Обязанности людей по отношению к Пророку
После того, как мы узнали о подлинности того, с чем пришёл к людям Посланник Аллаха, истинности его послания и необходимости его принятия, в чём и состоит смысл свидетельства о том, что Мухаммад — Посланник Аллаха, требующего веры в него и поклонения Аллаху по его примеру, а также веры в награду за выполнение этого и наказание за отказ, нам следует только осуществлять это на практике в нашей повседневной жизни, на что и указывают те веления, которые приводятся в Коране и Сунне:
а) Вера в Пророка.
К числу этих велений относится веление о необходимости веры в Пророка. Поскольку Аллах повелел верить в него, также как Он повелел верить в Аллаха, ангелов и Писания, пообещав за это великую награду и пригрозив наказанием за неверие в него. Всевышний Аллах сказал:
О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха и Его Посланника, и Писание, которое Он ниспослал своему Посланнику, и Писание которое Он ниспосылал раньше. А кто не верует в Аллаха и Его ангелов, и Его Писания, и Его посланников и в Последний день, тот впал в глубокое заблуждение.
Сура “Женщины”, аят 136
Всевышний также сказал:
О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и веруйте в Его Посланника, и Он даст вам две доли своего милосердия и озарит вас светом, с которым вы пойдете, и простит вам.
Сура “Железо”, аят 28
Всевышний также сказал:
Уверуйте же в Аллаха, и Его Посланника, и в свет, который Мы ниспослали...
Сура “Взаимный обман”, аят 8
Всевышний также сказал:
Уверуйте же в Аллаха и Его Посланника, Пророка неграмотного, который верует в Аллаха и Его слова...
Сура “Преграды”, аят 158
Он также сказал:
А если кто не уверовал в Аллаха и Его Посланника, то ведь Мы приготовили для неверных Огонь.
Сура “Победа”, аят 13
Можно привести в пример и другие подобные по смыслу аяты. Что же касается высказываний самого Посланника, то Муслим и другие мухаддисы привели передаваемый со слов Абу Хурейры хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха сказал: “Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, кроме Аллаха, и не уверуют в меня и в то, с чем я пришел”.[1] Посланник Аллаха объяснил, в чём состоит смысл веры, в одном из известных хадисов, где сообщается о его беседе с ангелом Джибрилем и говорится, что Пророк сказал: “[Суть веры состоит в том, — прим. пер.] чтобы ты уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников, Последний день и в предопределение с его добром и злом”.[2]
Нет сомнений в том, что вера в Пророка требует подтверждения истинности того, что он принёс с собой, и убежденности в подлинности его послания, поскольку основой всякой веры является глубокое убеждённость в сердце и уверенность в правильности той или иной вещи, признание этого в словах на основе познания и веры, а также осуществление этого на практике в соответствии с требованиями того, о чём идет речь. Вера становится совершенной благодаря объединению всех вышеупомянутых вещей и рассматривается как средство спасения. Если же сердце не подтверждает истинности этого, то свидетельство становится недействительным и не приносит пользы тому, кто произносит его слова. Именно поэтому Аллах обвинил во лжи лицемеров, сказав:
Когда приходят к тебе лицемеры, они говорят: “Свидетельствуем, что ты — Посланник Аллаха”. Аллах знает, что ты — Его Посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры — лжецы.
Сура “Лицемеры”, аят 1
б) Покорность Пророку и предостережение от ослушания его.
Нет сомнений в том, что покорность ему относится к числу признаков веры в него, поскольку полное подтверждение правдивости Пророка требует придерживаться покорности ему в том, что он передал людям от Всевышнего Аллаха. Если же человек поступает в этом или части этого вопреки его указаниям из-за своего упрямства или по небрежности, то это значит, что он далёк от искренности в своём свидетельстве о том, что Пророк принёс людям послание Господа. Всевышний Аллах повелевает людям подчиняться своему Посланнику во многих аятах Корана. Так, например, Всевышний Аллах сказал:
О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас. Если же вы препираетесь о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. Это — лучше и прекраснее по исходу.
Сура “Женщины”, аят 59
Всевышний также сказал:
Повинуйтесь же Аллаху и повинуйтесь Посланнику и берегитесь! А если вы отвернётесь, то знайте, что на Нашем Посланнике — только ясная передача.
Сура “Трапеза”, аят 92
Всевышний Аллах — слава Ему! — также сказал:
Скажи: “Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику! А если вы отвернётесь, то ведь на нём — то, что возложено на него, и на вас — то, что возложено на вас. Если вы будете повиноваться ему, то пойдете по прямой дороге”.
Сура “Свет”, аят 54
Тот же смысл заключен и в словах Всевышнего:
Что даровал вам Посланник, то берите, а от того, что он вам запретил, удержитесь.
Сура “Сбор”, аят 7
Более того, Всевышний пообещал за проявление покорности Пророку великую награду, сказав:
...и повинуйтесь Посланнику, — может быть, вы будете помилованы!
Сура “Свет”, аят 56
Всевышний также сказал:
А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот получит великую прибыль.
Сура “Сонмы”, аят 71
С другой стороны, за ослушание Пророка людям обещано суровое наказание, так как Всевышний Аллах сказал:
Тех, кто повинуется Аллаху и его Посланнику, введёт Он в сады, где внизу текут реки. Вечно они пребудут там, и это — великий успех!
А того, кто ослушается Аллаха и Его Посланника и преступает Его границы, Он ввергнет в Огонь на вечное пребывание там. Уготовано ему унизительное наказание.
Сура “Женщины”, аяты 13-14
Аллах поведал людям, что обитатели ада говорят:
О, если бы мы повиновались Аллаху и повиновались Посланнику!
Сура “Сонмы”, аят 66
В “ас-Сахихе” аль-Бухари приводится хадис, переданный Абу Хурейрой, сообщившем, что Посланник Аллаха сказал: “Покорившийся мня покоряется Аллаху, а ослушавшийся меня ослушается Аллаха”.[3] Смысл этих слов состоит в том, что Пророк повелевал людям лишь то, о чём узнавал из ниспосылаемых ему Аллахом откровений. И поэтому подчинение ему в этом означает подчинение Всевышнему Аллаху, который сказал:
Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не посылали тебя хранителем над ними.
Сура “Женщины”, аят 80
В “ас-Сахихе” аль-Бухари приводится ещё один хадис, переданный Абу Хурейрой, который сообщил, что однажды Посланник Аллаха сказал: “Все люди войдут в рай за исключением тех, кто отказался”. Люди спросили его: “О Посланник Аллаха, как же может человек отказаться?” Он ответил: “Подчинившийся мне войдёт в рай, а ослушавшийся меня отказался”.[4]
Таким образом, нет сомнений в том, что покорность Пророку означает исполнение его велений и удаление от того, что он запретил делать, а также признание того, с чем Посланник Аллаха пришёл к людям, удовлетворенность его суждениями и отказ от противодействия его закону или же порицания и осуждения его решений.
в) Следование Пророку и подражание его Сунне.
К числу этих велений относится также веление следовать Посланнику Аллаха и придерживаться его Сунны, за что Всевышний Аллах пообещал людям наставить их на прямой путь и простить их грехи, отнеся это к числу признаков истинной любви по отношению к самому Всемогущему и Великому Аллаху. Он сказал:
...и следуйте за ним, — может быть, вы пойдёте прямым путём!
Сура “Преграды”, аят 158
А в связи с тем, что иудеи и христиане объявляют себя сынами Аллаха и заявляют о том, что любят Его, Всевышний Аллах ниспослал аят о любви, в котором Он — слава Ему! — сказал:
Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, полюбит вас тогда Аллах и простит вам ваши грехи. Поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный!”
Скажи: “Повинуйтесь Аллаху и Посланнику! А если вы отвернётесь, то ведь Аллах не любит неверных!”
Сура “Семейство Имрана”, аят 31-32
Всевышний также сказал:
Был для вас в Посланнике Аллаха хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и на Последний день и много поминает Аллаха.
Сура “Сонмы”, аят 21
Таким образом, нет сомнений в том, что рабам следует любить своего Господа, который сотворил их и оказал им свои благодеяния, однако почувствовать эту любовь можно лишь благодаря следованию за этим благородным Пророком. И Аллах сделал наградой за следование ему любовь самого Всевышнего Аллаха по отношению к тем, кто последовал за ним, и даровал таким людям своё прощение. Что же касается признаков этого следования, то им является подражание Пророку, движение по его пути, старание брать с него пример в повседневной жизни и во всех делах, уклонение от совершения всего того, что он запрещал делать, и отказ от противодействия ему, которое приводит к отклонению от следования его примеру. Об этом говорится в одном из хадисов, переданном Анасом ибн Маликом и приведённом в “ас-Сахихе” аль-Бухари, где сообщается, что Посланник Аллаха сказал: “Не имеет отношения ко мне тот, кто избегает моей Сунны”.[5]
г) Внутренние и внешние проявления любви к Пророку.
К числу этих велений относится также веление не только проявлять искреннюю внутреннюю и внешнюю любовь по отношению к Пророку, но и предпочтение такой любви всему остальному, поскольку Всевышний Аллах сказал:
Скажи: “Если ваши отцы, и ваши сыновья, и ваши братья, и ваши супруги, и ваша семья, и имущество, которое вы приобрели, и торговля, застоя в которой вы боитесь, и жилища, которые вам понравились, милее вам, чем Аллах и Его Посланник и борьба на Его пути, то подождите, пока придёт Аллах со своим повелением. Ведь Аллах не ведёт народа распутного!”
Сура “Покаяние”, аят 24
Обрати же внимание на то, как Всевышний Аллах порицает людей за то, что они предпочитают ту или иную из вышеперечисленных восьми вещей, к которым обычно склоняется душа человека, и предпочитают жизнь ради них любви к Аллаху и к Посланнику Его, а также на то, что Он угрожает им за это, говоря:
...подождите, пока придёт Аллах со своим повелением...
Сура “Покаяние”, аят 24
— поскольку повеление это будет вызвано Его яростью и гневом, которые повлекут за собой наказание. Это является самым ясным указанием на необходимость любви к Всевышнему Аллаху и к Его Посланнику. Эту мысль подтверждает и сам Пророк, который, как сообщает об этом Анас, сказал: “Человек ощутит сладость веры тогда, когда обнаружит в себе три чувства: когда он возлюбит Аллаха и Его посланника больше всего на свете, когда он возлюбит другого человека только ради Аллаха, а также тогда, когда ему будет ненавистно возвращение в неверие после того, как Аллах спас его от этого, также, как ненавистно ему быть брошенным в огонь”.[6]
В обоих “ас-Сахихах” сообщается также, что Анас рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: “Ни один из вас не уверует до тех пор, пока я не стану для него более любимым, чем его ребёнок, отец и все остальные люди”.[7] А когда Умар ибн аль-Хаттаб сказал ему: “О Посланник Аллаха! Поистине, я люблю тебя сильнее всего, кроме себя самого!” Услышав это, Пророк сказал: “Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, ты не уверуешь, пока не возлюбишь меня сильнее, чем себя самого!” Тогда Умар сказал: “Клянусь Аллахом, я люблю тебя больше всего остального и даже больше самого себя!” Он сказал: “Вот теперь, Умар!”[8] А в одном из хадисов сообщается, что наградой за любовь к Пророку послужит встреча с ним в будущей жизни. В этом хадисе сообщается, что когда один человек спросил его о Дне воскресения, Посланник Аллаха задал ему вопрос: “А что ты приготовил для этого дня?” Тот человек ответил: “Ничего, кроме любви к Аллаху и Его Посланнику”. Тогда Посланник Аллаха сказал: “Ты будешь с теми, кого ты полюбил!”[9] Кроме того, в обоих “ас-Сахихах” сообщается, что Ибн Мас‘уд передал, что Пророк сказал: “Человек пребудет с теми, кого он возлюбил”.[10] Подобное является достойной наградой за эту любовь, однако следует помнить о том, что искренняя любовь к Посланнику Аллаха требует от человека следования его примеру, старания походить на него и предпочтения его Сунны тому, что было бы приятнее любому иному. Любовь к Посланнику Аллаха также требует от человека любви к тем, кто любит Пророка и проявляет по отношению к нему дружеские чувства, и ненависти к тем, кто ненавидит его и проявляет по отношению к нему враждебность, даже если это будет самый близкий ему человек. Тот, кто полностью удовлетворяет этим требованиям, является искренним в своей любви, а любовь того, кто поступает вопреки им, или удовлетворяет им не полностью, является в такой же мере неполной.
д) Уважение и почитание Пророка и оказание ему помощи.
К числу этих велений относится также веление о необходимости проявлять уважение и почтение по отношению к Посланнику Аллаха, а также оказывать ему помощь, как говорит об этом Всевышний Аллах:
...чтобы вы уверовали в Аллаха и Его Посланника, и помогали ему, и почитали его...
Сура “Победа”, аят 9
Всевышний также сказал:
О те, которые уверовали! Не старайтесь опередить Аллаха и Его Посланника в чём-либо и бойтесь Аллаха, ведь Аллах — Слышащий, Знающий!
О те, которые уверовали! Не возвышайте ваши голоса выше голоса Пророка и не обращайтесь к нему громко с речью, как обращаетесь друг к другу, чтобы не оказались тщетными ваши дела, когда вы даже не будете знать об этом.
Поистине, те, которые понижают свои голоса в присутствии Посланника Аллаха, — это те, чьи сердца Аллах подверг испытанию, дабы они были богобоязненны. Им — прощение и великая награда.
Сура “Комнаты”, аяты 1-3
Всевышний Аллах запретил людям высказывать в его присутствии собственное мнение, противоречащее тому, что принёс с собой Посланник Аллаха, и повышать в его присутствии свой голос или же громко обращаться к нему, не имея для этого достаточно оснований, пригрозив им, что в противном случае дела их окажутся тщетными. Кроме того, Всевышний Аллах сказал:
Не делайте обращения к Посланнику среди вас таким же, как обращение вас друг к другу.
Сура “Свет”, аят 63
Это значит: не используйте при обращении к нему имени собственного подобно тому, как вы делаете это, обращаясь друг к другу, но обращайтесь к нему так, чтобы выделить его среди других, например, говоря: “О Пророк Аллаха!” или “О Посланник Аллаха!” Людям следует поступать так в силу того, что Всевышний Аллах выделил его среди других людей, наделив его особыми достоинствами и одарив его высоким положением. Если же говорить об уважении по отношению к Пророку и оказании ему помощи, то это проявляется в почитании его Сунны и возвышении её значения в глазах его последователей, что и позволяет им следовать за ним, выполнять его веления и отстраняться от того, что было им запрещено.
е) Необходимость обращения на суд к Пророку и удовлетворенности его решением.
К числу этих велений относится также веление обращаться на суд к Пророку, довольствуясь выносимыми им решениями, и запрет на противодействие ему. Всевышний Аллах сказал:
Если же вы препираетесь о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику...
Сура “Женщины”, аят 59
Всевышний также сказал:
Пусть берегутся те, которые противятся велению его, дабы не постигла их смута или не постигло их наказание мучительное!
Сура “Свет”, аят 63
Всевышний также сказал:
Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока не изберут тебя судьёй во всём, что вызывает у них споры, а затем не найдут в своей душе стеснения от твоего решения и подчинятся полностью.
Сура “Женщины”, аят 65
Все авторитеты Ислама сошлись во мнении о том, что после смерти Пророка следует обращаться за решением спорных вопросов к его Сунне. Что же касается вышеупомянутых аятов, то они являются наиболее очевидным доводом в пользу недопустимости противодействия ему и запретности замены его Сунны чем бы то ни было иным. Обрати же внимание на то, как Всевышний Аллах предостерегает тех, кто нарушает приказы Пророка, от смуты, иначе говоря — возможности впасть в многобожие и отклониться от пути истинного, а также от мучительного наказания. Следует обратить внимание и на то, что Он клянётся в том, что люди не уверуют, пока не станут обращаться на суд к Пророку для разрешения любых возникающих между ними споров и не станут подчиняться его решениям, и не останется в душах их никакого беспокойства или упрямства в связи с его решением по возникающим между ними недоразумениям. Упомянутых нами угроз Аллаха вполне достаточно для тех, кто отказывается следовать Сунне Пророка, зная о том, что говорится в соответствующих хадисах, или же пренебрегает ею, заменяя её теми или иными обычаями, мнениями, законами, изобретёнными самими же людьми, и тому подобными вещами.
[1] Муслим 1/210.
[2] Аль-Бухари (50); Муслим 1/161.
[3] Аль-Бухари (7137).
[4] Аль-Бухари (7280).
[5] Аль-Бухари (5063).
[6] Аль-Бухари (16); Муслим 2/13.
[7] Аль-Бухари (15); Муслим 2/15.
[8] Аль-Бухари (6632).
[9] Аль-Бухари (7153) и другие от Анаса ибн Малика.
[10] Аль-Бухари (6168); Муслим (16/188).
Абдуллах ибн Абд ар-Рахман ибн Джибрин
ДВА СВИДЕТЕЛЬСТВА ИХ СМЫСЛ И ТО, ЧЕГО ТРЕБУЕТ КАЖДОЕ ИЗ НИХ
Перевод З. И. Абу Абдуллаха