Можно ли давать закят аль-Фитр деньгами?

Основа в закате аль-фитр – выплачивание едой. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал выплачивать его едой, как это пришло в нескольких хадисах. Один из них приводят аль-Бухари (1503) и Муслим (984), от Ибн Умара, да будет доволен ими обоими Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел выплачивать закат аль-фитр саа фиников или саа ячменя».

В другом хадисе аль-Бухари (1506) и Муслима (985), передается от Абу Саида аль-Худри, да будет довлен им Аллах, что он сказал: «Мы выплачивали закат аль-фитр саа еды, или саа ячменя, или саа фиников, или саа творога, или саа забиба». Поэтому мнения ученых, насчет выплаты заката аль-фитр деньгами, резделились на три мнения:

Первое мнение: нельзя выплачивать деньгами. Это мазхаб Маликитов, Шафиитов и Ханбалитов.

Второе мнение: можно выплачивать деньгами. Это мазхаб Ханафитов, одно из мнений Шафиитов и Ханбалитов.

Третье мнение: можно выплачивать деньгами, если в этом есть нужда или польза. Это одно из мнений мазхаба Имама Ахмада, этого же мнения придерживался шейхуль Ислам Ибн Таймиййа.

Каждая из сторон приводит свои доводы. Те, кто запрещают выплату закат аль-фитр деньгами, обосновывают свое мнения поверхностным смыслом хадисов, где есть повеление выплачивать закат аль-фитр едой.

Те, кто разрешают выплачивать закат альфитр деньгами, говорят, что целью выплаты заката аль-фитр является обеспечение бедняка в день ‘Ид аль-Фитр (праздник разговения), а выплата деньгами – это наилучший способ обеспечения.

А те, кто разрешают выплачивать закат аль-фитр деньгами, если есть нужда или польза, говорят: «Конечно, основа в закате аль-фитр – выплата едой, но если в этом есть нужда или польза, то вместо этой основы можно выплачивать деньги. Они обосновывают свое мнение несколькими свидетельствами (из Сунны), одно из которых передал аль-Бухари, что Муаз Ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, сказал жителям Йемена, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал его к ним: «Дайте мне в качестве заката рубахи или ношеную одежду вместо ячменя и кукурузы, – это будет легче вам и лучше для сподвижников посланника Аллаха в Медине».

Также о дозволенности выплаты заката аль-Фитр деньгами, высказался шейх Сулейман ибн Насир аль-’Ульван, да освободит его Аллах: «Это один из вопросов разногласий, и имамы салафов разошлись во мнениях относительно выплаты заката аль-фитр ценой (т.е. деньгами). Предпочтение того или иного мнения – это сфера иджтихада, и не считается тот, кто придерживается противоположного мнения, заблудшим или нововведенцем. Основой же в разногласии в подобных вопросах является то, что оно не должно портить дружеских отношения между сторонниками разных точек зрения, каждый из них искренен и не подвергается упрекам из-за того, что склонился к тому, что кажется ему более правильным. Многие из ученых говорили относительно разногласий: «Наше мнение правильное, но может содержать ошибку, а мнение других – ошибочное, но может содержать в себе и нечто правильное».

Многие имамы сочли, что нельзя выплачивать стоимость в закате аль-фитр.

Сказал имам Ахмад: «Боюсь, что (это) недопустимо из-за противоречия сунне посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует», и это мазхаб Малика и аш-Шафи’и. Сказал также ибн Хазм, да помилует его Аллах: «Недопустима выплата стоимости в основе, т.к. это не то, что вменил в обязанность посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».

Выдающиеся имамы-таби’ины ‘Ата, аль-Хасан аль-Басри, халиф ‘Умар ибн ‘Абду-ль-’Азиз, имамы ас-Саури и Абу Ханифа и другие сочли, что можно выплачивать деньги вместо еды. Сказал Абу Исхак ас-Саби’ий – один из имамов таби’инов: «Я застал их (т.е. сподвижников), в то время когда они давали садака рамадана дирхамами по цене еды». Привёл Ибн Аби Шайба в «аль-Мусаннаф».

Доводы на это мнение:

1. Не приводится ни от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ни от кого из сахабов ясного высказывания о запрете выплаты стоимости заката аль-фитр.

2. Хадисы, ясно упоминающие определенные виды продуктов, не указывают на запрет всего остального, доказательством чего является факт, что сахабы, да будет доволен ими Аллах, дозволяли выдавать закат аль-фитр пшеницей, которая не упомянута в хадисах, вместо упомянутых ячменя, фиников и других видов продуктов.

3. Многие сахабы, даже большинство из них, во времена правления Му’авии сочли, что дозволено давать половину са’ (мера сыпучих веществ) сирийской пшеницы вместо одного са’ фиников. Это указывает на то, что они приравняли стоимость половины са’ этой пшеницы стоимости одного са’ фиников, ячменя и т.д.

4. Цель заката аль-фитр это обеспечить нуждающихся, а деньги более полезны для некоторых из них, чем еда. Поэтому в каждой стране следует учитывать положение нуждающихся.

5. Многие нуждающиеся берут продукты и в тот же день или назавтра продают их за цену, меньшую их стоимости, таким образом они и не используют еду, и не получают соответствующей её стоимости цены.

?????? ????? ?????? ?? ???? ??????? ??? ???? ????? ?????

Так же из того, что подкрепляет мнение о разрешении выплаты заката аль-фитр деньгами, если есть нужда или польза, – это то, что выплата его едой доставляет трудности, а трудности отвергаются в нашем Шариате. И поэтому это мнение, т.е. дозволенность выплачивания деньгами, если есть нужда или польза, более близка к истине, потому, что в ней предусмотрены все доводы, осуществление пользы и устранение трудностей.

А Аллаху известно лучше.

По материалам Исламских СМИ

Ansar Din

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика