Разница между пророком и послаником
Посланник – это человек,получивший Откровение Шари?а (религии и закона), и приказ от Аллахапровозгласить его, однако, если он получил Откровение и не получилприказа разгласить его, тогда он только пророк, а не посланник.
Аль-Акыда Аль-Васитыйа
Ибн Таймия(Raximaxu Llah)
Посланники: только двадцать пять из них упомянуты в Кор'ане,что касается остальных, то мы должны верить в них не беспокоясь ихподсчетом, или знанием их имен, потому что это Аллах удержал у Себя,как сказал Он Кор'ане:
"Истинно, посылали мы посланников до тебя, о некоторых Мы рассказали тебе, о других не рассказывали" (Гафир или аль-Му'мин 40/78).
Аль-Акыда Аль-Васитыйа
Ибн Таймия(Raximaxu Llah)
Основы веры в свете Корана и Сунны
Тема II. Понятия «пророк», «посланник» и разница между ними
Арабскоеслово «наби» («пророк») является производным от слова «наба»,означающего «весть, приносящая большую пользу». Всевышний сказал: «О чем они расспрашивают друг друга? ? О великой вести» (ан-Наба, 1-2). Пророки получили такое название, потому что они получают вести от Аллаха и оповещают об Аллахе.
Существуетмнение, что это слово является производным от слова «набава», котороеозначает «нечто возвышенное». В этом случае пророки получили такоеназвание, потому что они занимают более высокое положение, чем всеостальные люди. Всевышний сказал: «Мы вознесли его на высокое место» (Марьям, 57).
Арабскоеслово «расул» («посланник») произошло от слова «ирсал», означающего«послание», «отправление». Говоря языком царицы Сабы, Всевышний сказал:«Я пошлю им дары и посмотрю, с чем вернутся послы» (ан-Намль, 35).
Богословыдавали разные определения понятиям «пророк» и «посланник». Согласнонаиболее предпочтительному мнению, пророком в шариате называется тот,кто получает откровения от Аллаха о том, что он должен совершать иприказывать правоверным. Посланником же называется тот, кто получаетоткровения от Аллаха с повелением донести Его послание до людей,которые ослушались Его.
Таким образом, разница между этими понятиямизаключается в том, что пророков Аллах оповещает о Своих повелениях изапретах для того, чтобы они передали их правоверным. Их не посылают кневерующим, и им не приказывают обращаться к ним с проповедями.Посланники же отправляются как к неверующим, так и к правоверным, чтобыдонести до них послание Аллаха и призвать их к поклонению Ему.
Посланникине всегда приносили новый шариат. В частности, пророк Йусуф исповедовалрелигию Ибрахима, а пророки Давуд и Сулейман руководствовалисьзаконодательством, ниспосланным в Таурате, хотя все они былипосланниками. Всевышний сказал: «Преждек вам явился с ясными знамениями Йусуф, но вы до сих пор сомневаетесь втом, что он вам принес. Когда же он умер, вы сказали: «Аллах неотправит посланника после него» (Гафир, 34); «Воистину,Мы внушили тебе откровение, подобно тому, как внушили его Нуху ипророкам после него. Мы внушили откровение Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку,Йакубу и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), Исе, Айюбу, Йунусу, Харуну, Сулейману. Да¬вуду же Мы даровали Забур. ? Мы отправили посланников,о которых Мы уже рассказали тебе прежде, и посланников, о которых Мытебе не рассказывали. А с Мусой Аллах вел беседу» (ан-Ниса, 163-164).
В Коране пророки иногда называются посланниками в широком смысле этого слова: «Мы не отправляли до тебя такого посланника или пророка, чтобы сатана не подбросил свое в его чтение»(аль-Хаджж, 52). Аллах сообщил, что и пророки, и посланники былиотправлены к творениям. Это объясняется тем, что пророки, которым былоприказано проповедовать среди правоверных, тоже были отправлены к нимАллахом, однако их послание носило конкретный, ограниченный характер.Что же касается абсолютного послания, то его были удостоены толькопосланники, которых Аллах отправлял как к неверующим, так и кправоверным.