Восхождение (истива) Аллаха на Трон
Трон — величайшее из всех творений, и о восхождении Аллаха на него недвусмысленно говорится в семи местах Корана:
«Милостивый вознесся на Трон» (Та ха, 5).
Доказательством того, что Трон — одно из творений Аллаха, является аят:
«И восьмеро понесут над собой Трон твоего Господа» (Аль-Хакка, 17). Это произойдет в день воскресения. В другом аяте говорится:
«Те, которые несут Трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него и просят прощения для верующих» (Гафир, 7). Аллах сообщил, что Трон носят ангелы, которые просят прощения для верующих. Все это противоречит мнению о том, что Трон — это царствие Аллаха.
В хадисе, переданном аль-Бухари, говорится:
??????? ?????????? ??????? ????????? ?????????????? ????????? ???????? ?????????? ????????? ??????????? ?????????? ?????? ???????????? ???????? ????????? ????????? ??????????
«Если вы просите Аллаха, то просите у Него Фирдаус, потому что это – центральная и самая высокая часть Рая. Над ним располагается Трон Милостивого, и оттуда берут начало райские реки»[1].
Аль-Бухари же передал со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
??? ????????????? ????? ??????? ??????? ???????? ??????????? ?????? ????????????? ????????? ??? ??????? ???? ???????? ??????? ?????? ??????? ????????? ?????????? ????? ??????? ??????? ?????? ??????? ?????? ????????? ???????? ???? ????? ??????? ?????????? ???????
«Не отдавайте мне предпочтение перед Мусой. В день воскресения люди потеряют сознание, и я буду первым, кто придет в себя, а Муса уже будет держаться за край Трона. Я не знаю, будет ли Муса в числе тех, кто потеряет сознание, и придет в себя раньше меня, или же он будет в числе тех, для кого Аллах сделал исключение[2]»[3].
В версии Абу Са‘ида аль-Худри, также приведенной в «Сахихе», говорится:
??????? ????? ???????? ????? ??????????? ???? ????????? ?????????
«И вдруг я увижу Мусу, который будет держаться за одну из колонн Трона»[4].
Как можно говорить, что Трон не является одним из творений Аллаха, если это кровля Фирдауса? Как Муса сможет ухватиться за его колонну, если он не является одним из творений?! Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
????? ??????? ?????? ????? ????????? ?????? ???????? ?????? ???????? ????? ????????? ???????? ???????
«Когда Аллах завершил сотворение, Он написал надпись, которая находится у Него над Троном: “Моя милость опережает Мой гнев”»[5].
Величие Трона
Аллах назвал Трон великим:
«Господь великого Трона» (Аль-Му’минун, 86).
Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил нам величие Трона двумя путями.
Во-первых, он сообщил о величественных размерах ангелов, которые несут Трон. В «Сунане» Абу Давуда приводится хадис с достоверным иснадом о том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
?????? ??? ???? ????????? ???? ?????? ???? ??????????? ??????? ???? ???????? ????????? ? ????? ??? ?????? ???????? ???????? ????? ????????? ????????? ????????????? ?????
«Мне было позволено рассказать об одном из ангелов Аллаха, об одном из носителей Трона. Поистине, между мочкой его уха и его плечом расстояние в семьсот лет»[6].
Во-вторых, он подчеркнул ничтожность просторов небес и земли по сравнению с огромными размерами Трона. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
?? ??????????? ????????? ?? ?????? ???? ?????? ????? ???? ? ????? ?????? ??? ???????? ???? ??? ?????? ??? ??? ??????
«Семь небес по сравнению с Престолом подобны колечку, брошенному в пустыне, а превосходство Трона над Престолом так же велико, как превосходство этой пустыни над этим колечком»[7].
Аллах прославляет Себя, упоминая о восхождении на Трон и называя Себя Господом Трона
Господь гордится тем, что Он находится над Троном:
«Та. Ха. Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен, а только в качестве назидания для тех, кто страшится. Это — Ниспослание от Того, Кто сотворил землю и высокие небеса. Милостивый вознесся на Трон» (Та ха, 1-5);
«Он — Тот, Кто сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон. Он знает то, что проникает в землю, и то, что выходит из нее, и то, что нисходит с неба, и то, что восходит к нему. Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит все, что вы совершаете» (Аль-Хадид, 4).
Во многих аятах Аллах гордится тем, что называет Себя Владыкой Трона:
«Владыка Трона, Славный. Он вершит то, что пожелает»
(Аль-Бурудж, 15-16);
«…то они непременно попытались бы добраться до Владыки Трона»
(Аль-Исра, 42).
Он также называет Себя Господом Трона:
«Я уповаю только на Него, ибо Он — Господь великого Трона»
(Ат-Тауба, 129);
«Аллах, Господь Трона, пречист и далек от того, что они приписывают Ему!» (Аль-Анбийа, 22);
«Скажи: “Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?”»
(Аль-Му’минун, 86).
‘Абдуллах бин Раваха, вознося хвалу Пречистому Господу в стихах, сказал:
???? ??? ??? ???? ???? ??? ????? ??? ????? ?????? ????????????? ??????????? ????????? | ??? ????? ???????? ????????? ???? ???????? ?? ????????? ??????????????? ????? ?????????? |
Свидетельствую, что обещание Аллаха истинно,
Что Ад — пристанище неверных
И что Трон Аллаха находится на воде,
А над ним — Господь миров.
Трон несут благородные ангелы,
Меченые ангелы Бога.
Этот стих передал Ибн ‘Абд аль-Барр в «Исти‘абе» и сказал: «Мы привели его через несколько достоверных путей».
Смысл восхождения на Трон
Мы не знаем, как Пречистый Аллах вознесся на Трон, потому что ничего не ведаем о Его сущности. Но мы знаем, что означает слово ????? «истава» в арабском языке. Когда арабы используют после этого глагола предлог ??? «‘ала», они вкладывают в него четыре значения: «утвердился», «возвысился», «вознесся» и «поднялся». Этот вопрос исследовал Ибн аль-Каййим[8].
Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари сообщил, что мутазилиты истолковывают «вознесение на Трон» как овладение Троном[9]. Следовательно, предшественниками тех, кто интерпретирует смысл восхождения таким образом, являются мутазилиты, и как же скверны эти предшественники!
Приверженцы сунны и сторонники хадисов признают восхождение Аллаха на Трон и не придают ему какой-либо образ, как об этом писал Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари, да смилуется над ним Аллах[10].
Знатоки арабского языка передали нам высказывания улемов, чье естество не было отравлено заразными философскими идеями. Они отказывались интерпретировать «восхождение на Трон» как овладением им.
Давуд бин ‘Али аль-Асбахани рассказывал, что находился рядом с Ибн аль-А‘раби, когда какой-то человек вошел к нему и спросил:
— Что означают слова Могучего и Великого Аллаха: «Милостивый вознесся на Трон» (Та ха, 5)?
— Он находится на Троне так, как сообщил об этом, — ответил Ибн аль-А‘раби.
— Абу ‘Абдуллах, это значит, что Он овладел Троном, — возразил мужчина.
— Откуда ты знаешь? Арабы говорят «овладел», когда двое людей соперничают за что-либо, и один из них одерживает верх и овладевает этим[11].
Знание о значении слова «вознесение» и нежелание обсуждать, как именно это произошло, — это путь наших праведных предшественников. Однажды имама Малика спросили об аяте «Милостивый вознесся на Трон» (Та ха, 5): «Как Он вознесся?» Он умолк и покрылся испариной, а потом приподнял голову и сказал: «Милостивый вознесся на Трон так, как Он описал это. Тут не спрашивают, как это произошло, потому что такой вопрос в отношении Аллаха исключен. Ты совершаешь ересь. Выведите его отсюда!»[12]
В одной из версий сообщается, что Малик сказал: «Как — нам непонятно, хотя само вознесение не есть нечто неведомое. Верить в это обязательно, а спрашивать об этом — значит совершать ересь»[13].
Выражение «не есть нечто неведомое» означает, что нам известно значение слова «вознесение». В арабском языке оно имеет смысл, который понятен арабам и может быть разъяснен и переведен учеными. Поэтому многие пересказывают вышеупомянутое высказывание имама Малика, передавая лишь его смысл. Они говорят, что имам ответил тому мужчине: «Вознесение известно, но как — нам неведомо. Верить в это обязательно, а спрашивать об этом — значит совершать ересь»[14]. Выражения «вознесение известно» и «вознесение не есть нечто неведомое» означают одно и то же, и между ними нет разницы.
Аль-Куртуби писал:
Первые мусульмане, да будет доволен ими Аллах, не отрицали сторону [, в которой находится Аллах], и не говорили ничего такого. Напротив, они признавали то, что сказано об этом в Его Писании и что сообщили Его посланники. Никто из них не отрицал то, что Аллах действительно вознесся на Трон и избрал его, потому что Трон — величайшее из Его творений. Однако им не было известно о том, как это произошло, потому что сущность вознесения неведома. Малик сказал: «Вознесение (т.е. его лексическое значение) известно, но как — нам неведомо, а спрашивать об этом значит совершать ересь». То же самое говорила Умм Салама, и этого достаточно[15].
[1] Аль-Бухари (7423).
[2] Имеются в виду слова Всевышнего Аллаха: «Но подуют в Рог, и тогда потеряют сознание (или умрут) те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает [оставить]» (Аз-Зумар, 68). Комментаторы высказывали разные мнения относительно того, кого именно Аллах пожелает оставить. Ибн Хаджар в книге «Фатх аль-Бари» перечислил десять мнений по этому поводу. Потом он привел слова аль-Бейхаки о том, что после дуновения в Рог потеряют сознание обитатели небес и земли, и исключение было сделано для некоторых из них. К ним не относятся ангелы-носители Трона, а также Джибрил и Микаил, относящиеся к ангелам, выстраивающимся вокруг Трона, поскольку Трон находится над небесами. Сюда также не относятся Рай и Ад со всеми созданными в них творениями, поскольку это два отдельных мира, не относящиеся к небесам и земле. Что касается пророка Мусы, мир ему, то Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предположил, что он может оказаться в числе тех, для кого было сделано исключение, потому что в своей земной жизни он однажды потерял сознание, о чем говорится в Коране: «Когда же Господь его показался горе, то разбил ее и превратил в песок, а Муса упал без сознания» (Аль-А‘раф, 143). См.: Ибн Хаджар А. Фатх аль-Бари. Эр-Рияд: Дар ас-салам. Т. 11. 1421/2000. С. 450-451. — Прим. переводчика.
[3] Аль-Бухари (6517), (6518); Муслим (2373).
[4] Аль-Бухари (7427).
[5] Там же (7422).
[6] Сахих Сунан Абу Давуд (3953).
[7] Этот хадис передали Ибн Абу Шейба в «Китаб аль-‘арш», аль-Бейхаки в «Аль-асма ва-с-сифат», Ибн Джарир и др. В совокупности эти версии являются достоверными. См.: Силсила аль-ахадис ас-сахиха (109).
[8] См.: Аль-Харрас. Шарх аль-‘акида аль-васитийя. С. 80.
[9] Макалат аль-исламиййин. С. 157, 211.
[10] Там же. С. 211, 290.
[11] Лисан аль-‘араб (2/249).
[12] Об этом сообщил аль-Бейхаки, и аз-Захаби назвал его достоверным. См.: Мухтасар аль-‘улувв. С. 141.
[13] Там же.
[14] Аль-джами‘ ли-ахкам аль-Кур’ан (2/219).
[15] Там же.
Книга: Вера в Аллаха Автор : Умар бин Сулайман аль-Ашкар