Аурат женщины перед другими женщинами и её махрамами.
Хвала Аллаху!
Во-первых: ауратом женщины перед её махрамами, такими как отец,брат, племянник является все тело женщины, за исключением того, чтоестественно видимо, т.е. лицо, волосы, шея, руки и ноги.
Аллах Всевышний сказал: «Скажи верующим женщинам, чтобы ониопускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они невыставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, ипусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показываютсвоей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своихсвекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев,или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин,или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числамужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготыженщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях,которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием всевместе, – быть может, вы преуспеете». (Нур, 24:31)
Аллах Всевышний разрешил женщине показывать свои украшения передсвоим мужем и махрамами. Под словом «украшения» подразумеваются местаих надевания: место кольца – кисть руки, браслета – рука, сережек –ухо, ожерелья – шея и грудь, ножных браслетов – голень.
Абу Бакр аль-Джассас (да смилуется над ним Аллах) в своемкомментарии писал: «Согласно очевидному смыслу аята, (женщине)разрешается показывать свои украшения мужу и тем, чьи имена упомянутывместе с ним (в данном аяте), на примере родителей и т.д. Известно, чтоздесь подразумеваются места украшений, и это – лицо, кисть руки, рука…Из этого следует, что разрешается вышеперечисленным в аяте лицамсмотреть на эти места. И это являются местами, где носят скрытыеукрашения, ибо, как отмечается в начале аята, посторонним могут бытьпоказаны лишь внешние украшения, а мужу и остальным махрамамразрешается смотреть на скрытые украшения». Передают со слов Ибн Масудаи Аз-Зубейра, что «(к этим местам) относятся серьги, браслеты, ожерельяи ножные браслеты».
В этом равны как муж (женщины), так и остальные упомянутые вместе сним. В целом отсюда вытекает дозволительность упомянутым лицам ,как имужу смотреть на места этих украшений.
Багави (да смилуется над ним Аллах) говорил: «ВысказываниеВсевышнего (Преславен Он и Велик) «не выставляйте свои украшения»означает, что нельзя показывать свои украшения тем, кто не являетсямахрамом. Существуют два вида украшений: скрытые и внешние. Скрытые –это ножные браслеты, хна на ноге, браслеты на запястье, серьги иожерелье. Женщинам не разрешается выставлять их, а посторонним мужчинамсмотреть на эти украшения. Под «украшением» подразумевается место, кудаих надевают».
В «Кашф аль-Гина» (5/11) говорится: «Мужчины – махрамы также могутсмотреть на лицо, шею, руку, ступню, голову и голень женщины». По этомуповоду Аль-Гады говорил: «Разрешается (смотреть на) то, что обычновидимо, на примере головы и рук до локтей. Эти махрамы отличаются постепени родства и риска искушения (фитны). Поэтому женщина можетпоказывать своему отцу то, чего не может показать сыну своего мужа».
Куртуби (да смилуется над ним Аллах) писал: «Всевышний Аллахупомянул первыми мужей и назвал вторыми махрамов, уравняв ихотносительно показа украшений. Однако они могут отличаться всоответствии с тем, что имеется у них на сердце. Нет сомнений в том,что снятие хиджаба женщиной перед отцом и братом безопаснее, чем передсыном мужа. И степень того, что она может показать перед ними различна.Так она может показать отцу то, чего не разрешается показать сыну еёмужа».
Во-вторых: среди алимов установлено, что ауратом женщины переддругой женщиной является область между пупком и коленом, внезависимости, является ли эта женщина её матерью, сестрой илипосторонней. Женщине не разрешается смотреть на то, что находится междупупком и коленом своей сестры, но только лишь при необходимости,наподобие лечения и т.д. Это не означает, что она может сидеть средиженщин полностью раздетой, прикрыв лишь то, что находится между пупкоми коленом. И этого не сделает никто, за исключением лишь не имеющейстыда, безнравственной или же порочной женщины.
Слова ученых, что «ауратом является область между пупком и коленом»не должно быть неправильно поняты. Ибо это не означает, что женщинавсегда может одеваться подобным образом и выставлять себя в таком видесреди своих сестер и подруг. Ни один разумный человек не приметподобного. И это не является тем,к чему призывает фитра (человеческаяприрода). Скорее всего, формой, в которую должна одеваться женщинасреди других мусульманок, является одежда, полностью покрывающая еётело и отражающая её скромность и достоинство. Ей не следует показыватьничего, кроме того, что обнажается, когда она работает, или обслуживаетдругих, т.е. головы, шеи, рук до предплечий и ступней, как мы ужеупоминали об этом, когда обсуждали махрамов. Постоянный Комитет поизданию фетв разъяснил, что женщине не разрешается раскрываться передеё махрамами и другими женщинами.
Мы указали на это в ответе на вопрос № 34745
Да направит нас всех Аллах на истинный путь.