Взращивание имана в детях (Часть 1)
Взращивание имана в детях. Часть 1: Акыда, иман, ихсан
??? ???? ?????? ??????
На нашем сайте начинается публикация перевода книги Аиши Хамдан «Взращивание имана в детях». Надеемся, что она принесет пользу родителям в воспитании их детей и позволит им самим подняться на новый уровень в своей религии.
Вступление от переводчика
Быть полезными
О важности правильного исламского воспитания детей с раннего возраста сказано уже немало, на нашем сайте (Sestram.com) есть достаточное количество материалов на эту тему. В этой книге, «Взращивание имана в детях», вы, по воле Аллаха, прочитаете о том, что требуется от родителей для того, чтобы развить в ребенке веру в Аллаха, в Его Единство, страх перед Ним, любовь к Нему и надежду на Него. И так как о значимости этого и ответственности родителей в воспитании детей сказано и так много, то в этом предисловии я бы хотела поговорить на другую тему.
Я хочу призвать сестер делать дуа, чтобы Аллах не дал нам потонуть в быте и ежедневных хлопотах. Еще до появления ребенка я при общении с некоторыми сестрами замечала какую-то обреченность и усталость в разговоре. У них дети, готовка, уборка и другие заботы, которые их поглотили. Их каждый день в этом, их мысли и заботы об этом, и когда они встречаются с сестрами — их разговоры тоже об этом. Они устают дома, и при общении с сестрами они возвращают темы в эту бытовую плоскость, и в итоге после такой встречи усталой уходишь уже ты сама.
До того, как у нас родился сын, мне казалось это странным. Сейчас я их понимаю. Но я делаю дуа Аллаху, чтобы Он дал мне время и силы на дополнительное поклонение и получение знаний, а также — на совершение чего-то полезного для уммы. Это то, что не дает мне потонуть. Осознание того, что сидя дома с ребенком, я могу, к примеру, перевести книгу, которая по воле Аллаха принесет пользу моим сестрам — это то, что заставляет меня очнуться, вырваться из тянущихся чередой «обычных дней».
Находить время на это не просто. Бывают дни, когда я успеваю перевести только одно предложение или часть его. Но и это что-то.
Я не хочу никого обидеть, но для себя считаю неприемлемым «просто сидеть дома» и ничего не делать. «Просто сидеть дома» я взяла в кавычки, потому что подразумеваю под этим не то, для чего обычно используется это выражение. Я не призываю сестер покидать дома, идти работать, смешиваясь с мужчинами, или делать да’уат прохожим на улице. Это не то, что на мой взгляд помогает женщине самореализоваться. Ее главное призвание — быть дома, растя детей.
Но область, где она также может быть очень и очень полезна, а также это поможет ей раскрыться как личность и чувствовать свою полезность умме и религии Аллаха — это призыв, распространение знаний, ИЗ ДОМА. АльхамдулиЛлях в наше время это более чем легко.
Именно ощущение своей полезности умме, осознание того, что ты что-то можешь сделать, как-то принести пользу, поделиться каким-то знанием или распространить найденное — то, что так помогает мне. И я расстраиваюсь, когда проходят дни, а я не сделала ничего в этом плане, и радуюсь, когда что-то сделать мне удалось. Я чувствую удовлетворение от прошедшего дня. Вот к чему я призываю сестер.
Конечно, приоритеты при этом должны быть расставлены правильно: сначала и самое главное — поклонение Аллаху, затем — обязанности перед мужем и детьми, потом ведение хозяйства, время для себя и т. д. И если у кого-то ну никак нет времени ни на что, кроме выполнения обязательного минимума из того, что на них возложил Аллах, то нет повода расстраиваться. Быть женой и матерью — это большая и трудная работа, и вы и так совершаете самые полезные дела, на которые только способна женщина — поклоняетесь своему Господу, заботитесь о муже и растите детей. Что может быть важнее этого?
Но если вы чувствуете в себе силы и способности и какое-то чувство неудовлетворенности тем, как пролетают ваши дни, попробуйте найти область, в которой вы можете принести пользу умме. Может быть вы как я можете переводить, может быть — редактировать, может у вас есть сайт или форум, хотя бы группа или страница в социальной сети, где вы можете распространять знания об Исламе. Может быть вы умеете шить и можете за небольшую плату одеть знакомых сестер и их дочек в шариатский хиджаб. Может быть вы умеете читать Коран, знаете арабский язык, умеете делать хиджаму, можете проводить занятия с детьми по два часа в неделю, рассказывая им об Аллахе или хотя бы учить их читать, считать и писать? Все эти знания ждут того, когда вы ими поделитесь и принесли тем самым пользу нашей умме и религии Аллаха. Дело за вами.
Умм Муса
Примечание:
Хотела бы принести свои извинения за столь редкие обновления на сайте и поблагодарить всех, кто его читает и ждет новых материалов. Сайт не заброшен, он инша Аллах будет пополняться по мере сил и возможностей. БаракАллаху фикум!
Введение
Взгляд на положение детей и семей в мире сегодня поставит человека в тупик и опечалит его. Структура семьи разваливается по частям через разводы, разделения, родителей-одиночек и то, что дома без отцов из исключения превращаются в норму. Развитие технологий привело к тому, что теперь члены семьи проводят вместе так мало времени, как никогда прежде за всю историю. Дети тратят больше времени погрузившись в бессмысленные телепередачи и компьютерные игры (более 20 часов в неделю), чем в серьезные разговоры с родителями (менее 30 минут в неделю). Матери пополняют собой рабочую силу увеличивающимися темпами, часто оставляя при этом своих детей с посторонними людьми на длительное время. Перечислять можно бесконечно.
Наиболее сильной тенденцией сегодня является упадок основ морали и ценностей в семье. Аморальность становится распространенным и приемлемым образом жизни. Мошенничество, азартные игры, алкоголь и наркотики, добрачные и внебрачные отношения и многое другое стало нормой во многих странах мира. Что касается детей, то ослушание, обман и отсутствие уважения стали тремя опаснейшими «О» нашей эпохи. Дети и подростки больше не считают важным и необходимым слушаться и уважать своих родителей. Они не слушаются и обманывают, чтобы заслужить довольство своих друзей или заполучить какое-то мирское благо. Они делают это без малейшего чувства вины. Это коварная и опасная проблема, которая должна восприниматься очень серьезно.
К сожалению, семьи мусульман не защищены от этих явлений. Многие мусульмане на Западе борются с этими проблемами ежедневно. И по мере того, как глобализация вонзает свои клыки в каждый кусочек земли на планете, мусульмане по всему миру страдают все больше. И хотя термин «глобализация» изначально использовался для описания действия экономических сил, на самом деле она имеет долгосрочное влияние на моральные и социальные аспекты жизни людей. Страны импортируют не только товары и услуги, но они также привносят свои идеалы, ценности и мораль. Основной путь трансляции этих ценностей — средства массовой информации, включая телевидение, Интернет и журналы. Ребенок на другом конце земли подвергается воздействию того же самого отупляющего, разлагающего материала, что и ребенок в Америке. В то время, пока дети и молодежь борются за то, чтобы во всем подражать Западу, представители старшего поколения борются за то, чтобы сохранить свою этническую, религиозную и культурную идентичность. Это неизбежно ведет ко всевозможным конфликтам поколений и, конечно же, к тем трем опасным «О».
Самое большое беспокойство вызывает эффект, который оказывают эти события на исламские ценности семьи и исламского общества, потому что именно эти ценности несут наибольший урон. Долгосрочный эффект заключается в том, что с каждым поколением эти ценности становятся все слабее и слабее. Не редкость увидеть в странах мусульман молодых юношей и девушек, к примеру, шатающихся вместе по торговым центрам. Девушки конечно же без шариатского хиджаба, но наряженные и надушенные. Юноши и девушки общаются друг с другом в чатах, по электронной почте и через мобильные телефоны. Во многих странах наблюдается рост курения, употребления наркотиков и правонарушений среди подростков. Масштабы менее заметных проблем, таких как внебрачные отношения, неизвестен.
Решение
Нам всем знакомы эти картины. Но внимание этой книги сконцентрировано не на проблеме, а на ее решении. Потому что решение этих социальных болезней и проблем лежит в руках и сердцах каждого мусульманина. Оно доступно и его можно достигнуть с помощью искреннего устремления. Ответ, конечно же, заключается в Исламе и возврате к благородным и благим принципам его как образа жизни. Это, по сути, единственное реальное и действенное решение, потому что это было предписано нашим Господом и Создателем, который знает нас лучше, чем мы сами знаем себя. Любое иное решение, которое пытались внедрить, не достигало своей цели.
Это не новое понятие и предложение, потому что с сотворения человечества люди призывали к тому же самому. Пророки, мир им, праведные мужчины и женщины, ученые на протяжении всей истории призывали людей к настоящему смыслу и цели жизни и предостерегали от ее обманов. Эта книга написана, чтобы повторить призыв к обновлению и возврату к незнающим временных рамок исламским ценностям и идеальному исламскому образу жизни. Это единственное подлинное решение всех социальных проблем, которые существуют в мире сегодня, это единственная твердая защита от шайтана. Отклонение от законов Аллаха ведет лишь к разрушению и хаосу, в то время как возврат к предписанному Им образу жизни принесет гармонию и стабильность, в которой мы так нуждаемся. Задача заключается в том, чтобы убедить каждого принять это лекарство, потому что это требует усилий и искренней приверженности. В добавок к этому, это процесс лечения длинною в жизнь и он не заканчивается, пока не завершится она.
Эта книга посвящена воспитанию будущего поколения и закладыванию в них исламских ценностей с самого раннего возраста. Для того, кто начал прием лекарства с рождения, будет менее трудным или странным продолжать пить его на протяжении всей жизни. На самом деле, дети имеют в себе очень особенное зерно, известное как фитра. Фитра — это врожденное внутреннее знание об Аллахе, склонность верить в единственность Аллаха и развивать иман. Семена имана уже посажены и осталось лишь взрастить их с любовью, чтобы они выросли в прекрасные цветущие деревья. По этой причине книга названа «Взращивание имана в детях».
Также есть надежда, что в процессе лечения те, кто им руководит, будут и сами многому учиться и расти в исламе. Люди обычно учатся большему, когда обучают других. Именно в этом заключается один из самых значимых результатов родительства. Когда мы смотрим на своих детей и думаем о том, кем и какими мы бы хотели, чтобы они стали, те же самые вопросы возникают и в отношении нас самих. Когда мы видим, что они имитируют наше поведение, мы должны спросить самих себя — действительно ли это то, какими мы хотим их видеть? Является ли это наилучшим поведением для нас самих как взрослых? Чего мы на самом деле хотим для своих детей и своих семей в этой жизни и в жизни вечной?..
Это не просто книга воспитании детей с точки зрения Ислама, так как подобных книг сейчас достаточно много. И это не книга о том, как быть мусульманином, потому что большинство из нас знают это. Мы все знаем, как поститься, молиться, выплачивать закят и т. д. Но эта книга является попыткой научить родителей тому, как поднять своих детей и самих себя на новый уровень. Этот новый уровень — это уровень имана: веры, искренней преданности Аллаху и страха перед Ним. Это попытка затронуть и повлиять на сердце и душу каждого мусульманина, потому что укрепление имана и сердца — это единственная защита от зла и наущений шайтана. Это призыв научить наших детей тому, как быть истинными верующими, а не просто носить мусульманское имя. Мы должны научить их тому, что на самом деле означает верить в Аллаха, обучить их пониманию смысла таухида, и научить помнить об Аллахе при каждом нашем решении и поступке. Мы хотим, чтобы они стали образцовыми призывающими к Исламу, искренними ищущими знания, бесстрашными муджахидами, обновителями религии, праведными женами и заботливыми матерями.
Искренняя вера будет руководить мусульманами в полном воплощении Ислама в жизнь: в них самих, в их семьях и в умме. Это воплощение приведет к возврату ценностей в жизнь людей и принесет тот мир, который изначально представляет собой Ислам.
Часть первая
Основы взращивания имана в детях
Основы взращивания имана в детях вращаются вокруг знания исламских принципов, воспитания детей, человеческой природы и самого знания. В этой части книги речь пойдет о следующем: акыде, имане и ихсане, ответственности и основах воспитания детей, знании и образовании в Исламе и о фитре — внутренней природе людей, которая еще не испорчена в детях. С пониманием этих вещей родители будут закладывать прочную основу для воспитания и развития своих детей.
Глава первая:
Акыда, иман и ихсан
Основы акыды и имана являются фундаментом нашей религии. Они также имеют большое значение в деле воспитания детей. Значение этих терминов и их связь с родительством будут рассмотрены в этой главе.
Что такое акыда
Акади (множественное от «акыда») — это те вещи, в вере в которые убеждены сердца людей, вещи, которые люди считают истиной. Это твердая и непоколебимая вера, без сомнений. Акыда — это знание, в котором человек убежден сердцем. В исламе это вопросы знания, которые достоверно переданы от Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах сказал:
«Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: «Мы не делаем различий между Его посланниками». Они говорят: «Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие». (2:285)
У людей могут быть разные религиозные представления, но единственно верную акыду можно найти только в религии Ислам, потому что это завершенная, совершенная и охраняемая религия. Аллах сказал:
«…Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам…» (5:3)
И также:
«…Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман.» (16:89)
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я не оставил ничего из того, что бы приказал Аллах, без того, чтобы я приказал вам это. И я не оставил ничего из того, что Он запретил, без того, чтобы я запретил вам это.» (Передали аль-Бейхакы и ат-Табарани, хадис достоверный)
Аллах обещал защищать Коран и Ислам до конца времен. Он сказал:
«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его.» (15:9)
Эта акыда, взятая из Корана и хадисов, убеждает разум доказательствами и наполняет сердце иманом, уверенностью и светом. Другие же религии либо изначально основаны на лжи, либо были искажены со временем, хотя в них и могут содержаться некоторые зачатки истины.
Значение исламской акыды
Значимость правильной исламской акыды для человека можно сравнить со значимостью воздуха и воды. Без нее люди потеряны и запутаны. Это единственная акыда, способная ответить на вопросы, которыми задавалось человечество на протяжении веков. Откуда мы пришли? Как появилась Вселенная? Кто Создатель? Для чего Он создал нас и Вселенную? Каково наше предназначение в этой Вселенной? Каковы наши отношения с Создателдем? Существуют ли иные, недоступные взору миры помимо этого мира, который мы можем видеть? Есть ли жизнь после смерти? Эти серьезные вопросы существовали с начала времен и ответ на них может дать только Ислам.
Взаимосвязь между акыдой и иманом
Акыда формирует основу имана. Иман основывается на акыде, которая прочно закреплена в сердце. Иман провозглашается словом и подтверждается действиями, соответствующими предписаниям акыды. Правильная акыда важна для того, чтобы иман человека был действительным и был сильным. Чем больше знания человека об акыде, тем больше будет расти его иман.
Значение слов «иман» и «му’мин»
Иман в свою очередь — это искренняя вера, которая складывается из системы верований человека. Эта вера влияет на мысли, чувства человека, его речь и поступки. Иман в Исламе весьма обширен, но основывается на шести столпах: вере в Аллаха, Ангелов, Пророков, Книги, День Воскрешения и предопределение. Для того, чтобы понять смысл слов «иман» и «му’мин», необходимо обратиться к известному хадису на эту тему. В этом хадисе ангел Джибриль просит Пророка, мир ему и благословение Аллаха, объяснить значение ислама, имана и ихсана. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил мудро.
От Умара, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: «Однажды, когда мы сидели вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, перед нами появился человек в необычайно белых одеждах и с необычайно чёрными волосами. На нём не было никаких следов дальнего путешествия, но никто из нас не знал его. Он подошёл и сел напротив Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, прикоснувшись коленями к его коленям и положив ладони на его бёдра.
Он сказал: «О Мухаммад, расскажи мне об Исламе!» Посланник Аллаха сказал: «Ислам означает засвидетельствовать, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершать молитвы, платить закят, поститься в рамадан и совершать большое паломничество в Дом, если ты в состоянии сделать это».
Он сказал: «Ты сказал верно». Мы были удивлены, что он задал вопрос и сам подтвердил правильность его ответа.
Он сказал: «Расскажи мне об имане». Пророк сказал: «Это вера в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников, Последний день и в предопределение с его добром и злом».
Он сказал: «Ты сказал верно. Расскажи мне об ихсане». Он сказал: «Это поклонение Аллаху, как будто ты видишь Его, и даже если ты не видишь Его, то Он видит тебя». (Бухари, Муслим)
Название «Взращивание имана» было выбрано неспроста. Как сказано в этом хадисе, существует разница между Исламом и иманом, между мусульманином и му’мином. В целом, мусульманином является человек, который заявляет о том, что он верит в послание Ислама (верит в то, что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха). Му’мин, в свою очередь, это тот, кто истинно и твердо верит в Ислам и старается воплощать его в своей жизни. Можно также сказать, что мусульманин — тот, кто заявляет о том, что подчинился Аллаху, в то время как му’мин — это тот, кто выполняет то, что подразумевает это подчинение, в своих речах и делах. Му’мин — тот, чья вера полная и непоколебимая, кто не испытывает сомнений и готов усердствовать, жертвуя своим имуществом и своей жизнью на пути Аллаха.
Человек может называть себя мусульманином и соблюдать столпы Ислама, но иметь маленький иман в сердце или не иметь его вообще. Он может быть лицемером, который лишь претворяется мусульманином. В наше время в мире насчитывается около миллиарда людей, которые причисляют себя к Исламу. Но сколькие из нас действительно являются мусульманами и соблюдают основные столпы? Сколькие из нас являются му’минами — истинно верующими в религию, чья искренность и чистое намерение ради Аллаха отражаются в из поступках? К сожалению, ответ скорее всего — очень немногие. По этой причине столь важно обучить родителей тому, что означает иман, и тому, как взрастить его в них самих и в их детях.
Иман — более обширное понятие, чем Ислам, и на самом деле столпы Ислама также являются частью имана. Ядром имана является сердце, так как это центр веры. Иман также включает в себя слова языка и действия органов и имеет много частей. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Иман имеет более семидесяти ответвлений, высшее из них — свидетельство, что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха, а низшее — это убрать препятствие с дороги.» (Бухари, Муслим) Молитва, закят, пост и хадж — все это составляющие имана, как и такие благодетели, как скромность, честность, искренность.
Ислам (подчинение) — лишь одна часть имана. Ибн аль-Каййим сказал, что иман состоит из следующих компонентов:
1. знание о том, с чем пришел Пророк, мир ему и благословение Аллаха
2. полная и твердая вера в то, с чем он пришел
3. словесное выражение веры в то, с чем он пришел
4. подчинение тому, с чем он пришел с любовью и смирением
5. действия в соответствии с тем, с чем он пришел, внешне и внутренне, воплощение этого в жизнь и призыв других к этому пути
(Ибн аль-Каййим, «аль-Фауаид, стр. 107)
Три основных составляющих имана:
1. вера в сердце
2. свидетельство языком
3. совершение деяний органами
Вера в сердце
Сердце является ядром и центром имана. Сердце должно быть крепким, чтобы все остальное было таким же. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину в теле есть кусок плоти такой, что если он хороший, то все остальное тело будет хорошим, а если оно будет испорченным, то испорченным будет все тело. Воистину, это сердце.» (Бухари, Муслим, Ахмад) Одним из аспектов этого является то, что ученые назвали «подтверждением сердца». Это включает в себя признание, знание и подтверждение. Второй аспект — это то, что называется термином «действия сердца». Это включает в себя приверженность, добровольное подчинение и принятие. Другие важные составляющие включают в себя любовь к Аллаху, благоговение перед Аллахом, страх перед ним, упование на Аллаха и надежду на него. Без этих неотъемлемых составляющих веры человек не может правдиво утверждать о том, что он является му’мином. Произнесение свидетельства веры и заявление о вере в Аллаха и Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, не достаточно для того, чтобы быть верующим.
Вера в сердце — самый важный компонент имана, так как он влияет на все остальные его элементы. Чтобы развить истинный иман и оберегать его, перечисленным выше составляющим необходимо уделять должное внимание. Истинный му’мин должен знать, желать и любить истину и ненавидеть ложь и неверие. Он должен любить Аллаха и связывать свою любовь, страх и надежду с Ним одним.
Свидетельство языком
Второй составляющей имана является свидетельство веры, выражаемое языком, заявление свидетельствующее об истинности веры. Это свидетельство о том, что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его Посланник, мир ему и благословение Аллаха. Эти слова человек произносит при принятии Ислама и повторяет их каждый день в пяти молитвах. Это свидетельство — не просто слова, но это обязательство, приверженность религии Ислам, с намерением выполнять ее предписания.
Если человек верит в сердце, но не выражает эту веру словесно, имея возможность сделать это, то его нельзя считать верующим. С ним не будут обращаться как с верующим ни в этой ни в будущей жизни. По этой причине словесное выражение веры является столь значимым аспектом. Человек, который имеет возможность сделать это заявление, но не делает его, считается кафиром. Те же, кто опасаются за свою жизнь или находятся под принуждением, не попадают в эту категорию.
Чтобы это свидетельство было твердым, оно должно сопровождаться искренностью, правильной верой в Аллаха, оставлением любых форм придавания Аллаху равных и соблюдением законов Ислама. По сути, вера должна присутствовать в сердце, чтобы свидетельство веры языком было полным и правдивым. Лицемеры — это те, кто произносят свидетельство и претворяются мусульманами, но деяния сердца у них отсутствуют.
Дела органов
Как естественное следствие, уровень имана в сердце будет иметь отражение на поведении человека. Сердце, полное имана, заставит тело совершать акты послушания и избегать запретных или даже сомнительных действий. Невозможно, чтобы у человека в сердце был иман, но он не сопровождался бы внешними деяниями. Поэтому дела — еще один фундаментальный компонент имана. Есть также и обратная взаимосвязь, при которой акты послушания Аллаху увеличивают веру человека, а акты ослушания в свою очередь уменьшают веру.
Значение слова «ихсан»
В хадисе об Исламе, имане и ихсане ангел Джибриль спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Расскажи мне об ихсане». Он ответил: «Это поклонение Аллаху, как будто ты видишь Его, и даже если ты не видишь Его, то Он видит тебя».
Ихсан — это высшая степень, которой может достигнуть человек. Это означает делать что-то наилучшим образом и достичь совершенства в чем-то. В контексте шариата это означает выполнение актов поклонения должным образом, как предписано Аллахом. Конечной целью ихсана является выполнение обязательств человека перед Аллахом и совершение этого наилучшим возможным способом. Суть ихсана — любовь к Аллаху, которая мотивирует человека стараться заслужить его довольство.
В широком смысле, ихсан также означает обращаться с окружающими хорошим образом и совершать благие и добрые поступки. В Исламе ихсан включает в себя все благие поступки по отношению к окружающим. Человек, обладающий ихсаном, старается принести окружающим пользу, а не вред. Его состояние, знание, положение и физические способности используются чтобы помогать другим мусульманам.
Согласно хадису, мотивировкой ихсана является тот факт, что человек знает о том, что Аллах видит все его поступки. Тот, кто постоянно помнит об этом, будет стараться снискать довольство Аллаха и избегать того, что вызывает Его гнев. Это ведет к тому, что он будет любить Аллаха, благоговеть перед Ним и почитать Его. Во всех его деяниях, намерение будет только ради Аллаха, что приведет к чистоте и искренности сердца. Так как намерение будет исключительно для довольства Аллаха, он также будет стараться выполнять все наилучшим образом. В результате человек достигнет совершенства в своем поклонении и повиновении Аллаху, а также в своих отношениях с другими людьми.
Взаимосвязь с воспитанием детей
Значение всего этого в нашем случае заключается в том, что родители должны ставить перед собой цель не просто вырастить детей мусульманами, но заложить в них твердую акыду и крепкий иман. Если в семье много времени уделяется обучению детей практическим аспектам религии, вместо того, чтобы уделить основное внимание акыде, то вполне вероятно, что соблюдение этих предписаний не продлится долго. Это подобно постройке дома на очень слабом фундаменте, такой дом скорее всего рухнет. Такие дети могут отлично знать, как совершать молитву и как держать пост, но их сердца не будут к этому привязаны. Они могут совершать эти акты поклонения для довольства своих родителей или чтобы похвастаться перед друзьями, но на долго этого не хватит. Что требуется, так это правильное понимание того, что на самом деле означает быть мусульманином, быть му’мином и достигнуть степени ихсана в религии.
Родители должны воспитывать этот иман в своих детях начиная с рождения. Они должны научить детей искренне подчиниться Аллаху сердцами, языками и поступками. Дети должны учиться бояться Аллаха, любить Аллаха и полагаться на Аллаха. Их любовь к Аллаху должна превосходить любовь к кому-либо и чему-либо иному в этом мире.
Аллах сказал: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее…» (2:165)
Человек спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о Часе, когда он настанет. На что Пророк ответил: «А что ты приготовил для этого?» Он ответил: «Ничего, кроме того, что я люблю Аллаха и Его Посланника». Пророк сказал: «Ты будешь с теми, кого ты полюбил». (Бухари)
Дети должны любить истину Ислама и ненавидеть куфр и лицемерие. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто обладает следующими тремя качествами, вкусил сладость имана: Аллах и Его Посланник для него любимее кого бы то ни было, он любит своего брата только ради Аллаха и для него ненавистно вернуться к куфру так же, как для него ненавистно быть брошенным в огонь». (Бухари, Муслим)
Дети должны надеяться на помощь и награду Аллаха и бояться Его гнева и наказания.
Если родители выполнят эту задачу, тогда они вырастят истинных верующих, носителей послания всех Пророков, мир им. Только представьте, если весь миллиард мусульман в мире будет му’минами.
И должно быть абсолютно очевидно, что самым главным камнем в этом строении является акыда — основа веры. Иман строится на знании об Аллахе и о Его Единстве, Его прекрасных именах и атрибутах, о Его силе и мощи, милости и прощении, о Его воле и предопределении, о Его Посланниках и Пророках и т. д. Важность правильной и твердой акыды в Исламе невозможно переоценить. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, на протяжении тринадцати лет обучал своих сподвижников одной лишь акыде. Этот подход служил тому, чтобы воспитать твердый иман и приверженность религии Аллаха. Правильное вероубеждение в Аллахе и Его религии необходимо для того, чтобы у нас появилась возможность отличить истину от заблуждения, правду от лжи, хорошее от плохого. Это приведет к тому, что человек будет стараться поступать правильно в каждой ситуации, и этот выбор будет делаться невзирая на давление поступить иначе.
Именно по этой причине ребенок, обладающий иманом и набожностью сделает работу родителей легче. Ежедневные выборы, который нас всем приходиться делать, будут исходить у ребенка изнутри, с любовью и страхом перед Аллахом, и отпадет необходимость диктовать их ему.
Современные психологические теории фокусируются на последствиях поведения — поощрении за хорошее поведение и наказании за плохое. И хотя эти техники могут быть полезны время от времени, они не должны становиться основой в воспитании детей. Если родители помогут своих детям развить внутреннюю силу, то нужда в этих техниках будет возникать крайне редко, если они вообще понадобятся. Цель ребенка, у которого есть иман, будет заключаться в снискании довольства и получении награды Аллаха, с глубоким осознанием того, что это лучше и величественнее, чем любая награда, которую можно заполучить в этом мире.
И в заключение скажем, что родители воспитывают иман в своих детях для того, чтобы те были успешными не только в этой жизни, но и в жизни вечной. Это и должно стать главной задачей для их детей. Так как успех в Исламе не измеряется богатством или положением, но искренней покорностью Аллаху и достижением Рая после смерти.
Аллах сказал: «Но для тех, которые боятся своего Господа, уготованы Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Таково угощение от Аллаха, и то, что у Аллаха, будет лучше для благочестивых.» (3:198)
И также Аллах сказал: «Это – день, когда правдивым людям принесет пользу их правдивость. Им уготованы Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно». Аллах доволен ими, и они довольны Им. Это – великое преуспеяние!»
Воистину, именно это и есть великое преуспеяние.
Продолжение следует
Перевод Sestram.com