Обязанности верующих перед ангелами
Ангелы — избранные рабы Аллаха, занимающие высокое положение перед Ним. Верующий, поклоняющийся Аллаху и жаждущий Его довольства, обязательно должен любить и почитать ангелов, а также избегать всего, что огорчает их и причиняет им вред. Эти вопросы будут подробно рассмотрены в данном параграфе.
1. Недопустимость причинения вреда ангелам
Ученые резко осуждают тех, кто оскорбляет или порочит ангелов. Имам ас-Суйути привел следующее высказывание кади ‘Ийада из книги «Шифа»:
Сахнун сказал: «Тот, кто оскорбляет кого-нибудь из ангелов, заслуживает смерти». Абу аль-Хасан аль-Кабиси сказал: «Если кто-то сказал: “У него лицо словно у разгневанного Малика[1]”, — с намерением обидеть ангела, то его следует казнить».
Это относится к тем, кто дурно отзывается об ангелах в целом или конкретно об одном из ангелов, чьи имена упоминаются в Писании Аллаха или множественных (мутаватир) преданиях, и относительно которых между мусульманами нет разногласий, например: Джибрил, Микаил, Малик, стражи Рая и Ада, носители Трона, ‘Азраил, Исрафил, Ридван, ангелы-хранители, Мункар и Накир. Но это положение не распространяется на тех, кто оскорбляет существа, чья принадлежность к ангелам не подтверждается ясными текстами и единым мнением ученых, например, на Харута и Марута. Если человек не верит в них, то о нем не судят так же, как и о тех, о ком было сказано раньше, потому что необходимость свято чтить их не подтверждается[2].
Далее ас-Суйути привел следующее высказывание аль-Кирафи аль-Малики:
Следует знать, что каждый несущий ответственность за свои дела обязан почитать всех пророков и ангелов. Каждый, кто покусился на их честь, становится неверующим, независимо от того, намекнул он на это или высказался ясно. Если кто-либо скажет о грубом человеке: «Он жестокосерднее, чем Малик-Хранитель Ада», или о человеке с безобразным лицом: «Он безобразнее Мункара и Накира», намекая на то, что жестокосердие и некрасивая внешность являются пороками, то он станет неверующим[3].
2. Отстранение от грехов и ослушания
Наибольшую неприязнь у ангелов вызывают грехи, проступки, неверие и многобожие. Следовательно, наибольшую радость и удовольствие им доставляет раб, который искренне поклоняется своему Господу и сторонится всего, что вызывает Его гнев.
По этой причине ангелы не входят в дома и не приближаются к тем местам, где люди ослушаются Всевышнего Аллаха, где есть предметы, вызывающие Его гнев и ненависть (идолы, изваяния, изображения живых существ). Они также не приближаются к тому, кто находится в состоянии греха, например, к пьяному человеку.
Ибн Касир писал:
В «Сахихах», «Муснадах» и «Сунанах» со слов целого ряда сподвижников приводится хадис о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
] ??? ???????? ?????????????? ??????? ????? ?????? ????? ??????? [
«Ангелы не входят в дом, в котором есть собака или изображение [живого существа]».
В версии, рассказанной ‘Асимом бин Дамрой со слов ‘Али, говорится: «…в котором есть изображение [живого существа] и моча». В восходящей версии, рассказанной Рафи‘ со слов Абу Са‘ида говорится: «Ангелы не входят в дом, в котором есть собака или изваяние». В версии Заквана Абу Салиха ас-Саммака, рассказанной со слов Абу Хурейры, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
] ??? ???????? ?????????????? ???????? ?????? ?????? ????? ?????? [
«Ангелы не сопровождают людей с собакой или колокольчиком»[4].
Аль-Баззар передал через достоверный иснад хадис Бурейды о том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
] ????????? ??? ???????????? ??????????????: ????????? ? ????????????? ? ???????????????? ??????????????? [
«Ангелы не приближаются к троим: к находящемуся в состоянии полового осквернения, пьяному и чрезмерно умастившемуся шафраном»[5].
Абу Давуд передал через хороший иснад хадис ‘Аммара бин Йасира о том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
] ????????? ??? ???????????? ?????????????? : ??????? ?????????? ? ???????????????? ???????????? ? ??????????? ?????? ???? ??????????? [
«Ангелы не приближаются к троим: к трупу неверующего, чрезмерно умастившемуся благовониями и находящемуся в состоянии полового осквернения, пока он не совершит омовения»[6].
3. Ангелы испытывают неприязнь к тому, что неприятно людям
Из достоверных хадисов известно, что ангелы испытывают неприязнь к тому, что неприятно потомкам Адама, например, к дурным запахам, скверным вещам, нечистотам.
Аль-Бухари и Муслим передали со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
] ???? ?????? ????????? ?????????? ????????????? ????? ??????????? ??????????? ? ??????? ?????????????? ?????????? ?????? ?????????? ?????? ????? ????? [
«Пусть тот, кто съел чеснок, лук или лук-порей, не приближается к месту нашего моления, потому что ангелам неприятно то, что неприятно потомкам Адама»[7].
Когда же в мечеть пришел человек, от которого исходил запах чеснока или лука, Посланник , да благословит его Аллах и приветствует, велел ему выйти к местечку Эль-Баки‘[8]. Об этом сообщается в «Сахихе» Муслима[9].
4. Во время намаза запрещается плевать через правое плечо
Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, запретил во время намаза плевать через правое плечо, потому что ангел становится справа от молящегося. В «Сахихе» аль-Бухари приводится рассказ Абу Хурейры о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
] ????? ????? ?????????? ????? ?????????? ????? ???????? ????????? ? ?????????? ???????? ??????? ??? ????? ??? ?????????? ? ????? ???? ????????? ? ??????? ???? ????????? ??????? ? ???????????? ???? ????????? ???? ?????? ???????? ????????????? [
«Пусть никто из вас во время намаза не плюет ни перед собой, потому что он продолжает обращаться к Аллаху, пока находится на месте моления, ни через правое плечо, потому что справа от него стоит ангел. Но пусть сплюнет через левое плечо или себе под ноги, а потом зароет [мокроту]»[10].
5. Верующий должен любить всех ангелов
Мусульманин обязан любить всех ангелов без исключения, потому что все они — рабы Аллаха, выполняющие Его приказы и не нарушающие Его запреты, и в этом отношении между ними нет различий. Некоторые иудеи считают одних ангелов своими друзьями, а других — своими врагами. В частности, они полагают, что Джибрил — враг иудеев, а Микаил — их друг. Однако Всевышний Аллах опроверг это убеждение и разъяснил, что ангелы не противятся друг другу:
«Скажи: «Кто является врагом Джибрилу?» Он низвел его (Коран) на твое сердце с соизволения Аллаха в подтверждение правдивости того, что было прежде, в качестве верного руководства и благой вести для верующих. ? Если кто враждует с Аллахом и Его ангелами, посланниками, Джибрилом и Микаилом, то ведь Аллах является врагом неверующих» (Аль-Бакара, 97-98).
Пречистый Аллах сообщил, что ангелы представляют собой сплоченный мир, и если кто-либо питает вражду к одному ангелу, то он фактически враждует со всеми ангелами. Любить одних ангелов и враждовать с другими — это бессмыслица, с которой можно согласиться только в свете искаженных представлений, подобных представлениям тех иудеев. Коран сообщил, что, опираясь на этот неверный довод, иудеи отказались уверовать в Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Они решили, что Джибрил враждует с ними, потому что он приносит войну и разрушения, и сказали, что если бы Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, получал откровения через Микаила, то они последовали бы за ним.
Дополнительную информацию об обстоятельствах ниспослания этого аята можно получить из толкования Ибн Касира и других комментаторов.
[1] Имя ангела-хранителя Ада. — Прим. переводчика.
[2] Аль-хабаик фи ахбар аль-малаик. С. 254.
[3] Там же. С. 255.
[4] Аль-бидайа ва-н-нихайа (1/55).
[5] Сахих аль-джами‘ (3/70).
[6] Сахих Сунан Абу Давуд (2/872).
[7] Муслим (567). Хадисы, запрещающие приближаться к месту моления после употребления в пищу лука и чеснока, также приводятся в сборниках аль-Бухари и др.
[8] В этом местечке расположено центральное кладбище Медины, на котором похоронены многие сподвижники Пророка , да благословит его Аллах и приветствует,, в том числе третий праведный халиф ‘Усман бин ‘Аффан и матери правоверных. — Прим. переводчика.
[9] Там же (567).