Заключение брака по телефону
Вопрос:
Ассалам алейкум.
Можно ли заключать брачный договор посредством телефона или других современных средств связи?
Ответ:
Уалейкум ассалам уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
Это один из актуальных вопрос в котором у современных ученых есть разногласие, и их взгляды разошлись относительно разрешения и его причин. Запрещения и его оснований.
Например Постоянная коммисия (аль-Ляджнату ад-Даима) во главе с шейхом ибн Базом направилась к запрету заключения брачных договоров путем телефона мотивировав это мнение с одной стороны тем что в современном мире появилось много способом и форм обмана путем подделывания голосов, и тем что Шариат проявил особую предосторожность в отношении брачного договора с другой стороны, сохранению чести, предосторожность отсутствующая в других формах договоров(торговля и т.д.).
См. Фатава аль-Ладжнати ад-Даима. Фатва 1216.
Также Фикховское Собрание в Джидде запретило заключение брачного договора с помощью телефона мотивировав это необходимостью наличия свидетельства со стороны свидетелей этого договора.
См. Фикху ль-бай уа аль-истисак. Шейх Али Салюси 28\29
Некоторые из современных ученых, такие как шейх Мустафа аз-Зарка, Сулейман аль-Ашкар разрешили заключение брачного договора через современные средства связи.
См. Мустаджадат фикхия фи кадаия аз-зауадж уа ат-талляк 109\112
И ответил шейх Сулейман на мотивировки ученых запрещающих это тем, что возможно убедиться в личности говорящего, а также свидетели могут слышать заключение брака, тем более если это будет происходить с помощью компьютерного экрана.И если это так , то нет основания для полного запрещения.
См. Мустаджадат фикхия фи кадаия аз-зауадж уа ат-талляк 109\112
Также шейх аль-Мунаджид упомянул мнение шейха ибн База в ответе на следующий вопрос
"Я хочу заключить брак с девушкой и е отец в другой стране, и я не могу сейчас отправиться к нему для того чтобы мы встретились , по причине недостатка метариальных средств. Можно ли мне позвонить ее отцу и он мне скажет: "Я выдаю замуж мою дочь такую то" , и я скажу что я принимаю брак , и там будут два свидетеля мусульманина, которые будут слышать наши слова через громко говоритель, и будет ли это законный брак?"
Шейх ибн Баз ответил на это:
"Если то что упомянуто является правдой(т.е. нет никакой подставки, игры и обмана), то этого будет достаточно для наличия условий шариатского брака , и он будет достоверным."
http://www.islam-qa.com/ar/ref/2201
В свою очередь, после ознакомления с доводами и мотивировками ученых в этом вопросе, редакции сайта видится более очевидным мнение о разрешении этого при наличие трех условий которые можно извлечь из мнения разрешающих.
1. Наличие острой необходимости или нужды в заключении этого брака с одной стороны и невозможности или затруднительности заключения его обычным образом .
2. Применение всех возможных мер для знания о действительных личностях заключающих договор (жених и уалий) и свидетелей.
3. Наличие свидетелей при его заключении и обязательное слышание ими формы договора. Т.е. уалий (отец, или тот кто его заменяет) говорит с женихом, а свидетели слышат их речь, через громкоговоритель или подобное этому.
Если эти условия будут отсутсвовать, то этот договор будет запрещен и недействителен.
Так как правило фикха звучит – Основа в половых органах (разрешении их) – запрет.
См. аль-Ашбах уа ан-Назаир 1\169
И если это так, то нельзя их разрешить при наличии сомнения.
Затем в случае наличия возможности заключить брак обычным образом это будет попадать под правило в котором есть разногласия относительно его употребления в том , что в основе разрешено, однако нет сомнения что в нашем вопросе оно будет дейстовать.
А это – Имеющий возможность достичь уверенности – не разрешается ему иждтихад и следование за предположением (пусть даже сильным).
См. аль-Ашбах уа ан-Назаир 1\387
А ведь даже в случае соблюдения всех необходимых условий для заключения договора с помощью современных средств связи- знание о достоверности и действительности заключающих договор- не выходит за границы сильного предположения.
Редакция сайта www.tayhid.lact.ru.