Где Аллах?
Пречистый Аллах сообщил нам, что Он вознесся на Трон и находится на небе:
«Неужели вы уверены, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас? Ведь тогда она заколеблется. Неужели вы уверены, что Тот, Кто на небе, не нашлет на вас ураган с камнями? Скоро вы узнаете, каково Мое предостережение!» (Аль-Мульк, 16-17).
Посланник , да благословит его Аллах и приветствует, также сообщил, что Господь на небе. В обоих «Сахихах» приводится рассказ Абу Са‘ида аль-Худри о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
? ??????? ???????????? ??????? ??????? ???? ??? ?????????? ? ?????????? ?????? ?????????? ???????? ?????????
«Неужели вы не доверяете мне, несмотря на то, что мне доверяет Тот, Кто на небе, и я получаю вести с неба по утрам и вечерам»[1].
Посланник , да благословит его Аллах и приветствует, назвал девушку-рабыню верующей, когда та сообщила, что Аллах на небе. В «Сахихе» Муслима и «Сунане» Абу Давуда приводится хадис о том, что Му‘авийа бин аль-Хакам ударил свою рабыню за то, что она не сумела сберечь всех его овец. Потом он пожалел о содеянном и, раскаиваясь, пришел к Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы попросить у него разрешения и подарить рабыне свободу. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, велел ему привести к нему девушку и спросил ее:
?????? ??????? . ??????? : ??? ??????????. ????? : ???? ????? . ??????? : ?????? ??????? ???????. ?????? : ??????????? ?????????? ??????????
«Где Аллах?» Она сказала: «На небе». Он спросил: «А я кто такой?» Она ответила: «Ты — Посланник Аллаха». Тогда он сказал: «Освободи ее, потому что она — верующая»[2].
Заболевшему сподвижнику и его брату Посланник , да благословит его Аллах и приветствует, рекомендовал взывать к Аллаху с мольбой, в которой также отмечается, что Всевышний Господь на небе:
???????? ??????? ??????? ??? ?????????? ????????? ??????? ? ???????? ??? ?????????? ?????????? ?????? ?????????? ??? ?????????? ????????? ?????????? ??? ??????? ? ??????? ????? ? ? ???????? ? ?????????????? ? ?????? ????? ????????????? ? ???????? ???????? ???? ?????????? ? ????????? ???? ????????? ????? ????? ????????? ?????????? ?
«Господь наш Аллах, находящийся на небе, да святится имя Твое! Твоя власть на небе и на земле, и милость Твоя на небе. Ниспошли же Свою милость на землю и прости нам грехи и проступки, ведь Ты — Господь благих. Ниспошли Свою милость и исцеление на этого больного, чтобы он поправился /Раббана-Ллаху-ллязи фи-с-самаи такаддаса-смука, амрука фи-самаи ва-ль-арды, кама рахматука фи-самаи фа-дж‘аль рахматака фи-ль-арды-гфир ляна хаубана ва хатайана анта раббу-т-таййибина, анзиль рахматан мин рахматика ва шифаан мин шифаика ‘ала хаза-ль-ваджи‘ фа-йабра’»[3].
В хадисе ‘Абдуллаха бин ‘Амра сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
????????????? ???????????? ??????????? ? ????????? ???? ??? ???????? ???????????? ???? ??? ??????????
«Над теми, кто милостив, смилостивится Милостивый. Будьте милостивы к тем, кто на земле, и над вами смилуется Тот, Кто на небе»[4].
Что означает пребывание Аллаха на небе?
Пребывание Аллаха на небе не означает, что небесные просторы объемлют Его. Пречист Аллах и превыше этого! Данное выражение указывает на высокое положение Аллаха. Он назвал Себя Всевышним:
«Славь имя Господа твоего Всевышнего» (Аль-А‘ла, 1).
Он также назвал Себя Возвышенным и Великим:
«Его Престол (т.е. Подножие Трона) объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он — Возвышенный, Великий» (Аль-Бакара, 255).
Он сообщил, что находится над Своими рабами:
«Они боятся своего Господа над ними» (Ан-Нахль, 50);
«Он — Одолевающий и находится над Своими рабами» (Аль-Ан‘ам, 18).
Прославляя Господа в одной из своих молитв, Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
?????? ?????????? ???????? ???????? ??????
«Ты — Высочайший[5], и нет никого выше Тебя»[6].
Зейнаб, хвалясь перед остальными женами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говорила: «Вас выдали замуж ваши семьи, а меня выдал замуж Аллах[7] из-за семи небес»[8].
Мусульманин, который правильно понял вероучение, не может даже подумать о том, что небо способно объять Аллаха и что Он может уместиться на небесах. Аллах намного превыше этого! Разве можно подумать такое, если небеса ничто по сравнению с Пречистым Господом?!
«Небеса будут свернуты Его Десницей» (Аз-Зумар, 67);
«В тот день Мы свернем небо, как сворачивают свитки для книг»
(Аль-Анбийа, 104).
Множество доказательств
В Коране и сунне очень много доказательств того, что Всевышний Аллах на небе и возвышается над Своими рабами, и для того, чтобы перечислить их полностью, понадобится много листов. Их можно классифицировать следующим образом:
1. Доказательства, ясно свидетельствующие о том, что Аллах на небе. Мы уже упомянули о них.
2. Доказательства вознесения Аллаха на Трон, и о них мы тоже уже говорили.
3. Доказательства высокого положения Аллаха над рабами; некоторые из них мы тоже процитировали.
4. Тексты о том, что некоторые творения находятся возле Него:
«Те, которые находятся возле твоего Господа, не превозносятся над поклонением Ему» (Аль-А‘раф, 206).
О тех, кто пал мученической смертью, сказано:
«Нет, они живы и получают удел у своего Господа» (Аль ‘Имран, 169). Текстов на эту тему очень много.
5. Доказательства вознесения некоторых творений к Аллаху. В одних текстах ясно говорится о том, что ‘Иса был вознесен к Аллаху:
«О нет! Это Аллах вознес его к Себе» (Ан-Ниса, 158). В других сообщается о том, что деяния восходят к Нему:
«К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние»
(Фатир, 10).
Души верующих тоже восходят к Нему:
«Воистину, не откроются врата небесные для тех, кто считал ложью Наши знамения и превозносился над ними» (Аль-А‘раф, 40). Это значит, что для верующих врата небесные раскроются, и об этом ясно говорится в хадисах.
Сюда же относятся тексты о восхождении ангелов:
«Ангелы и Дух (т.е. Джибрил) восходят к Нему» (Аль-Ма‘аридж, 4).
6. Доказательства того, что Аллах ниспосылает ангелов:
«Он ниспосылает ангелов с духом (т.е. откровением) от Его веления» (Ан-Нахль, 2). Он также ниспосылает Писания:
«Это благословенное Писание, которое Мы ниспослали» (Аль-Ан‘ам, 92).
7. Поднятие рук к Аллаху и устремление взора вверх. Во многих хадисах говорится о том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, поднимал руки во время мольбы, и каждый, кого постигает беда, возносит руки, взывая к Аллаху. То же самое относится к поднятию взора вверх, и сообщается, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, поступал так, взывая с мольбой после ритуального омовения.
8. Указание пальцем на небеса. В хадисе о прощальном паломничестве сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поступил так, когда люди сказали: «Мы свидетельствуем, что ты донес [послание], выполнил [миссию] и дал полезные наставления». Он поднял указательный палец к небу, а потом показал им на людей и сказал:
?????????? ??????? ?????????? ??????? ?????????? ???????
«О Аллах, будь свидетелем! О Аллах, будь свидетелем! О Аллах, будь свидетелем!»[9]
Более подробно с аргументами и высказываниями ранних мусульман можно ознакомиться в трудах, написанных учеными на эту тему.
Высокое положение Аллаха не противоречит Его близости к творениям
Аллах близок и отвечает на молитвы тех, кто взывает к Нему. Он ведает о секретах творений и их тайных беседах. Он ближе к тому, кто взывает к Нему, чем шея его верблюдицы. Ему ведомы наущения человеческой души, и он ближе к человеку, чем его яремная вена. Он знает обо всем тайном и самом сокровенном. Он знает о том, что попадает в землю и что выходит оттуда, что нисходит с неба и что восходит туда. Своим знанием и могуществом Он всегда рядом с творениями, и ни один из их секретов не сокрыт от Него. Ничто на небесах и на земле не скроется от Него, будь оно даже весом в пылинку, или меньше того, или больше того. Он близок, несмотря на Свое высокое положение, и Он возвышен, несмотря на Свою близость. Он — Первый и Последний, Высочайший и Ближайший.
[1] Аль-Бухари (4351); Муслим (1064).
[2] Муслим (537); Сахих Сунан Абу Давуд (823), (2809).
[3] Сунан Абу Давуд (3892).
[4] Сахих Сунан ат-Тирмизи (1569). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным.
[5] Аз-Захир — одно из имен Всевышнего Аллаха. Оно образовано от глагола ??? «захара», означающего «появляться», «становиться явным», «одерживать верх», «помогать», «подниматься». В данном хадисе Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил смысл этого прекрасного имени. Ибн аль-Асир сказал: «Это — Тот, Кто возвышается над всем сущим. Существует мнение, что это — Тот, Кого можно познать посредством рационального мышления по очевидным результатам Его поступков и описаний». См.: Ибн аль-Асир М. Указ. соч. С. 570. — Прим. переводчика.
[6] Муслим (2713).
[7] Мать правоверных Зейнаб имела в виду слова Всевышнего: «Когда же Зейд удовлетворил с ней свое желание, Мы женили тебя на ней» (Аль-Ахзаб, 37). Комментируя данный аят, имам аш-Шаукани сказал: «Когда Аллах сообщил ему об этом, он женился на ней, не спросив разрешения [опекуна], не заключив брачный союз, не назначив брачный дар (махр) — не сделав ничего из того, что полагается сделать мусульманам при заключении брака. Существует мнение, что в этом аяте ему было приказано жениться на ней, но первое мнение предпочтительнее, и оно подтверждается достоверными хадисами». См.: Фатх аль-Кадир. Бейрут. Дар Ибн Хазм. 1421/2000. С. 1408. — Прим. переводчика.
[8] Сахих Сунан ат-Тирмизи (2566).
[9] Абу Давуд (1905). Суть хадиса передали аль-Бухари и Муслим, но я не встретил там упоминания того, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, поднял палец вверх, а потом показал им на людей. В «Сахихе» аль-Бухари сообщается, что он поднял голову и сказал: «О Аллах, передал ли я? О Аллах, передал ли я?» См.: Сахих аль-Бухари (1739).
Книга: Вера в Аллаха Автор : Умар бин Сулайман аль-Ашкар