Посланник Аллаха был всего лишь человеком
Всевышний Аллах сказал:
Скажи: “Я ведь — человек, подобный вам; ниспослано мне откровение...”
Сура “Пещера”, аят 110
Таким образом, Аллах разъяснил, что от других людей Посланник Аллаха отличался лишь тем, что ему было ниспослано откровение.
Всевышний также сказал:
Скажи: “Хвала Господу моему! Разве ж я всего лишь не человек и Посланник?”
Сура “Перенос ночью”, аят 93
Этот аят был ниспослан потому, что язычники потребовали от него, чтобы он расколол землю, обрушил на них небо или сделал нечто подобное. В ответ же Посланник Аллаха объяснил, что такое в состоянии сделать один лишь Господь его, а сам он отличается от других людей лишь тем, что Аллах возложил на него обязанность донести до людей Божье послание. Всевышний Аллах поведал людям о том, как жившие в минувшие времена народы отвергали послания, с которыми приходили к ним посланники только потому, что эти посланники были людьми. Всевышний Аллах сообщил, что люди из народа Худа и Салиха говорили:
Это — всего лишь человек, подобный вам, он ест то, что вы едите, и пьёт то, что пьёте вы.
И если вы покоритесь человеку, подобному вам, то, поистине, окажетесь в убытке.
Сура “Верующие”, аяты 33-34
Что же касается тех, кто счёл лжецом Мухаммада, то Всевышний поведал, что они говорили:
Что с этим Посланником? Он ест пищу и ходит по рынкам.
Сура “Различение”, аят 7
— имея в виду то, что он тоже стремился к заработку и искал пропитание. И Всевышний Аллах ответил на это так:
Мы не посылали до тебя посланников, которые не ели бы пищи и не ходили бы по рынкам.
Сура “Различение”, аят 20
Это означает, что они не были ангелами, поскольку обычно люди не в состоянии видеть их, и если бы Аллах послал к людям ангела, то они не смогли бы увидеть его до тех пор, пока он не принял бы человеческое обличье, что привело бы только к неясности. Всевышний сказал:
Если бы Мы и ниспослали ангела, то ниспослали бы его в облике человека и затемнили бы для них то, что они сами затемняют.[1]
Сура “Скот”, аят 9
Сообщается, что однажды, когда Посланник Аллаха во время молитвы проявил невнимательность, а люди не остановили его, решив, что молитва стала короче, он сказал: “Поистине, я такой же человек, как и вы, и забываю подобно вам, и если я впредь забуду о чём-нибудь, то напомните мне об этом!”[2] Поскольку посланники Аллаха были такими же людьми, как и все остальные, это означает, что никому из них не следует приписывать обладание такими атрибутами, которыми обладает один лишь Всевышний Аллах, как и не следует считать, что они могли делать то, что в состоянии совершить только Аллах.
[1] Это означает, что увидев его, они сочли бы его не ангелом, а человеком, что ещё больше усилило бы их заблуждение. — Ред.
[2] Аль-Бухари (401); Муслим 5/61 от Ибн Мас‘уда.
Абдуллах ибн Абд ар-Рахман ибн Джибрин
ДВА СВИДЕТЕЛЬСТВА ИХ СМЫСЛ И ТО, ЧЕГО ТРЕБУЕТ КАЖДОЕ ИЗ НИХ
Перевод З. И. Абу Абдуллаха