Что значит “белая нить” и “черная нить”?
Всевышний Аллах сказал: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нить рассвета от нити черной»(Аль-Бакара: 187)
Приводитсяот Адийи ибн Хатима, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Когдабыл ниспослан аят «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белуюнить рассвета от нити черной», я взял черную верёвку и белую верёвку, иположил их себе под подушку. Ночью я начал смотреть на них, но так, ничего и не разобрал. Тогда я отправился к Посланнику, мир ему иблагословение Аллаха, и сказал ему об этом, тогда он пояснил: «[Здесьговорится] только о черноте ночи и белизне дня»1. (Хадис передали Аль-Бухари и Муслим).
Приводитсяот Адийи ибн Хатима, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Когдабыл ниспослан аят «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белуюнить рассвета от нити черной», я взял черную верёвку и белую верёвку, иположил их себе под подушку. Ночью я начал смотреть на них, но так, ничего и не разобрал. Тогда я отправился к Посланнику, мир ему иблагословение Аллаха, и сказал ему об этом, тогда он пояснил: «[Здесьговорится] только о черноте ночи и белизне дня»1. (Хадис передали Аль-Бухари и Муслим).
Из этого хадиса мы узнаем:
1) О сильном стремлении сподвижников, да будет доволен ими Аллах,практиковать все приказы их Господа. Они торопились совершать праведныепоступки, в соответствии с новыми аятами Корана, ниспосланными Пророку,мир ему и благословение Аллаха. В некоторых версиях этого хадисаговорится, что Адий сказал: «О, Посланник Аллаха, я усвоил все, что тымне завещал, кроме белой и черной нити. Вчера я провел ночь, и рядом сомной были две нитки. Поочередно я смотрел то на одну нитку, то надругую». Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего,улыбнулся и сказал: «[Здесь говорится] только об отличии белой нити от черной нити, которые на небе».2
Внимание и усердие в выполнении велений Пророка, мир ему иблагословение Аллаха, заставило Адийя положить себе под подушку этидве верёвки.3
2) О том, что сподвижники, да будет доволен ими Аллах, никогда незадавали странных и надуманных вопросов. Они обращались с вопросамитолько, когда у них действительно возникали проблемы, связанные скакими-то видами поклонения. Поэтому, сначала они старалисьсамостоятельно постичь коранические аяты, а если им что-то становилосьне ясно, тогда они спрашивали об этом у Пророка, мир ему иблагословение Аллаха. Таким же образом следует поступать каждомумусульманину, он должен руководствоваться текстами Корана и Сунны и невыдумывать без нужды разные вопросы. Если же что-то стало ему непонятно, в вопросах связанных с совершением поклонения, то пустьспросит того, кто знает об этом.
3) О том, что смысл слов Аллаха: «Ешьте и пейте, пока вы не сможетеотличить белую нить рассвета от нити черной», значит, ешьте и пейте,пока вы не сможете отличить белезну дня от мрака ночи. Это происходитво время настоящего4 рассвета.5
4)О том, что с любыми трудными вопросами, а так же за разъяснениемнепонятных слов и выражений, мы должны обращаться к ученым, обладающимкрепкими знаниями.
5) О том, что время после начала рассвета относится ко дню, а не к ночи.6
6) О том, что началом поста является начало рассвета. Если рассветнаступил во время приема пищи, то мусульманин должен прекратить егоприем, а иначе его пост в этот день будет считаться не действительным.7
1) О сильном стремлении сподвижников, да будет доволен ими Аллах,практиковать все приказы их Господа. Они торопились совершать праведныепоступки, в соответствии с новыми аятами Корана, ниспосланными Пророку,мир ему и благословение Аллаха. В некоторых версиях этого хадисаговорится, что Адий сказал: «О, Посланник Аллаха, я усвоил все, что тымне завещал, кроме белой и черной нити. Вчера я провел ночь, и рядом сомной были две нитки. Поочередно я смотрел то на одну нитку, то надругую». Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего,улыбнулся и сказал: «[Здесь говорится] только об отличии белой нити от черной нити, которые на небе».2
Внимание и усердие в выполнении велений Пророка, мир ему иблагословение Аллаха, заставило Адийя положить себе под подушку этидве верёвки.3
2) О том, что сподвижники, да будет доволен ими Аллах, никогда незадавали странных и надуманных вопросов. Они обращались с вопросамитолько, когда у них действительно возникали проблемы, связанные скакими-то видами поклонения. Поэтому, сначала они старалисьсамостоятельно постичь коранические аяты, а если им что-то становилосьне ясно, тогда они спрашивали об этом у Пророка, мир ему иблагословение Аллаха. Таким же образом следует поступать каждомумусульманину, он должен руководствоваться текстами Корана и Сунны и невыдумывать без нужды разные вопросы. Если же что-то стало ему непонятно, в вопросах связанных с совершением поклонения, то пустьспросит того, кто знает об этом.
3) О том, что смысл слов Аллаха: «Ешьте и пейте, пока вы не сможетеотличить белую нить рассвета от нити черной», значит, ешьте и пейте,пока вы не сможете отличить белезну дня от мрака ночи. Это происходитво время настоящего4 рассвета.5
4)О том, что с любыми трудными вопросами, а так же за разъяснениемнепонятных слов и выражений, мы должны обращаться к ученым, обладающимкрепкими знаниями.
5) О том, что время после начала рассвета относится ко дню, а не к ночи.6
6) О том, что началом поста является начало рассвета. Если рассветнаступил во время приема пищи, то мусульманин должен прекратить егоприем, а иначе его пост в этот день будет считаться не действительным.7
______________________
1 Хадис передали Аль-Бухари (1817) и Муслим (1090)
2 Эту версию приводит Ат-Табарани в своей книге «Аль-Кябир» (17/79) под номером (175).
3 Смотри: «Аль-Муфхим» (3/147-150)
4Существует ещё обманчивый рассвет, который происходит незадолго донастоящего, об этом подробнее вы можете узнать в книгах по фикху.
5 Смотри: «Тафсиру бни Кясир» (1/222) и «Фатху-ль-Бари» (4/134)
6 Смотри коменнтарии Ан-Навави к кнмге «Ас-Сахых» Муслима (7/201) и «Фатху-ль-Бари» (4/134)
7 «Фатху-ль-Бари» (4/135)
2 Эту версию приводит Ат-Табарани в своей книге «Аль-Кябир» (17/79) под номером (175).
3 Смотри: «Аль-Муфхим» (3/147-150)
4Существует ещё обманчивый рассвет, который происходит незадолго донастоящего, об этом подробнее вы можете узнать в книгах по фикху.
5 Смотри: «Тафсиру бни Кясир» (1/222) и «Фатху-ль-Бари» (4/134)
6 Смотри коменнтарии Ан-Навави к кнмге «Ас-Сахых» Муслима (7/201) и «Фатху-ль-Бари» (4/134)
7 «Фатху-ль-Бари» (4/135)
“Избранные хадисы о Рамадане”
Ибрахим Мухаммад Аль-Хукайль
Перевел Абу Ясин Руслан Маликов