Взращивание имана в детях (Часть 2)
Взращивание имана в детях. Часть 2: Ответственность, радость и испытание
Глава вторая
Ответственность в воспитании детей
Нам как мусульманам важно понимать значимость и ответственность отведенной нам роли родителей, необходимости должной подготовки наших детей к следующей жизни и выполнения обязательства защитить их от Огня. Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено.» (66:6)
Каково значение этого и что подразумевает под собой этот аят? Это общее ясное напоминание для верующих оберегать себя, своих детей и свои семьи от адского огня, который уже разожжен и топливом для которого являются люди и камни. Это страшное предупреждение и к нему следует отнестись очень серьезно. В этом и должна заключаться главная цель в воспитании детей с исламской точки зрения.
Аллах продолжает в следующем аяте:
«О те, которые не уверовали! Не оправдывайтесь сегодня. Вам воздают только за то, что вы совершали. О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне! Может быть, ваш Господь простит ваши злодеяния и введет вас в Райские сады, в которых текут реки, в тот день, когда Аллах не опозорит Пророка и тех, кто уверовал вместе с ним…» (66:7-8)
У кафиров не будет никакого оправдания в тот день за их неверие.(Кто услышал о Мухаммаде, мир ему и благословение Аллаха, и не уверовал в него, будет вечно в Огне. Доводом этому является хадис: «Тот, кто из моей уммы, будь это иудей или христианин, услышал обо мне и не уверовал в то, с чем я пришел, будет из числа люде Огня», передал Бухари — прим. Sestram.com) От верующих требуется покаяться за свои грехи с искренностью, чтобы они могли войти в райские сады, которые приготовил для них Аллах. Вечное пристанище человека будет определяться его верой и делами в этой жизни. Итог жизни родителей и их детей напрямую зависит от этих факторов. Какого исхода мы бы хотели и к какому исходу мы готовимся?
Ответственность и спрос
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый из вас пастырь и каждый из вас ответственен за свою паству… Мужчина — пастырь своих домочадцев, и женщина — пастырь в доме своего мужа и для его детей…» (Бухари, Муслим) Этот хадис подчеркивает, что воспитание детей — большая ответственность и к этому следует подходить серьезно и искренне. Родители растят, воспитывают и защищают детей в этой жизни и направляют свои усилия на подготовку их к жизни будущей. Эта ответственность подразумевает под собой подотчетность, на что указывает упомянутый выше аят. Аллах спросит с каждого родителя о том, как он выполнил это обязательство, и это окажется на весах его дел в Судный День. По этой причине воспитание детей для кого-то может стать дверью в Рай, а для кого-то — путем в Ад.
Воспитание детей — важно не только для исхода наших дел, но это также одна из самых важных задач для этого мира (дунья). Родители растят следующее поколение, которое либо преуспеет в установлении Ислама на земле, либо потерпит поражение. Задача, стоящая перед родителями, имеет огромное значение для всей уммы мусульман, и ее судьба будет зависеть от того, насколько они преуспеют в этом. У родителей есть возможность повлиять на ребенка больше, чем у кого бы то ни было другого. Это влияние в свою очередь накладывает отпечаток на умму. Семьи — фундамент исламского общества, а прочность здания целиком и полностью зависит от прочности основания. По этим причинам родители должны осознать важность своей миссии и принять на себя ответственность, которая ее сопровождает.
Дети — испытание от Аллаха
Одна из самых важных вещей лично для родителей в воспитании детей заключается в том, что их дети — это испытание от Аллаха, и в зависимости от того, как они его пройдут, с них будет спрос в День Суда. Как только они действительно осознают это, их образ действий и отношение к детям изменится кардинальным образом. Аллах сказал:
«Знайте, что ваше имущество и ваши дети являются испытанием и что у Аллаха – великая награда.» (8:28)
И повторил это:
«Воистину, ваше имущество и ваши дети являются испытанием. У Аллаха же есть великая награда.» (64:15)
Арабское слово, используемое здесь, ???????? — «фитна» — помимо других значений, переводится как «испытание» или «искушение». Эта дунья полна испытаний, так как изначальной целью Аллаха было испытать людей различными бедами и благословениями. Дети и семьи — часть этих испытаний. Аллах ниспосылает это для того, чтобы верующий отличился от кафира, правдивый и искренний — от лжеца и лицемера. Аллах сказал:
«Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: «Мы уверовали»? Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов.» (29:2-3)
Аллах испытывает людей как бедами так и благом, чтобы проверить, кто из них будет терпеливым и благодарным, а кто — нет. Он также желает определить, кто будет его покорным рабом, а кто — ослушником. Соответственно этому Аллах наградит или накажет человека в День Суда.
Испытания, которыми Аллах испытывает своих рабов, многочисленны. Он испытывает нас страхом, голодом, потерей имущества, жилищ и жизней. В числе других вещей, Он испытывает нас и невозможностью иметь детей. Аллах сказал:
«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем.» (2:155-157)
Ниспосылание испытаний и бед — из милости Аллаха для Его рабов, потому что это причина для того, чтобы они раскаялись и вернулись к Аллаху, оставили то, что Он запретил, и чтобы Он простил их. Из милости Аллаха то, что испытания происходят в этой жизни, чтобы наши души очистились через них и обратились к Аллаху еще до того, как мы умрем. Аллах сказал:
«Но помимо величайших мучений Мы непременно дадим им вкусить меньшие мучения, чтобы они могли вернуться на прямой путь.» (32:21)
Аллах также может испытывать людей, чтобы возвысить их статус и позволить им искупить свои грехи, как сказал Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Какое бы несчастье или болезнь не постигали мусульманина, какая бы печаль, или тревога, или вред, или беспокойство, или даже колючка, уколовшая его, Аллах простит некоторые из его грехов по причине этого.» (Бухари) Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: «Мусульманин или мусульманка будет испытываться самим собой, детьми и имуществом до тех пор, пока он или она не предстанет перед Аллахом в День Суда и все их грехи будут прощены.» (Передал Тирмизи)
Что большинство людей часто забывает, так это то, что благо также может быть испытанием от Аллаха. Дети и богатство, к примеру, являются испытанием и «амана» (доверенным), посредством которых Аллах проверяет Своих рабов, чтобы увидеть, кто будет благодарным за это, а кого они отвлекут от поклонения Аллаху. Легкость, с которой люди оказываются поглощенными своим богатством, имуществом и детьми демонстрирует суть этого испытания. Эти мирские вещи — то, что может с легкостью отвлечь людей от поклонения и поминания Аллаха.
Испытание детьми заключается не только в том, чтобы выявить, кто будет благодарным, а кто — нет, но и в том, как родители будут воспитывать своих детей. Будут ли они обращаться с ними с добротой, любовью и уважением? Будут ли они растить их в Исламе со всем знанием и благом, которое он содержит? Будут ли они готовить их к будущей жизни и к Раю? Или же они будут растить их в другой религии или по светским законам (что противоречит Исламу)? Отправят ли они их прямиком в Ад, вместе с самими собой? Вот в чем заключается суть этого испытания, и это одно из многочисленных испытаний, которые посылает нам Аллах.
К сожалению, в наше время слишком много людей не справляются с этим испытанием или стараются избежать его изо всех сил. Они могут сдавать детей в детский сад на 40 или более часов в неделю, или нанимать постоянную прислугу для обеспечения физических и эмоциональных нужд своего ребенка. (Речь идет не о ситуациях, в которых обстоятельства вынуждают поступить так, но о случаях, когда родители просто хотят заняться другими, более важными на их взгляд вещами и выделить для этого свободное время, как ясно из следующих слов автора. — Прим. Sestram.com) Другим вещам отдается предпочтение перед детьми, таким как карьера, деньги, хобби или друзья. Люди могут заниматься какими-то другими проектами, а детям не уделяется должного внимания. В современном мире многие дети недополучили внимания и заботы от своих родителей, которые им полагались, и из-за этого страдает умма.
Чего не понимают родители, так это то, что игнорируя своих детей и проваливая это испытание от Аллаха, они, возможно, упускают уникальную возможность получить огромную награду. Эта возможность была прямо перед их глазами все это время, но они не смогли воспользоваться ей. Да, эта работа требует усилий и тяжелого труда, но это также одно из испытаний с самой великой наградой. Воспитание детей, помимо прочего, это проверка терпения, самоотверженности и самопожертвования. Аллах сказал:
«Или вы полагали, что войдете в Рай, пока Аллах не узнал тех из вас, кто сражался и кто был терпелив?» (3:142)
По мере того, как человек успешно проходит это испытание, эти качества укрепляются и оттачиваются в нем. Это те аспекты имана, которые родители стремятся взрастить не только в своих детях, но и в самих себе. Повышение имана через воспитание детей приближает человека к Аллаху и пониманию Его бесконечной мудрости и милости. Разве может быть лучшая возможность почувствовать вкус Рая в этой жизни?
Награда и радости воспитания детей
Как при любой ответственности, в воспитании детей есть свои радости и награды. Эти награды перевешивают во много раз вызовы, испытания и усилия. На самом деле, воспитание детей может принести одну из самых больших наград, какие только есть у Аллаха в этом мире: сильную любовь, не зависимую от обстоятельств, человеческую привязанность и близость, общие переживания, улыбающееся личико с любящими глазами и объятия, полные любви и заботы. Посмотрите в глаза своему ребенку, погладьте его, прислушайтесь к его голосу, и вы поймете, в чем заключается этот подарок.
Помимо всего этого, родители испытывают чувство глубоко удовлетворения, видя что их дети растут покорными рабами Аллаха, верующего, который любит Аллаха и подчиняется ему и приносит пользу умме. Такой мусульманин также вносит свой вклад в копилку благих дел родителей, делая за них дуа. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, кроме трех: продолжающаяся садака, полезное знание и праведный ребенок, который делает за него дуа». (Муслим) Ребенок, молящийся за родителей, это один из трех способов приобрести непрекращающиеся благие дела для Судного Дня. Так что в итоге все затраченные усилия окупаются.
Цели воспитания детей
Как именно родители должны спасти своих детей и самих себя от Огня? Как им выполнить свою обязанность перед Аллахом? Как им достичь счастья, обещанного покорным рабам Аллаха? Какие цели они должны ставить перед своими детьми? Об этом мы поговорим в этой книге. И начинать следует с постановки целей для себя и своих детей.
История пророка Лукмана, мир ему
В суре «Лукман» мы можем найти мудрость, которую пророк Лукман, мир ему, завещал своему сыну:
«Мы даровали Лукману мудрость: «Благодари Аллаха! Тот, кто благодарит, поступает только во благо себе. А если кто неблагодарен, то ведь Аллах – Богатый, Достохвальный». Вот Лукман сказал своему сыну, наставляя его: «О сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие является великой несправедливостью». Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие. А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму и следуй путем тех, кто обратился ко Мне. Потом вам предстоит вернуться ко Мне, и Я поведаю вам о том, что вы совершили. О сын мой! Если нечто весом с горчичное зернышко будет внутри скалы, или на небесах, или в земле, то Аллах принесет его. Воистину, Аллах – Проницательный (или Добрый), Ведающий. О сын мой! Совершай намаз, повелевай совершать одобряемое, запрещай предосудительное и терпеливо сноси все, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость. Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов. Ступай размеренной поступью и понижай свой голос, ибо самый неприятный голос – это рев осла.» (31:12-19)
Лукман, мир ему, был мудрым человеком, и его проницательность была дарована ему Аллахом. Он обучил этой мудрости своего сына для его блага в этой жизни и в жизни будущей. Разумеется, начал он с обучения таухиду и предостережения от ширка, так как это основа исламской акыды. Затем, после обязанностей перед Аллахом, он приказал своему сыну доброе отношение и повиновение родителям. Это очень важный аспект для воспитания детей, потому что задача родителей во многом упрощается, если дети следуют этому завету.
После того, как Лукман поведал своему сыну о его обязанностях перед Аллахом и родителями, заключающимися в хорошем отношении к ним, он рассказал ему о знании Аллаха обо всех вещах, явных и скрытых:
«О сын мой! Если нечто весом с горчичное зернышко будет внутри скалы, или на небесах, или в земле, то Аллах принесет его. Воистину, Аллах – Проницательный (или Добрый), Ведающий.» (31:16)
Аллах знает обо всем, что мы совершаем, и нам следует бояться Аллаха. Также нам следует быть внимательными и не воспринимать грехи легко.
Затем упомянуто совершение молитвы и выполнение ее наилучшим образом. Лукман также повелел ему приказывать одобряемое и запрещать порицаемое, быть терпеливыми по отношению к тому, что постигает его, и сторониться высокомерия и бахвальства.
Эти несколько аятов заключают в себе клад мудрости для родителей. Из них они могут вывести следующие цели для своих детей:
1. Вера в Аллаха с чистым таухидом и отстранение от придавания Аллаху сотоварищей
2. Доброта, уважение и повиновение родителям
3. Страх перед Аллахом и осознание того, что Он объемлет своим знанием всякую вещь
4. Совершение молитвы, во время и правильным образом
5. Призыв к одобряемому и запрет порицаемого
6. Терпение перед трудностями
7. Скромность и смирение
В дополнение к этим основным целям, можно добавить следующее:
- Сила имана
- Следование Корану и достоверной Сунне
- Любовь и искренность по отношению к Аллаху, Его Посланнику и Его Книге
- Взгляд на вещи с позиции Ислама
- Личностные качества, ценности и приоритеты, соответствующие Исламу
- Справедливость в отношениях с окружающими
- Помощь мусульманам, небезразличие к их положению
- Призыв к Исламу
- Гордость от принадлежности к Исламу
Вытекающие из этого личностные качества, которые нужно развить, могут быть следующими:
- Уверенность в себе (Не путать с самоуверенностью. — Прим. Sestram.com)
- Целеустремленность
- Ответственность
- Упорность, трудолюбие
- Обладание полезными навыками и умениями
- Удовлетворенность
- Правдивость
- Смелость
- Лидерские качества и т. п.
Основой всех этих задач является развитие правильной акыды, имана и страха перед Аллахом. По сути, в этом заключается создание исламской личности. Все усилия оказываются направленными на то, чтобы жить Исламом, иманом и ихсаном. Именно так можно достигнуть настоящего успеха в этой жизни и в жизни вечной. И конечной целью как родителей, так и детей является вхождение в Рай.
Продолжение следует
Перевод Sestram.com