Кровь, рана (перевязка) и остатки клея на руках.
Вопрос: Ассаламу 1алайкум!
У меня такие вопросы:
Я слышал что кровь считается наджасом, и при попадании его на одежду,его надо стирать. И на теле где оно появилось (при ранении), его надосмывать, так как (являясь это наджасом) намаз считаетсянедействительным. Правда ли это? Так например не давно, в дни 1идаль-Адха мы резали баранину, и его кровь попало мне на одежду, как я вэтом случии должен был поступить, когда совершал намаз: сменить одежду,или просто почистив это место (куда попала кровь), как она чистится, исовершить свой намаз?
И вот например, сегодня мы делали ремонт, япользовался пеной (которой закрывают щели окон и дверей), и вотдовелось мне напачкать ею руки, а оно не отмывается просто так, атолько со временем. Что сделать в этом случаи? (Я просто по этомуповоду слышал разных МНЕНИЙ, и соответственно я в этом запутался, икстати встречал много муслимой, которые задаются подобными жевопросами).
И еще, как совершить малое омовение раненномумуслиму, которому перевязали кисть, палец, руку, или где то на лицелейкопластырем заклеил рану и т. д.? Или например муджахид получилранение, как ему следую совершить (малое) омовение? И есть ли разницамежду простым домоседом как я, и муджахидами в этих вопросах?
Я бы хотел получить ответы более понятные, что бы больше этимивопросиками не задаваться. Так, как мы знаем, вопросы на первый взглядбывают "малозначными", а если вдаваться в углубленность, то ониоказываются серьезными!
Да обрадует Вас Аллах Раем (всех кто занимается этим благим делом)!
И да прибавит Он Вам больше Знания, и самое Главное Правильного Понимания Религии!!!
Ответ: Уалейкум Ассаламуа рахматуЛлахи уа баракатуху.
Что касаетсянечистоты вытекающей крови, то этовопрос, в котором есть очень серьезное разногласие среди ученых. Конечно, со стороны прямого указания Коранаили Сунны нет предельно ясного указанияна нечистоту проливаемой крови, так как аргументы на это мнение могут быть оспорены в своемуказании.
Так,например основное доказательство на нечистоту пролитой крови - слово Аллаха:«Скажи: Изтог%D?E, что дано мне в откровение, я нахожу запрещенным употреблять в пищу толькомертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи , которое (или которая) являетсяскверной .»Сурааль-Ан’ам 145.
Аргументироватьэтим аятом на нечистоту крови можно лишь в случае если вернутьуказательнуючастицу ( ?????? ) в слове –"которое” , или "которые” – араб –???? - , или если быть предельно точным в грамматическом определенииэтого положения, то это не просто указательная частица ( ?????? ) котораядолжна возвращаться назад , и указывать на что то уже упомянутое ,однако этобудет из раздела указательной частицы , которая не возвращается назад ,однакоуказывает , или несет в себе смысл указания на некое положение,ситуацию,вопрос и т.д. И это называется в арабской грамматике как указание надело, историю, положение - ???? ?????.
И если попытаться предать этомурусскую форму, то смысл получится приблизительно следующий: «Нельзя всеэто кушать так как дело обстоит так, или ситуация такова что все это являетсяскверной.» В этом случае можно ввести под положениескверны все три перечисленных предмета.
Однако это можно оспорить и не согласиться,сказав, что основа – то, что указательная частица возвращается назад, и насамое близкое к ней, а это мясо свиньи.
Что касается нечистоты мертвечины, то вэтом есть единогласное мнение, иджмаподкрепленное доказательствами. Что же касается крови, то это нуждается в дополнительном утверждении ее нечистоты. Так же слово "скверна” - ??? - невсегда указывает на нечистоту, однако приходит в Коране в смысле наказания,греха. И для того чтобы держаться за это слово в его указании на шариатскуюнечистоту, это нуждается в утверждении того что это слово в основе своейуказывает на этот смысл , хоть и приходит в других смыслах .
В этом случаеможно сказать что мы держимся за основу. Однако если этого нет, или не совсемизвестно , что это слово в основе своей указывает на нечистоту , то в соответ6ствие с мнением группы ученых пооснове фикха , а это основное мнение имама аш-Шафии , которые позволяютиспользовать слово несущее несколько смысл не противоречащих между собой - ????? -, сразу во всехэтих смыслах . В данном случае этовозможно , так как нет противоречия между нечистотой , и наказанием или грехом.
Более того именно в этом аяте очевидно что как раз и идет речь о нечистоте в первую очередь, так как самое меньшее кудавозвращается указание этого слова - возвращается на мясо свиньи. И даже имамаш-Шаукани не считающий кровь нечистой, аргументирует этим аятом на нечистотумяса свиньи .См.Найлюль-Аутар 1\73.
Однако суть в том, что если бы не наличие тогочто противоречит этой внешней аргументации на нечистоту крови, то нет сомненияв том, что эта аргументация была бы вполнеприемлема.
Однакопришло в сунне, то, что внешне не в меньшей мере указывает на чистотупролитойкрови. Есть несколько доказательств этому, однако самое основное – этоистория когдасподвижник, будучи пораженный стрелой совершал намаз, истекая кровью, ипослеэтого Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – ничего не сказал ему. В то время как нет сомнения в его знании об этомсобытии.Так как этот сподвижник охранял мусульман возвращающихся с похода,средикоторых был и Посланник Аллаха – да благословит его Аллах иприветствует. И если бы этот сподвижник совершал намаз снечистотой на одежде, то Посланник Аллаха – да благословит его Аллах иприветствует – запретил бы ему это. Абу Дауд 182, Сильсиля ас-Сахиха 299\1.
И если бы дело ограничилось бы этим, то можнобыло бы смело сказать о чистоте крови, и требовать у заявляющих об ее нечистотеясное доказательство на это. Однако дело в том, что в отношении нечистотыкрови пролитой крови животного живущегона суше (и человека также) приведено иджма и не одним ученым. Привел этоиджма имам ибн Абдуль Барр , ибн аль-Араби , ан-Науаи, ибн Рушд и др .См.Ат-Тамхид 230\1 , Ахкаму ль Коран 79\1 , аль-Маджмуа 576\2 , Бидаятуаль-Мужтахид 125\1.
Но особенноважное в этом разделе это то, что иджма на нечистоту пролитой кровиживотного, привели два ученых, слово которых в вопросе иджма имееточеньбольшое значение , как это известно каждому знакомому с основами этихученых ввопросе иджма и всю их строгость в этом.
Сказал имамибн Кайем в контексте слов о нечистоте тех или иных вещей и жидкостей иразногласии ученых в этом: Был спрошен имам Ахмад: «Кровь и гной одинаковы по твоему (в положении)?Он ответил: Нет, нет разногласия среди людей ( ученых) в отношении крови.»См. Игасатуль-Лягфан 240\1.
Сказал имам ибн Хазм:Единогласныученые в том, что много крови, любой крови, кроме крови рыбы,и животных, чья кровь не вытекает (не течет),то, что эта кровь - наджас. Затем разошлисьв определении много и мало. От размера ногтя до полвины одежды. См. Маратибуль-Иджма 1\19.
И это в противоположность мнения о том, что ибн Хазмпридерживается мнения о чистоте крови.И тот, кто знает ибн Хазма, его большую осведомленность оразногласии, и строгость в принятии иджма – знает всю серьезность его слов. Этоиджма он привел в его книге посвященной вопросам,в которых нет разногласия среди ученых, и в предисловии которой он сказал:«Мы вносим в эту книгу лишь полное иджма, которому нетсовсем никакого противоречия, которое известно также как известно, что намазаль-фажр в положении безопасности и отсутствии страха, то что он будет в дваракаат , и то что Рамада – это месяц между Шауалем и Ша’баном , и то что вКоране , то что это то с чем пришел Посланник Аллаха – да благословит его Аллахи приветствует.»См. Маратибу ль- Иджма 15.
И если это ясно, то как известно, что правильное мнение уученых по основе фикха заключается в том, что иджма должно опираться нашариатское доказательство из Корана или Сунны , даже если само этодоказательство нам не известно , однако это иджма раскрывает его наличие . Поэтомув нашем случае иджма указало надоказательство отменяющее первоначальное положения чистоты крови. И если взять границы разногласия и соглашения, которымиибн Хазм определил этот вопрос, то аргументация некоторых более поздних или современных ученых тем, что имам аль-Бухари привел отХасана аль-Басри из его высказывания о том, что мусульмане не перестаютсовершать молитву, будучи ранеными, эта аргументация на разногласие в нечистотекрови будет не совсем уместна. Так как, может быть Хасан аль-Басри говорит о положении,которое будет вне границ единогласного мнения, а это пролитие крови, которое заливаетменьше, чем половины одежды.
Так же это приданиеимам аль-Бухари привел в главе под названием:« Раздел. Тот кто не считал обязательным омовение, кромепо причине выхода (чего то ) из половых органом. И слово Аллаха: Если кто – либо извас пришел из уборной. сура аль-Маида 6.»См. Аль-Бухари раздел 34.
В этом разделе имам аль-Бухари привел сообщения указываяими на то, что омовение не портится кроме как по причине выхождения чего- то из половых органов только.Среди преданий он привел хадис об Ансаре который совершал молитву после ранениестрелами. Все это указывает на то, что аль-Бухари также считает кровь нечистой, ведь зачем он тогда приводит эти предания в этомразделе? Разделе посвященному тому, что портит омовение и нет?Нельзя предположить, что кровь хоть каким- то образомпортит омовение, кроме как, если она будет наджасом, и после ее выхожденияможет возникнуть вопрос о том портит ли она омовение или нет? И в этом естьразногласие даже среди тех, кто считает что кровь – наджас, как шафииты,например. Однако они говорят, что если кровь не вышла через половы е органы, тоомовение не портится. Значит смысл приведения имамом аль - Бухари этого преданияв этом разделе заключается в том, чтобы доказать, что нет прямой связи междувыхождением нажасы из любого места телакроме половых органов, и нарушением омовения. Однако очевидно,что он считает, что некоторое количество крови прощается. Также то, что передается от АбдуЛлах ибн Мас’уда – дабудет доволен им Аллаха – то что он зарезал верблюда и затем будучи запачканнымкровью совершил намаз. См. Ибн Аби Шейба1\392 , Абду р-Разак 125\1 , аль-Му’жаму ль-Кабир 428\9.
Это придание ибнАби Шейбата привел в главе под названием:" Трогание сырогомяса и крови.”То есть, влияет оно на омовение или нет?В этом случае, самое большее, что можно сказать, это то,что крови было немного, что прощается у большинство ученых. В общем, то, что можно сказать, это то, что иджма переданное в отношение нечистоты кровиочень сильное, и нет ничего что в полной мере, и со всех сторон этому противоречит.И если оно утверждено, то противоречие ему несколькими поздними учеными неимеет значение, и любая их аргументация будет ижтихадом в противоположностьдоказательствам, что отвергается и не принимается.
Привел все это длятого что указать что вопрос не такой уж простой как кажется некоторым студентам,и к нему как минумум надо отнестись очень серьезно. Что касается непосредственнотвоего вопроса, то самое меньшее, что можно сказать в нем, это необходимостьвыхождения из такого рода сильных разногласий, и удаление крови, если ее будетмного. А много или мало определяется в соответствие с общим и среднимпониманием людей (урф ).Что касается положения когда некая инородная масса прилепляется ктелу таким образом, что удаление ее будет очень затруднительным, то в этомслучае эта масса, берет хукм (положения) того места куда она прилепилась.
Сказал аль-Байджури , шафиитский ученый : «Являетсяобязательным удаление с рук, все то, что препятствует попаданию воды на кожу. Как,например наслоившуюся грязь, если нет затруднения в ее удалении. Если же естьзатруднение то, это не повредит, так как это становиться частью тела. »См. Аль-Хашия аль-Байджури 1\96.
Выбрал наиболее ясные слова шафиитских ученых в этомвопросе, а так в их книгах много фикховских ответвлений и вопросов указывающихсвоим смыслом, на то, что если что то будет препятствовать проникновению воды ккоже , таким образом что удаление этого препятствия будет затруднительным , тоэто препятствие берет хукм той части тела которое оно закрывает .И основа этого вопроса строится на фикховском правиле который звучит следующимобразом :??? ????? ???? ????? ? ??? ???" "Т.е ."То что заменяет что то, становится на его место, и закрывает его" См. Аль-Кауид фификх аль-Ислями 143\1 , Мугний зауй аль-Афхам 185 , аль-Бахр аль-Мухит 207\1 .
Общее доказательство этого правила – слово Аллаха:«Если же вы больны или находитесь в путешествии, есликто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и выне нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ваши лица и руки.»Сура ан-Ниса 43.Этот аят указывает, на то, что таймум заменил воду призатруднении ее использовании. В этом также указание на то, что заменяющий недолжен быть похожим со всех сторон на заменяемое. Однако он заменяет его вхукме, в данном случае - в очищении, илиразрешении совершать с ним намаз.См . Маджуа фатава 125\354\1.
Однако это правилоограничено другим правилом, которое звучит так:" ?? ?????? ? ??????? ?? ???? ????? ??? ??? ??????????” "Нельзя направляться к замене и ответвлению кроме как призатруднении наличия основ”Доказательство этого правило слово Аллаха:«….И вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле иоботрите ваши лица и руки .»Сура ан-Ниса 43.Также в отношении положений искупления клятвы:«…. Кто не сможет сделать этого, то должен поститься втечение трех дней.»Сура Аль-Маида 89. Также в отношении положенийжертвоприношения в определенных видах хаджа:«…. Если же он не сможет сделать этого, то он должен поститьсятри дня во время хаджжа и семь дней после его окончания – всего десять дней.» Сура аль-Бакара196.Во всех этих положения не разрешается переходить к замене кроме как после затруднения наличияосновы. См. Аль-Мансур 225\1 , Маджуа фатава 333\22 , 120\30 ,аль-Кауаид 226.
Поэтому если наруки, или другую часть тела мытье которой обязательно, попала краска или другоевещество которое препятствует проникновению воды к коже, и нет возможностиудалить эту краску без нанесения телу вреда, то эта краска берет хукм кожи, имоется как если бы эта была обычная рука. И так до тех пор пока она не будетудалена .Аллах знает лучше. Что же касается положения когда по причине ранения или раны человек долженналожить повязку на рану, таким образом , что она будет закрывать местонеобходимое для мытья , то ученые разошлись в этом вопросе .Сказали большинство ученых что необходимо протиратьповязку и мыть остальные части тела , если в удалении повязки будет вред илизатруднение излечения .Основной их аргумент – хадис который передается от Посланника Аллаха – да благословит егоАллах и приветствует – и в котором сподвижники вышли в поход, и один из них былранен камнем. Затем у него произошла поллюция, и он спросил своих спутников оразрешении совершить тайамум. Они сказали ему: Мы не находим для тебяразрешения, и ты способен использовать воду. Этот человек совершил большоеомовение и умер. Когда они вернулись кПосланнику Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – и рассказали о случившемся,то он сказал : «Они его убили,пусть Аллах их убьет! Почему они не спросили, если не знали? Было достаточнымдля него совершить тайамум, затем завязать на его ране кусок тряпки, затемпротереть по ней и помыть остальное тело.» Абу Дауд 336.Однако этот хадис слабый, как сказал об этом Аль-Байхаки идругие ученые. Сказал аль-Байхаки:«Нет ничего достоверного в этом разделе (протирание наповязке).»См. Ас-Сунан аль-Кубра 228\1.
Также передано от ибн Умара – да будет доволен им Аллах, –который сказал:« Если у кого- тобудет рана, на которой повязки, то пустьон совершает омовение и протирает повязки, и моет вокруг них. » Ибн Аби Шейбата126\1 , аль-Байхаки 228\1.
Также аналогия на протирание носков. Однако в данномслучае эта аналогия не совсем верна, таккак между этими двумя положениями есть две существенные разницы. Ограниченностьпротирания во времени в отношении носков, и разница в хукме. Так как протираниеносков самое большое чем может быть, так это желательным, в то время как протирание повязки обязательно. См. Аль-Мухалля 2\67
Другие ученые сказали о том, что нужно помыть то, чточеловек сможет и сделать тайамум за закрытый орган. Их доказательство – хадис передаваемый от ПосланникаАллаха – да благословит его Аллах и приветствует – в котором человек был вбольшем осквернении зимой, и когда спросил, то ему приказали сделать омовение,после чего он умер . На что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует– сказал : «Что они сделали? Да поразит их Аллах! Ведь Всевышний Аллах сделалземлю (или тайамум) очищением!»Ибн Хиббан 1314, ибн Хузейма 273 , аль-Хаким 165\1.
Иснад этого хадиса достаточно слабый, однако они сказаличто его смысл подкрепляется предыдущим хадисом, отдельную часть которогонекоторые ученые посчитали хорошей (хасан) , а это часть касающиеся таймума."Они его убили, пусть Аллах их убьет! Почему они не спросили,если не знали? Было достаточным для него совершить тайамум….”Однако как это очевидно, что даже если согласится с достоверностьюэтих сообщений (что очень трудно сделать), то в любом случае они не могут подкреплятьдруг друга в нашем случае. Так как в первом хадисе Посланник Аллаха – даблагословит его Аллах и приветствует – в общей форме приказал делать таймум, вто время как эти ученые говорят о том, что он должен мыть остальные части тела. Что же касаетсявторого хадиса, то речь там вообще не идет о ранении, однако о затруднениииспользования воды по причине холода, а эти совсем другая ситуация.
Третьемнение, а это мнение Убейда ибн Умейра и Саида ибнДжубейра из больших табиинов, а также мнение ибн Хазма, заключается втом что человек моет то , что может , а положение остальногополностью спадает .Передал ибн Аби Шейбата достоверным иснадом от Убейда ибн Умейра, то,что он сказал о человеке, у которого есть раны:«Пусть моет (тело), и моет, то, что вокруг.» Ибн АбиШейбата 1439Также передал Абду р-Раззак с достоверным иснадом от Саида ибнДжубейра , то что он сказал вотношении раненого : «Мой вокруг раны, ине приближай к ней воду.» (т.е. не мой раны)Абду р-Раззак 624.
Эти сообщения общие, не разделяющие между положением, когдаесть повязки, а когда нет. И если это ясно, то это указывает на отсутствие иджма вовремя ибн Умара да будет доволен им Аллах, на протирание повязок. Так как Убейдаибн Умейра и Саид ибн Джебейр хоть и не являются сподвижниками, однако онибольшие табиины имевшие встречи со многими сподвижниками, в том, числе с ибнУмаром от которого Саид ибн Джубейр передавал даже хадисы. Все это указываетна то, что в этом вопросе не было иджмав их время . Тем более что отИбн Умара – да будет доволен им Аллах – передается и несколько другое сообщение. Передал аль-Байхаки достоверным иснадом от ибн Умара – да будет доволен им Аллах – то, чтоон сказал:«Если на ране не будет повязок, то пусть он моет вокругран, и не моет раны.» Аль-Байхаки 228\1.
Как мы видим –мнение ибн Умара – да будет доволен им Аллах – не такое уж однозначное впротирании повязок, так как в случае их отсутствия он разрешает не мыть вообщеместо ранения, и не протирать его. Значит, в таком случае положение этого местатакже спадает, значит протирание на повязке в таком случае не должно бытьобязательным, ведь если бы он считал что обязательно либо мыть, либо надетьповязку и протереть, то сказал бы по-другому. Более того, как раз очевидно что среди сподвижников былоразногласие в этом вопросе, так как передано с хорошим иснадом от Ибн Аббаса – да будет доволен им Аллах – то что он сказал: «Если человекполучит ранение на пути Аллаха, затем сним произойдет большое осквернение, и он будет опасаться смерти, в случае еслисделает омовение, то пусть совершит тайамум.» Ибн Хузейма 272 ,аль-Байхаки 223\1 , аль-Хаким 270\1.
Однако этосообщение от ибн Аббаса – да будет доволен им Аллах – не совсем в полной мереуказывает на наш вопрос, так как это ближе к положению, когда человек не можетиспользовать воду, в общем, по причине болезни и т.д , и боится в случаеиспользования воды смерти. См. Субулю ас-Салям 133. Поэтому, ввидутого, что сообщения переданные от сподвижников, и Посланника Аллаха – даблагословит его Аллах и приветствует – либо слабые , либо не совсем однозначные в своем указании, последнее – третье мнение, кажется наиболее сильным. То есть человек моет что может и оставляет остальное .И нет в этом разницы между моджахедом и обычным человеком,сидящим дома.
Аллаху ведомо лучше
Абдуллах Абу Абду Ррахман.
http://ansarsunna.ucoz.ru