ал Фатиха «ОТКРЫВАЮЩАЯ КОРАН» — 1


1. Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

?????? ????? ?????????? ???????????

2. Хвала Аллаху, Господу миров,

????????? ????? ????? ?????????????

[Во имя Аллаха ]. Этоозначает: я начинаю во имя Аллаха. Из лексического анализа этогословосочетания становится ясно, что подразумеваются все прекрасныеимена, присущие Всевышнему Господу.

Аллах – одно из этих имен, означающее"Бог, Которого обожествляют и Которому поклоняются, Единственный, Ктозаслуживает поклонения в силу Своих божественных качеств – качествсовершенства и безупречности".

[Милостивого, Милосердного]. Прекрасные имена Господа Милостивый и Милосердный свидетельствуют овеликом милосердии Всевышнего, которое объемлет всякую вещь и всякуютварь. Милосердия Аллаха в полной мере будут удостоены Егобогобоязненные рабы, которые следуют путем Божьих пророков ипосланников. А все остальные творения получат лишь часть Божьей милости.

Следует знать, что все праведныемусульманские богословы единодушно говорили о необходимости веры вАллаха и Его божественные качества. Господь – Милостивый и Милосердный,т.е. обладает милосердием, которое проявляется на рабах Божьих. Всеблага и щедроты являются одним из многочисленных проявлений Его милостии сострадания. То же самое можно сказать и об остальных именах Аллаха.Он всеведущ, т.е. обладает знанием обо всем сущем. Он всемогущ, т.е.обладает могуществом и властен над всякой тварью.

[Хвала Аллаху ]. Это –слова восхваления Аллаха за совершенные качества и деяния, которые Онвершит либо по милости, либо по справедливости. Вся хвала принадлежитЕму, и Он достоин ее целиком и полностью. Он один господствует надвсеми мирами. К этим мирам относится все сущее, кроме Самого Аллаха. Онсотворил Вселенную, обеспечил ее обитателей средствами к существованиюи облагодетельствовал их великими щедротами, лишившись которых они несмогут просуществовать.

Все блага, которыми облагодетельствованы творения, являются дарами Всевышнего Господа.

[Господу миров ].Господство Всевышнего Аллаха бывает двух видов: всеобщее и частное.Всеобщее господство выражается в том, что Он создает творения,ниспосылает им пропитание и указывает им верный путь, благодаря чемуони могут благоустроить свою жизнь в этом мире. А частное господствопроявляется в том, что Аллах воспитывает Своих возлюбленных рабов вдухе набожности, помогает им обрести и усовершенствовать веру, защищаетих от всего, что может сбить их с прямого пути и отдалить от Него.Сущность этого господства в том, что Аллах облегчает Своим рабам путько всякому добру и оберегает их от всякого зла. Возможно, именнопоэтому пророки чаще всего в своих молитвах называли Аллаха своимГосподом. Да и устремления этих людей были связаны исключительно счастным господством Всевышнего Аллаха.

В этом откровении Всевышний нарек себяГосподом миров и тем самым подчеркнул, что Он один творит, управляет иодаряет благами. Он богат и не нуждается в своих творениях. Напротив,все творения нуждаются в Нем и всесторонне зависят от Него.

3. Милостивому, Милосердному,

??????????? ??????????

4. Властителю дня Суда!

??????? ?????? ???????

[Властителю дня Суда]. Властелином называется Тот, Кто обладает царством и властью и в силуэтого волен повелевать и запрещать, вознаграждать и наказывать,полновластно распоряжаться своими подчиненными. Кому же принадлежитподлинная власть, станет ясно в День воздаяния. Это – один из эпитетовДня воскресения, когда люди получат воздаяние за свои благие и скверныедеяния. Именно в тот день Божьи творения ясно увидят совершенствовласти Аллаха, совершенство Его справедливости и мудрости. Они потеряютвсе, чем обладали ранее. Цари и подданные, рабы и свободные – все будутравны перед Господом, покорны Его величеству и смиренны перед Егомогуществом. Они будут ожидать Его приговора, жаждать Его награды истрашиться Его возмездия. Вот почему Господь нарек себя Властелином Днявоздаяния, хотя Его власть и распространяется на все времена.

5. Тебе мы поклоняемся и Тебя молим о помощи:

???????? ???????? ????????? ???????????

6. веди нас прямым путем,

??????????? ?????????? ????????????

[Тебе мы поклоняемся и Тебя молим о помощи], т.е. мы поклоняемся только Тебе Одному и только Тебя Одного молим опомощи. Согласно грамматике арабского языка, если местоимение стоитперед глаголом, то действие совершается только в отношении упомянутоголица и никого иного. Поэтому смысл этого аята таков: мы поклоняемсяТебе и не поклоняемся никому иному; мы взываем о помощи к Тебе и невзываем ни к кому иному. Поклонение упомянуто Всевышним до мольбы опомощи, потому что об общем, как правило, говорится до частного. Крометого, в этом содержится указание на то, что право Всевышнего Аллахапревыше права Его рабов.

Поклонение – это понятие, охватывающее все слова и деяния, совершаемые как душой, так и телом, которые Аллах любит и одобряет.

Мольба о помощи – это обращение кВсевышнему Аллаху с просьбой одарить добром и отвести зло, проникнутоеверой в то, что это сбудется.

Именно поклонение Аллаху и мольба кНему о помощи являются верным способом обретения вечного счастья иизбавления от всякого зла. Помимо этого нет иного пути к спасению.Поэтому очень важно знать, что поклонение обретает свой подлинный смысллишь тогда, когда совершается ради Аллаха и так, как этому учил Егопосланник, да благословит его Аллах и приветствует. Без выполнения этихдвух условий немыслимо любое поклонение.

Итак, Всевышний упомянул о мольбе опомощи после поклонения, потому что она является одной из его форм.Кроме того, при совершении любого обряда раб Аллаха нуждается в Егопомощи, а без нее он никогда не сможет исправно выполнять повелениясвоего Господа и избегать грехов;

[веди нас прямым путем], т.е. укажи нам на прямой путь, направь на него и помоги следоватьим. Этот ясный путь ведет к Аллаху и Раю. Это путь, состоящий впознании истины и руководстве ею в делах;

[веди нас прямым путем], т.е. веди нас к прямому пути и веди нас по нему. Первое означаетпринятие Ислама и отказ от всех других вероисповеданий. Второе жесостоит в изучении деталей религии и претворении их в жизнь напрактике. Эта молитва является одним из самых полезных,

глубоких и многосторонних обращений к Господу. Поэтому Аллах обязаллюдей взывать к Нему этими словами в каждом ракаате Намаза, ведь все мытак нуждаемся в этом;

7.  путем тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, что попали под гнев Твой, и не [путем] заблудших.

??????? ????????? ???????? ????????? ????? ?????????? ????????? ????? ????????????

[путем тех, которых Ты облагодетельствовал ], т.е. путем пророков, правдивых верующих, павших мучеников, праведников,

[не тех, что попали под гнев Твой ], потому что узрели истину, но отвернулись от нее, как это сделали иудеи и им подобные,

[и не [путем ] заблудших ], которые отвернулись от истины из-за своего невежества и заблуждения, подобно христианам.

Эта сура, несмотря на своюлаконичность, содержит в себе то, чего нет ни в одной другойкоранической суре. В первую очередь, это – три концепции единобожия.Концепция веры в господство Одного лишь Аллаха сформулирована в словахВсевышнего [Господу миров ]. Концепция того, что только Аллах достоин любого поклонения, выражается в Его имени [Аллах ] и в Его словах [Тебе мы поклоняемся и к Тебе взываем о помощи]. Что же касается третьей концепции о том, что только Аллах обладаетпрекрасными именами и совершенными атрибутами, то она вытекает из слов [хвала Аллаху], о чем уже говорилось ранее. Мы веруем во все имена и атрибуты нашегоГоспода, которыми Он Сам описал Себя в Коране и которыми Его описалПророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, не лишая ихистинного смысла и не уподобляя их атрибутам Божьих творений.

В этой суре также содержитсядоказательство истинности пророческой миссии Мухаммада, да благословитего Аллах и приветствует. Оно выражено в словах [веди нас прямым путем ], ибо это невозможно, если нет пророка и Писания.

В словах [властителю дня Суда] содержится указание на то, что люди непременно получат воздаяние засвои деяния. Это воздаяние будет справедливым, потому что арабскоеслово «дин» (Суд) подразумевает именно справедливое возмездие.

В этой суре выявляется ошибочность взглядов кадаритов1 и джабаритов2и подчеркивается, что все сущее происходит по Предопределению Аллаха,но люди при этом обладают правом выбора. Более того, в нейопровергаются воззрения всех приверженцев еретических и заблудшихтечений, ибо высказывание Всевышнего [веди нас прямым путем] требует от всех нас познать истину и руководствоваться ею в делах, авсякий, кто придерживается ереси, религиозных новшеств и заблуждения,непременно отворачивается от прямого руководства Аллаха.

И, наконец, эта сура призывает людей кискреннему служению Всевышнему Аллаху и обращения к Нему за помощью. Вэтом состоит смысл слов [Тебе мы поклоняемся и к Тебе взываем о помощи ].

Поистине, хвала Аллаху, Господу миров!

1.Кадариты (от арабск. Кадар – судьба, рок, предопределение) – считают,что человек совершает свои поступки без воли на то Всевышнего.
2.Джабариты (от арабск. джабарий – фаталист) – полагают, что человек,напротив, не имеет собственной воли. Истинный Ислам же утверждает, чтовсё происходит по воле Аллаха, однако человек имеет право на выбор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика