О Лике Аллаха
Я всего лишь спрашиваю, потому что когда я объяснял, что Аллах над небесами, он процитировал мне этот аят (2:215) И я не мог ответить ему.
«Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха. Воистину, Аллах – Объемлющий, Знающий»
Вся хвала Аллаху.
Во первых, мы обязаны верить что Аллах возвысился над Своим троном, как соответствует Его величию, и не похожей на возвышение человека, и верить что у Аллаха есть Лицо, которое не подобно лицам созданий.
Поэтому нам не стоит впадать в заблуждение, когда мы толкуем аяты, и мы не должны смешивать их значения. Мы должны следовать по пути праведных саляфов.
Относительно тафсира к этому аяту, шейх ибн Усеймин сказал:
«Если вы спросите, является ли каждое упоминание о вадж (лице) в отношении Аллаха – Лицом Аллаха, что является из Его атрибутов, то ответом будет, что это основной принцип. Аллах сказал (перевод смысла): «Не прогоняй тех, которые взывают к своему Господу утром и перед закатом, стремясь к Его Лику» (6:52)
«и всякую милость возмещает сполна только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа. Он непременно будет удовлетворен.» (92:19-21)
Существуют и другие подобные аяты.
Основным принципом является, что под словом ваджх имеется ввиду атрибут Аллаха. Но есть аяты, в толковании которых мнения ученых разделились.
«Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха. Воистину, Аллах – Объемлющий, Знающий» (2:115)
Некоторые из них сказали, что под словом «ваджх» имеется ввиду направление, потому что Аллах сказал (перевод смысла): «У каждого есть сторона, куда он обращается лицом» Поэтому, это является указанием на то, что под словом «ваджх» подразумевается направление. И «там будет вадж Аллаха» означает направление молитвы, которую принимает Аллах.
Они сказали: «путешествуя человек совершает дополнительные молитвы, и он может молится в любом направлении.
Но правильным мнением является то, что под ваджхом тут имеется ввиду Лик Аллаха. Поэтому, куда бы вы не повернулись там будет Лик Аллаха, так как Он объемлет все., и потому что об этом сказано Пророком, что когда молящийся встает на молитву, Аллах перед ним. Также, запрещено плевать перед собой в молитве, потому что Аллах перед ним. И если человек совершает молитву, там где трудно определить направление киблы, то он должен постараться сделать все возможное для определения киблы и молиться, и даже если кибла останется позади него, Аллах будет перед ним в этом случае.
Это правильное значение которые соответствует внешнему значению аята, и первое мнение не противоречит этому.
Необходимо отметить, что этот Святой Лик не может быть описан и понят людским воображением и описанием. Аллах превыше всего того, что о Нем думают.
«Он знает их будущее и прошлое, но они не способны объять Его своим знанием» (20:110)
«Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика» (28:88)
Что значит, что все погибнет, кроме Его Сущности, и Его Лицо является одним из атрибутов.»
Шарх аль Агида аль Васитиййах Ибн Усеймин, 1:243-245
Мы не должны сравнивать Создателя с Его творениями и представлять Его как Его творения, потому что Аллах сказал о Себе (перевод смысла): «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий.» (42:11)
Так, Аллах возвысился над Своим Троном, и Его лик перед молящимся во время молитвы, и нет между этим противоречий.
Некоторые люди, также были введены в заблуждение о вопросе нисхождения Аллаха в последнюю треть ночи на нижнее небо. Они сказали, что ночь не наступает на всей земле одновременно, и поэтому как Аллах может спуститься одновременно ночью и днем?
Шейх ибн Усеймин сказал:
«Поздние поколения, которые узнали что земля круглая и что солнце вращается вокруг земли сказали: «Как он может спуститься в последнюю треть ночи, когда последняя треть ночи движется от Саудии к Европе?» Мы скажем: «Теперь вы сравниваете атрибуты Аллах с атрибутами сотворенных. Если вы верующий, то вам не остается ничего кроме как верить в это.
Лучше сказать: «Когда наступает последняя треть ночи в Саудии Аллах спускается, и когда наступает последняя треть ночи в Америке, Аллах также спускается.
Мы верим в то, что пришло к нам от Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует), и что Аллах спускается на нижнее небо, когда наступает последняя треть ночи, и говорит: «Кто взывает ко Мне, чтобы я мог ответить ему? Кто просит Меня, чтобы Я дал ему? Кто просит о моем прощении, чтобы Я мог простить его?»
Шарх аль Ваастийах, 2:437
Аллаху известно лучше.