность рукья от сглаза, лихорадки, укусов змей и насекомых.
Рукья (заговор) бывает двух видов:
1. Рукья узаконенное и разрешённое Шариатом:
Это рукья, при выполнении которого выполнены три условия:
Первое: Молитвы, читаемые больному, не должны противоречить исламским убеждениям, и желательно, чтобы они были взяты из Корана и Сунны.
Второе: Все они должны быть на арабском языке, или языке, понятном присутствующим.
Третье: Люди должны воспринимать рукья только как причину, ведущую к исцелению, знать, что молитва не лечит сама по себе, что польза и вред исходят только от Аллаха. Рукья может совершаться путём чтения Корана и легкого поплевывания[Поплевывание происходит с минимальнам выделением слюны.] непосредственно на больного, или через чтение аятов Корана на воду, которую пьет больной.
2. Рукья, запрещенная Шариатом
Это рукья, которая содержит молитвы, обращенные кому-то помимо Аллаха, как, например, взывание к ангелам, пророкам, праведникам, демонам, звездам и т.п. Такая рукья является большим ширком, и тот, кто делает это, выходит из Ислама и не может считаться мусульманином. Если при совершении рукья используются талисманы, непонятные надписи, взывание к каким-то именам, смысл которых неизвестен, то это также запрещено, т.к. приводит к многобожию.
Оберегами считается также всё, что вешается на детей или прикрепляется на их одежду. Некоторые сподвижники разрешали вешать аяты Корана, другие запрещали это, считая такое действие запретным, к их числу относился и ибн Масуд (да будет доволен им Аллах).
Обереги бывают двух видов:
1. Обереги, содержащие изречения из Корана и пророческие молитвы.
Например, если человек вешает на шею весь Коран или определённые аяты, или аят аль-Курси, это не разрешается по трём причинам:
Во-первых, в хадисе дается общий запрет на все виды оберегов и талисманов, и не существует никаких хадисов, передаваемых от Пророка, что обереги, содержащие в себе Коран, разрешены.
«Поистине рукья (заговор), обереги и приворот – это ширк».
Во-вторых, это не разрешается, чтобы люди со временем не стали надевать те оберёги, которые содержат ширк и неверие[Также надо заметить, что даже те, кто надевает обереги с Кораном, в большинстве своем не надеются на помощь Аллаха, но связывают удачу и благополучие с данным оберегом, что является ширком.].
В-третьих, вешание Корана на шею создаёт большой риск и вероятность того, что человек будет небрежно относиться к Словам Аллаха, при входе в туалет и во время сна.
Если бы такие обереги были разрешены, то об этом было бы известно из хадисов. При жизни Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) читал своим сподвижникам рукья, и ему читали рукья, но он никогда не делал оберегов, не смотря на то, что имел все возможности. Ни в Коране, ни в Сунне мы не найдем ничего, что указывало бы на дозволенность использования оберегов, сделанных из Корана. В приведенном выше хадисе был дан общий запрет, и чтобы сделать какое-либо исключение необходимо веское доказательство.
2. Обереги, которые не содержат в себе Коран и пророческие молитвы.
Это обереги, с надписями молитв о помощи, обращенные к кому-то помимо Всевышнего Аллаха, как например, молитвы к пророкам и ангелам. К этому виду также относятся обереги, в которые кладутся бусинки, косточки, волосы, камешки и другие предметы. Делается это для привлечения блага и отвода бедствий. Всё это является многобожием, потому что никто не может отвести от нас вред, кроме одного Аллаха, о чем и говорится в хадисе: «Поистине рукья (заговор), обереги и приворот – это ширк».
Что касается приворота (тиваля), то оно абсолютно и единогласно запрещено в любых его проявлениях, как сказано в хадисе. Приворот – это такой вид колдовства, при котором заколдовывается какой-либо предмет, а затем подкладывается определенному человеку. Таким образом колдуны[К колдунам в Исламе относятся все экстрасенсы, телепаты, волшебники, гипнотизеры, предсказатели, прорицатели, мистики, окультисты, каббалисты.] заставляют, например, жену полюбить мужа, или мужчину влюбиться в какую-то женщину. Сами колдуны называют этот вид колдовства «атф» (разворот, изменение). Это действие было причислено Пророком (мир ему и благословение Аллаха) к многобожию, потому что тот, кто обращается к колдуну, надеется получить защиту и пользу не у Аллаха. Что касается колдуна, то он не может достигнуть необходимой эффективности приворота, пока не вступит в сделку с шайтаном и не докажет свою преданность ему путем идолопоклонничества и явного неверия.
Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, многие рукья и обереги – это ширк, сторонитесь их» (Передал Ваки`).
Сообщается от Абдуллы ибн Хакима, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
?? ???? ???? ??? ????
«Кто повесит на себя что-то, будет поручен этой вещи»[Аллах оставит свою заботу об этом человеке и поручит этому бездушному предмету хранить и помогать ему. Но разве она способна хоть чем-то помочь ему!?] (Хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи).
Человек может привязываться к чему-то как сердцем, так и делом, или и тем, и другим вместе. Если раб Аллаха привязался к какой-то вещи, то Аллах поручает его этой вещи. Тот же, кто привязал своё сердце к Аллаху, в своих нуждах обращался к Нему, прибегал к Его защите и доверял Аллаху все свои дела, тому будет достаточно только его Господа и не будет у этого человека нужды ни в ком и ни в чем другом. А тот, чья душа стала привязанной к кому-то или чему-то помимо Аллаха, и он положился на самого себя, на свой разум, на свой ум, на лекарства или обереги, того Аллах отдаст на милость тех вещей, на которые он так надеялся, оставит его без поддержки. Всевышний сказал:
?????? ??????????? ????? ??????? ?????? ????????
«Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» (Ат-Таляк: 3).
Привязанность к чему-то помимо Аллаха, может быть двух видов:
1. Привязанность, противоречащая самой основе Единобожия, когда человек привязывается к вещи, которая не способна повлиять на что-либо. Такая привязанность побуждает человека опираться на объект привязанности, отворачиваясь при этом от Всевышнего Аллаха. Примером этого может послужить привязанность могилопоклонников к святым, лежащим в могилах. Они не отказываются от своего многобожия даже во время трудностей, и если с ними случается какое-то бедствие, они говорят: «О, такой-то! спаси нас». Нет сомнения в том, что такие действия являются большим ширком (многобожием), выводящим человека за пределы исламской общины.
2. Привязанность, нарушающая полноту и совершенство Единобожия, когда человек опирается на реальную причину, которая по воле Аллаха, может иметь воздействие, но при этом он не обращает внимания на Создателя причин, которым является Всевышний Господь. Примером этому может послужить больной человек, который всецело полагается на лекарства и не уповает на Аллаха, считая, что исцеление дается ему таблетками, а не Аллахом. Это является малым ширком (многобожием), такой человек не выходит из Ислама, но совершает великий грех.
Также в пример можно привести служащего, сердце которого привязано к начальнику, дающему ему зарплату, но при этом служащий пренебрегает Создателем причин, не надеется на Него, забывая о том, что результаты наших действий исходят от Аллаха. Такой человек впадает в малый ширк (многобожие). Если же служащий будет убеждён, что Создатель причины – это Аллах, и только на Него следует расчитывать и уповать, но вместе с этим он будет держать в уме что начальник – это необходимая причина, без которой невозможно добиться необходимого результата, то это не будет указывать на неправильность упования. Напротив, именно такой подход и будет считаться самым правильным в уповании и надежде на Аллаха. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принимал все необходимые меры для достижения результата, и вместе с этим он полностью полагался на Создателя причин и результатов, на Всевышнего Аллаха. И ниодно дерево не принесет плода, если этого не пожелает Великий Творец.
Сердце мусульманина должно быть привязано только к Аллаху, во всех своих делах он должен полагаться только на Него, принимая при этом все необходимые меры и создавая соответствующие причины, это и есть настоящее и правильное упование.
?????? ?????????? ??????? ??????? ???? ??????? ???? ???? ???? ?????? ?????????? ???????? ?????? ????? ????? ?????? ???????
«Если Аллах коснется тебя бедой, то никто не сможет избавить от нее, кроме Него. Если же Он коснется тебя благом, то ведь Он способен на всякую вещь» (Аль-Ан`ам: 17).
О, рабы Аллаха, Иман (вера, убеждение) в Единого Аллаха, у которого нет сотоварищей – это самое главное средство и самая важная причина. Любые действия и предпринятые меры, не подкреплённые Иманом (верой) и убежденностью, являются ложными и не приносят ничего, кроме потерь. Поступающий подобным образом человек не сможет насладиться плодами своих стараний и не получит выгоды.
О, те, которые уверовали, пусть шайтан ни в ком случае не сочтёт вас слабыми, а иначе он свернёт вас с пути истинного Имана, и вы понесёте явный убыток!
Нет никакого средства приближения к Аллаху более великого, чем Иман (вера), нет никакого пути, ведущего нас к Всевышнему короче, чем путь Ислама. Достаточно нам слов Аллаха, Велик Он и Славен, который сказал в Благородном Коране:
????? ????????? ??????? ???????? ??????? ????? ???????????? ??????????? ?????????? ????????????? ???? ????????? ???? ?????????? ???????????? ???????????? ??????? ???????? ?????????? * ?????? ??????????????? ??? ?????????? ?????????? ????? ????????? ???????? ?????? ??? ????????? ???????????? ???????? ?????? ??? ?????????? * ?????? ???? ??????? ???????
«Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь - Аллах», - а потом были стойки, нисходят ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам. Мы - ваши помощники (или хранители) в мирской жизни и Последней жизни. Вам там уготовано все, чего пожелают ваши души! Вам там уготовано все, о чем вы попросите! Таково угощение от Прощающего, Милосердного» (Фуссылят: 30-32).
???????? ??????? ????? ?????????? ????????????? ?????????? ???????????? ???? ?????????????
«Господь наш! Мы уверовали в то, что Ты ниспослал, и последовали за посланником. Запиши же нас в число свидетельствующих» (Алю Имран: 53).
???????? ???????? ????????? ?????????? ???????? ?????????? ???? ??????? ??????????? ????????? ???????? ????????? ????? ?????????? ????????? ?????? ????????????? ???????????? ???? ??????????
«Господь наш! Мы услышали глашатая (Мухаммада), который призывал к вере: «Уверуйте в вашего Господа», - и мы уверовали. Господь наш! Прости нам наши грехи, отпусти нам наши прегрешения и упокой нас вместе с благочестивыми» (Алю Имран: 193).
Эти аяты являются ясным доводом, неопровержимым доказательством, честным аргументом в пользу того, что Иман – это средство достижения всего, что только может пожелать человек.
Да сделает Аллах всех нас одними из тех, кто услышал глашатая и ответил на его призыв, Аллах почтил их Раем, ширина которого – небо и земля, и он приготовлен для верующих.
Из книги: «Хутабу ат-Таухид аль-минбарийя»Автор: Абдульмалик аль-Касим