Слух (сам‘) и зрение (басар) Пречистого Аллаха
Коранические тексты ясно указывают на то, что эти два качества присущи Всевышнему Аллаху:
«Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (Аш-Шура, 11);
«Это потому, что Аллах удлиняет день за счет ночи и удлиняет ночь за счет дня, а также потому, что Аллах — Слышащий, Видящий»
(Аль-Хаджж, 61).
Аллах сказал пророкам Мусе и Харуну:
«Не бойтесь, ибо Я с вами. Я слышу и вижу» (Та ха, 46).
Величие слуха и зрения Аллаха
Всевышний сказал:
«Скажи: “Аллаху лучше знать, сколько они пробыли. У Него — сокровенное небес и земли. Как прекрасно Он видит и слышит!”» (Аль-Кахф, 26).
Ибн Джарир сказал: «Это выразительная форма похвалы. Она означает: как прекрасно Аллах видит все сущее, и как прекрасно Он слышит любые звуки, и ничто из этого не скрыто от Него»[1].
Аллах слышит и видит праведников, и Он вознаграждает их:
«…Который видит тебя, когда ты выстаиваешь [намазы по ночам] ? и двигаешься среди падающих ниц. ? Воистину, Он — Слышащий, Знающий» (Аш-Шу‘ара, 218-220).
Он видит грешников и наказывает их:
«Аллах услышал слова тех, которые сказали: “Воистину, Аллах беден, а мы богаты”. Мы запишем то, что они сказали, и то, как несправедливо они убивали пророков, и скажем: “Вкусите мучения от обжигающего Огня”» (Аль ‘Имран, 181).
Поясняя безграничность слуха Аллаха, мать правоверных ‘Аиша сказала: «Хвала Аллаху, Чей слух объемлет все голоса![2] Когда препиравшаяся женщина пришла к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и беседовала с ним в углу дома, я даже не слышала ее слов, а Могучий и Великий Аллах ниспослал аят:
“Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой в пререкания относительно своего мужа и пожаловалась Аллаху. Аллах слышал ваш спор, ведь Аллах — Слышащий, Видящий” (Аль-Муджадала, 1)»[3].
В «Сахихе» аль-Бухари приводится следующий рассказ Абу Мусы аль-Аш‘ари: «Мы были в походе вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и [громко] возвеличивали Аллаха, когда поднимались на возвышенность. Он сказал:
????????? ????? ???????????? ? ??????????? ??? ????????? ??????? ????? ???????? ? ????????? ???????? ???????? ????????
“Успокойтесь, ведь вы не взываете к тому, кто глух или отсутствует. Вы взываете к Слышащему, Видящему и Близкому!”»[4]
Неведение язычников о том, насколько далеко простирается слух Аллаха
Аль-Бухари в своем «Сахихе» передал со слов ‘Абдуллаха[5], что однажды возле Дома (т.е. Каабы) встретились двое сакафитов и один курейшит (или двое курейшитов и один сакафит). Это были жирные люди с большими животами и недалеким умом. Один из них сказал: «Как вы думаете, Аллах слышит, что мы говорим?» Другой сказал: «Слышит, когда мы говорим вслух, но не слышит, когда мы говорим шепотом». Третий же сказал: «Если Он слышит, когда мы говорим вслух, то должен слышать и тогда, когда мы говорим шепотом». Тогда Могучий и Великий Аллах ниспослал аят:
«Вы не укрывались от свидетельств вашего слуха, ваших взоров и вашей кожи. Но вы предполагали, что Аллах не знает многого из того, что вы совершали» (Фуссилат, 22)[6].
[1] Джами‘ аль-байан (15/232).
[2] Аль-Бухари в «Сахихе» привел подвешенную (му‘аллак) версию хадиса. Ибн Хаджар в своих комментариях сообщил, что его целостную версию передали Ахмад, ан-Насаи и Ибн Маджа в таком же виде. См.: Фатх аль-Бари (13/372-373).
[3] Согласно Ибн Хаджару, это дополнение тоже передали Ахмад, ан-Насаи и Ибн Маджа. См.: Фатх аль-Бари (13/374).
[4] Аль-Бухари (7386).
[5] Имеется в виду ‘Абдуллах бин Мас‘уд. — Прим. переводчика.