В каком случае неверие судящего не потому, что было ниспослано Аллахом, не является таким неверием, которое ставит человека вне религии
ГЛАВА, в которой поясняется, в каком случае неверие судящего не потому, что было ниспослано Аллахом, не является таким неверием, которое ставит человека вне религии.
Сейчас настало время пояснить, каким требованиям и условиям должен удовлетворять человек, который судит в противоречии с тем, что было ниспослано Аллахом, чтобы нельзя было вынести суждение о том, что он впал в неверие, ставящее его вне религии.
Речь идет о следующих требованиях:
1. Он должен внешне и внутренне соблюдать и принимать каждое установление, исходящее от Аллаха или Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, независимо от того, о чем может идти речь. Если же он будет знать о том, что то или иное установление относится к числу исходящих от Аллаха или Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, но не будет следовать ему или не примет его, то станет неверным и вероотступником, мы же прибегаем к Аллаху от этого. Существует множество высказываний авторитетов Ислама относительно этого, из числа которых мы выбрали слова шейх-уль-ислама Ибн Таймийи, сказвшего:
-Судить по тому, что было ниспослано Аллахом, было обязательно для пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и стало обязательным для всех тех, кто последовал за ним, а если человек не придерживается установленного Аллахом и Его посланником, значит он является неверным.
(Путь сунны пророка, 3/22).
Что же касается тех, "кто внутренне и внешне придерживается установленного Аллахом, но допускает невыполнение этому, то к нему следует относиться также как и к другим подобным ему грешникам",
(Там же).
2. Он должен иметь силу сознаться и признать, что если он откажется судить по тому, что ниспослано Аллахом Всевышним, слава Ему, в том, что касается той или иной проблемы или определенного реального случая, относительно которого следует вынести решение, то станет грещником, и он также должен признать, что его суждение является ошибочным, а суждение Аллаха - правильным. Высказываний мусульманских религиозных авторитетов, касающихся этого условия, также насчитывается немало. Из их высказываний мы выбрали уже цитированные нами ранее слова Абу Миджляза о причине его отказа вынести свое суждение о большом неверии правителей, которые жили в его эпоху. Он сказал: "Если они и отказываются от части этого, то знают, что совершают грех". Нам хотелось бы привести также слова шейха Мухаммада бин Ибрахима, да помилует его Аллах, который сказал: "Что же касается второй части из двух частей того, что дает право говорить о неверии судящего не по тому, что ниспослано Аллахом, той части, которая не ставит человека вне религии, то ранее уже говорилось о том, что то толкование, которое Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, дал словам Аллаха Всемогущего и Великого:
«А кто судит не по тому, что ниспослал Аллах, то это – неверные ..»
(Трапеза, 48).
включило в себя эту часть. Мы имеем в виду его слова, да будет доволен им Аллах, о "неверии, которое меньше другого неверия", а также его слова:, То, что вы осмеливаетесь делать, неверием не является. Он имел в виду те случаи, когда желания и страсти человека заставляют его судить не по тому, что было ниспослано Аллахом, хотя он и продолжает считать решения Аллаха и Его посланника истинной и признает, что совершил ошибку и отошел от правильного пути".
(Послание об установлении законов).
Но если своим поведением и делами, или через принятие конституции или закона, или через средства массовой информации, выражающие точку зрения его правительства или его режима или любыми иными путями и методами, по которым можно судить о мнениях и мыслях человека, правитель заявит о том, что его решение лучше установленного Аллахом Всевышним или Его посланником, да благословит его Аллах и да приветствует, или что его решение не хуже установленного Аллахом или Его посланником, или что установления Аллаха и Его посланника были более подходящими и предпочтительными в прощлом, а его решения являются более подходящими и предпочтительными в наше время, или что установления Аллаха и Его посланника являются наиболее подходящими и предпочтительными для любого времени и места, но соблюдение их для него необязательно и он может выносить те решения, которые кажутся ему более соответствующими, полезными и справедливыми, итак, если он заявит обо всем этом хотя бы частично, это будет означать, что он стал неверным и вероотступником, мы же прибегаем к Аллаху от этого.
3. Суждение, противоречащее установлениям шариата, должно касаться какого-то конкретного факта, а не того, что распространяется на всех и носит всеобщий характер. Это третье требование относится к числу тех вещей, которые многие наши современики, затрагивающие подобные темы, представляют себе весьма смутно, вследствие чего они и страраются поменьше упоминать о них и касаться их в своих книгах и беседах.
(Причину этого я усматриваю в том, что отдельные решения, противоречащие установлениям шариата, принимавшиеся во время существования исламского государства, касались конкретных фактов и не являлись решениями, носившими всеобщий и универсальный характер. Однао когда религиозные авторитеты, являвшиеся современниками тех правителей, говорили об этом, они не делали специальных указаний на существование этого требования, хотя слова их и содержали в себе косвенные указания на это, что свидетельствует о его действенности. И когда наши современники стали цитировать высказывания наших предшественников и религиозных авторитетов прошлого, большинство из них не касалось этого требования, поскольку в цитированных ими высказываниях оно просто не было четко сформулировано).
Но что следует понимать под конкретными фактами? И что вкладывается в понятие того, что распространяется на всех и носит всеобщий характер?
Конкретными фактами являются те или иные определенные случаи, которые не носят всеобщего характера и не распространяются на всех, вследствие чего решение по данному вопросу бу
дет касаться только его и связанных с ним условий и носить характер приговора, не превращаясь в распространяющееся на всех установление или обязательный для исполнения всеми закон.
Что же касается того, что распространяется на всех и носит всеобщий характер, то под этим подразумеваются дела, не связанные с каким-то определенным временем, местом или лицом, а суждения о таких делах распространяются на всех людей и на все события и действия, ибо такие дела отличаются всеобщностью и универсальностью. Решения, принимаемые по таким всеобщим вопросам, становятся чем-то вроде закона, поэтому подобное решение затрагивает уже не какой-то конкретный факт со всеми касающимися этого факта условиями и привходящими обстоятельствами, но превращается в общее для всех суждение и закон, которому необходимо подчиняться. Что касается реальных фактов, то мусульманин должен судить о них на основе знания и по справедливости, а если он отступит от истины и справедливости, то будет наказан за это, ибо Аллах Всевышний вменил в обязанность правоверным судить именно по истине и справедливости или же выносить свой приговор на основе этих двух вещей. что же касается всеобщих и универсальных решений, то никто из людей не имеет права принимать их, ибо такое право принадлежит одному лишь Аллаху, Господу миров, Обладателю власти и могущества, кроме которого нет никакого иного божества, мусульманину же следует только принимать Его решения и придерживаться их.
А если человек ничинает высказывать подобные суждения, противореча велениям шариата, то это будет означать, что он вступил в спор с Аллахом и, судя по его поведению или словам, начал претендовать на обладание одним из имен Аллаха Высокого и Великого.
В одном из произведений шейх-уль-ислам Ибн Таймийи есть интересная глава, касающаяся рассматриваемого нами вопроса, в которой среди прочего говорится: "В этой главе говорится о том, что Аллах вменил в обязанность решать правителю, а чего Он не дал права решать никому из сотворенных Им существ, ибо решение в подобных делах, распространяющееся на всех людей, принадлежит лишь Аллаху Всевышнему и Его посланнику, да благословит его Аллах и да приветствует, и никто из правителей не может решать в таких вопросах за другого, даже если этот человек принадлежит к простонародью. Здесь имеются в виду касающиеся всех дела, относительно которых Аллах повелел всем хранить веру и действовать в соответствии с решениями Аллаха". Далее шейх-уль-ислам касается некоторых вопросов и говорит:" Цель состоит не в том, чтобы затронуть эти вопросы, а в том, чтобы привести касающиеся их примеры"-, а затем продолжает следующим образом: "Если правитель является религиозным чело
веком, но судит не на основе знания, значит, он относится к числу обитателей огня, и если он обладает знанием, но судит вопреки истине, которая ему известна, значит, он относится к числу обитателей огня, и если он судит не по справедливости и не обладает знанием, то скорее всего окажется в аду, и это в том случае, когда дело касается определенного вопроса и связано с отдельным человеком. Если же он выносит общее суждение, касающееся религии мусульман, и превращает истину в ложь, а ложь - в истину, сунну - в нововведение, а нововведение - в сунну, одобряемое- в отвергаемое, а отвергаемое - в одобряемое, запрещает то, что было повелено Аллахом и Его посланником, и велит делать то, что было запрещено Аллахом и Его посланником, то это уже дело иного рода, которое может решить лишь Господь миров, Бог посланников и Царь в день суда, ибо:
"Ему хвала в первой жизни м в последней, Ему принадлежит решение и к Нему вы вернетесь".
(Рассказ, 70).
и это:
"Он - тот, который послал Своего посланника с прямым руководством и религией истины, чтобы дать ей перевес над всякой иной религией; довольно Аллах как свидетеля!"
(Победа,28).
Примером вопросов всеобщего характера является принятие решения о дозволенности и запретности тех или иных вещей, вменении их в обязанность или запрещении, определении воздаяния за их совершение в виде наказания или награды, и то же самое касается принятия решений относительно иных, подобных этим вещах.
Лишь Аллах Всеблагой и Всевышний может назвать нечто дозволенным.
Лишь Аллах Всевышний, слава Ему, может назвать нечто запретным.
Лишь Аллах Всевышний, слава Ему, может определить награду за праведное дело.
Лишь Аллах Всевышний, слава Ему, может определить наказание за совершение чего-то дурного.
Лишь Аллах Всевышний может определить степень правильности или же порочности и ложности той или иной вещи.
И поэтому никто не может говорить об этих и подобных им вещах, ибо право объявлять нечто дозволенным и запретным, повелевать и запрещать, судить об истинности или ложности и порочности принадлежит одному лишь Господу миров.
Все сказанное делает очевидным тот факт, что если кто-нибудь вынесет свое собственное решение относительно таких вопросов всеобщего характера, основываясь не на том, что было ниспослано Аллахом, а потом скажет: "Я признаю свой грех и то, что мое решение является ошибочным,а решение Аллаха-правильным"-, это не принесет ему никакой пользы, поскольку ни его слова, ни признание своей вины не спасут его от обвинения в неверии в вероотступничестве, как не спасут они его от объявления дозволенными для других его имущества и самой жизни, ибо решения по таким вопросам обретают силу закона, а принимающий подобные решения устанавливает новый закон, противоречащий решению Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, и тем самым приравнивает себя к Аллаху.
Таким образом, речь идет о том, что действие суждений, касающихся отдельных конкретных фактов, распространяется только на определенный круг проблем, а сами эти суждения связаны с имеющими отношение к этим проблемам условиями и привходящими обстоятельствами, поэтому в книгах по основам религии и говорится о том, что конкретные факты свойствами универсальности не обладают, а это значит, что они не являются выражением общей основы. Поэтому суждение, касающееся отдельных конкретных фактов и противоречащее установлениям Аллаха, становится не общим для всех суждением или универсальным законом, а представляет собой всего лишь частичное отклонение от применения того, было установлено Аллахом, в то время как универсальным суждением, к которому следует обращаться всем, остается то, что было установлено Аллахом и Его посланником.
Если же говорить о решении всеобщем или универсальном, то оно является законом, охватывающем собой все частности, которые включаются в понятие всеобщности, о чем мы получаем сведения благодаря ознакомлению со всеобщими и универсальными суждениями. Поэтому, если рассмотреть суждение по частному вопросу, которое будет противоречить установлениям Аллаха Всеблагого и Всевышнего, взглянув на него с точки зрения суждений всеобщих и универсальных, то можно будет сказать, что в этом смысле оно не представляет собой отклонения, связанного с применением суждения универсального, но являет собой пример подчинения такому суждению и его правильного применения, поскольку оно продолжает рассматриваться как суждение, к которому следует обращаться всем, а противодействие ему - как нечто, свидетельствующее о неверии и ставящее человека вне религии Ислама, и мы прибегаем к защите Аллаха от этого, в то время как противодействие, касающееся отдельных конкретных фактов, является таким проявлением неверия, которое не ставит человека вне религии.
Приведу пример, который пояснит читателям разницу между суждением, касающимся конкретного отдельного факта, и суждением, носящим всеобщий и универсальный характер. Предположим, что к какому-нибудь правителю или судье привели вора, и он вынес решение о том, что воровство является запретным действием и что наказывается оно отсечением руки. Однако для данного конкретного вора он устанавливает наказание не в виде отсечения руки, а в виде бичевания или тюремного заключения, в силу того, что этот вор является его родственником или другом, или потому, что он хотел благодаря этому получить какую-то выгоду или избежать вреда, или в силу какой-нибудь иной подобной вышеперечисленным, причине. Исходя из соображений такого рода, судья стал искать для этого вора оправдания и надуманные предлоги с целью избрания его от отсечения руки. В данном случае дело касается трех суждений, которые выносит этот судья:
СУЖДЕНИЕ ПЕРВОЕ: Им является его суждение о том, что воровство относится к числу запретных действий. Это суждение носит всеобщий характер и распространяется на любой вид воровства.
СУЖДЕНИЕ ВТОРОЕ: Им является его суждение о том, что наказанием для вора служит отсечение руки. Это суждение также носит всеобщий характер и распространяется на каждого из тех, кого можно назвать вором.
СУЖДЕНИЕ ТРЕТЬЕ: Им является его решение о том, что ввиду определенных условий и привходящих обстоятельств, касающихся этого вора, его следует приговорить к бичеванию или тюремному заключению, что является решением частным и касается только данного конкретноо случая. Общим же установлением, примененимым к каждому разбираемому случаю такого рода, подобное решение стать не может, ибо общим установлением по такому вопросу является отсечение руки, однако в данном конкретном случае судья принял решение, противоречащее суждению общего характера в силу вышеупомятых обстоятельств.
Таким образом, если судье или правителю известно об установлении относительно запретности воровства и другом установлении относительно необходимости наказания подобных действий путем отсечения руки, и данное конкретное представленное ему на рассмотрение дело окажется свободным от влияния вышеупомянутых обстоятельств, тогда он обязательно примет решение об отсечении руки вора. Что же касается судьи или правителя из приведенного нами примера, то его решение, противоречащее установлениям шариата, можно назвать свидетельством "неверия, которое меньше другого неверия", или же "неверием, которое не ставит человека вне религии Ислама", однако лишь при том условии, что признает свою ошибку и свое грех в связи с тем, что он совершил.
Если же судья или правитель вынесет суждение о том, что воровство запретным не является и что оно не подлежит наказанию, то здесь можно будет говорить о двух суждениях:
СУЖДЕНИЕ ПЕРВОЕ: Это суждение о том, что воровство не является запретным. Оно носит всеобщий характер и не имеет отношения к тем или
иным условиям или каким-то привходящим обстоятельствам.
СУЖДЕНИЕ ВТОРОЕ: Это суждение о том, что воровство не подлежит наказанию, и оно также носит всеобщий характер.
Однако если суждение общего характера противоречит установленному Господом миров, оно в силу этого заменяет установление Господа на решение, принятое человеком, и свидетельствует о желании обращения к суду времен неведения или же к суду времен неведения или же к суду тагута. В этом случае человеку уже не могут помочь заявления о том, что он признает свое суждение ошибочным, а установление Аллаха - правильным, и что, поступив таким образом, он совершил грех. Подобное признание уже не поможет ему, (если только оно не будет носить характер покаяния и возврата к Аллаху и Его установлениям, ибо тогда он обязательно отречется от своих слов о том, что воровство не является запретным и не подлежит наказанию), ибо действие, совершенное им, квалифицируется как введение нового закона, противоречащего установлениям Господа земли и небес.
И может случиться так, да и действительно случается, что судья или правитель выносит суждение о том,что воровство является запретным, но приговаривает вора к бичеванию, тюремному заключению или же смертной казни.
В данном случае также можно вести речь о двух суждениях:
СУЖДЕНИЕ ПЕРВОЕ: Суждение о запретности воровства, являющееся суждением всеобщего характера и подразумевающее собой все виды воровства.
СУЖДЕНИЕ ВТОРОЕ: Суждение о том, что наказанием вору должно послужить бичевание, тюремное заключение или смертная казнь. Это суждение также носит всеобщий характер и не является связанным с каким-либо условиями или привходящими обстоятельствами, а это означает, что судья или правитель и впредь будет подвергать воров бичеванию, тюремному заключению или смертной казни в случае доказанности их вины.
Если первое суждение, то есть суждение о запретности воровства, соответствует установлению Аллаха и Его посланника, то суждение второе, являющееся суждением общего характера, не связанным с каким-то особыми условиями или привходящими обстоятельствами, противоречит установлению Аллаха и его посланника. В этом случае человеку, который вынес подобное суждение, также не помогут слова о том, что он допустил ошибку и совершил грех, ибо суждение общего характера приравнивается к закону, а правом устанавливать законы обладает один лишь Аллах Всеподчиняющий. Иначе говоря, человек, устанавливающий свои законы, как бы делает себя боженством наряду с Аллахом, но ведь Аллахом, но ведь Аллах намного выше этого!
Из всего оказанного нам должно быть ясно, что установление общего закона, противоречащего закону Аллаха, от этого, а тому, кто совершает нечто подобное, не поможет ни название, которым он вздумал бы прикрыться, ни притязания на что бы то ни было.
Таким образом, при исламском правлении общим законом, действие которого распространяется на всех, должно быть объявлено то, что исходит от Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, а отступления от этого в отдельных конкретных случаях могут иметь место при наличии вышеупомянутых условий.
Если же правление в целом, общий для всех закон и основа, к которой обращаются как к авторитетному источнику, противоречат тому, что исходит от Аллаха или Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, в большом или малом, то это является проявлением желания к обращению на суд времен неведения и заменой установлений Аллаха Высоко и Великого, Господа миров, на суждения людей, иначе говоря, подобное также является вероотступничеством.
Несомненной истиной для всякого разумного человека, понимающего суть происходящих вокруг него событий, является то, что многие правители мусульманских стран вступили именно в такое противоречие с законом Аллаха, ибо они стали опираться на установления и законы, противоречащие тому, что исходит от Аллаха или от Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, превратив эти установления и законы в общий для всех закон и некую основу, к которой люди стали обращаться на суд.
И нам обязательно следует указывать на это и давать соответствующие пояснения, ибо все эти конституции и законы написаны самими же людьми, и к ним они обращаются на суд, хотя в них более чем достаточно того, что противоречит установлениям Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, в области политики, экономики, права, нравственности, отношений между людьми и тому подобного.
Как мы уже упоминали, многие из наших современников, касаюшихся данной проблемы, упустили из виду это последнее условие, но если мы обратимся к версии имама Муслима, также передавшего сообщение об уже упоминавшемся нами иудее, совершившем прелюбодеяние, в связи с чем, как сообщается, были ниспосланы некоторые аяты Корана, этот вопрос станет для нас совершенно ясным.
Что касается иудеев, да проклянет их Аллах, пошедших наперекор установлениям Аллаха, то сначала они стали противоречить им в том, что касалось конкретных фактов и определенных вопросов, в то время как общим и обязательным для них законом оставался закон Аллаха и все то, что было Им установлено. Ввиду этого их противодействие установлениям Аллаха не выливалось в форму принятия какого-то общего для всех закона и обращения к некой универсальной основе, отличной от установленного Аллахом. Однако по прошествии долгого времени, когда сердца их огрубели, они стали опираться на иные, противоречащие закону Аллаха установления. Это приняло форму отклонения от применения закона Аллаха на практике в том, что касалось отдельных конкретных случаев или особых ситуаций. А кончилось все это тем, что они превратили это в обязательный для всех закон и ту основу, к которой люди стали обращаться как к авторитетному источнику. Таким образом, это подменило собой закон Аллаха и стало основой для вынесения соответствующих приговоров в каждом отдельном случае, в связи, с чем и были ниспосланы определенные аяты, о которых упоминается в приводимом Муслимом хадисе.
Имам Муслим приводит хадис, (сахих, 11/209), в котором говорится, что Аль-Бара бин Азиб, да будет им доволен Аллах, сказал: "Однажды мимо пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, провели иудея, которого подвергли бичеванию, вымазав ему лицо сажей. Он, да благословит его Аллах и да приветствует, окликнул тех, кто вел его и спросил:, Разве в вашем писании для прелюбодеев установлено такое наказание?' Они ответили:, Да'. Тогда пророк обратился к одному из их книжников с такими словами:, Заклинаю тебя Аллахом, который ниспослал Мусе Тору, скажи, разве в вашем Писании для прелюбодеев установлено такое наказание?' Он ответил:, Нет, там говорится о побивании прелюбодеев камнями, но если бы не задал свой вопрос именно так, я не ответил бы тебе. А дело в том, что среди нашей знати участились случаи совершения прелюбодеяния, и мы стали отпускать знатного, если застигали его за этим, а если нам попадался слабый, то мы применяли к нему установленное Терой наказание, а потом мы сказали: "Давайте остановимся на чем-то одном и будет применять это и к знатным и к слабым" - и мы сделали таким общим для всех наказанием чернение лица и бичевание, заменив этим побивание камнями'. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:, О Боже, поистине, я буду первым, кто оживит Твое веление, ибо они умертвили его!'-, и он распорядился относительно этого иудея, после чего его побили камнями, а Аллах Всемогущий и Великий ниспослал в связи с этим такой аят: , О посланник! Пусть не печалят тебя те, которые устремляются к неверию из числа говорящих: "Мы уверовали!"-, только своими устами, в то время как сердца их не уверовали, и из числа иудеев, ибо они прислушиваются ко лжи и прислушиваются к другим людям, которые не приходили к тебе; они искажают слова, после того, как они были поставлены на свои места, и говорят:
"Если вам это даровано, то берите это, а если не даровано, то берегись!" '
(Трапеза, 45).
Тогда иудеи сказали:, Идите к Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, и если он велит вам вычернить лицо прелюбодея и подвергнуть его бичеванию, то примите это, а если вынесет решение о побивании камнями, то берегись!'-, после чего Аллах Всевышний ниспослал аят, в котором сказано:
“А кто не судит по тому, что низвел Аллах, то это - неверные”.
(Там же, 48).
а также:
“А кто судит не по тому, что ниспослал Аллах, те - несправедливы”.
(Там же, 49).
а также:
“А кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, те - распутники'-,
(Там же, 51).
и действие этих аятов распространяется на всех неверных". Так говорится об этом в "Сахихе" имама Муслима.
Благодаря этому достоверному хадису для нас становится ясным следующее:
То, что наказанием, установленным Аллахом в Торе для прелюбодеев, является побивание камнями, то, что иудеи, сначала придерживавшиеся данного установления Торы, затем стали откло
няться от него, и, наконец, то, что это отклонение сначала являлось отклонением частичным, что выражалось двояко:
ВО-ПЕРВЫХ, в том, что это отклонение было связано с приговорами или же с применением закона на практике, но не касалось законотворчества.
ВО-ВТОРЫХ, в том, что это отклонение касалось отдельных конкретных фактов, в данном случае - того, что нарушавшие закон относились к числу знати, не распространяясь на все подобные факты, и выражалось это в неприменении к ним установленного законом наказания за их поступки. Если допустивший отклонение такого рода признает свою ошибку и свой грех, то оно может быть квалифицировано как несправедливость и распутство, а о том, кто допустил его, можно сказать, что он впал в "неверие, которое меньше другого неверия".
Однако можно ли сказать, что это отклонение иудеев так и осталось частичным?!
Данный хадис свидетельствует о том, что в этом отношении иудеи пошли иудеи пошли дальше, ибо они сказали: "Давайте остановимся на чем-то одном и будем применять это и к знатным и к слабым"-, и они сделали таким общим для всех наказанием чернение лица и бичевание вместо побивания камнями.
Это стало уже отклонением всеобщего характера, затронувшим собой и установления Аллаха Высокого и Великого. Оно также нашло себе двоякое выражение:
ВО-ПЕРВЫХ, это отклонение оказалось связанным с установлением законов, а не с их применением или конкретными приговорами. Речь идет о том, что вместо того, что было установлено Аллахом Всевышним в отношении прелюбодеяния, был принят иной закон, что сами иудеи выразили следующим образом: "...и мы сделали таким общим для всех наказанием вместо побивания камнями чернение лица и бичевание"-, в то время как Аллах Всеблагой и Всевышний установил общий для всех закон, который гласит, что прелюбодея следует побить камнями. Они же ввели новый и также всеобщий закон, который противоречит установлению Аллаха, ибо гласит, что прелюбодею следует вычернить лицо и подвергнуть его бичеванию.
ВО-ВТОРЫХ, и это соответствует первому из упомянутых нами последствий, данное отклонение стало носить всеобщий характер, перестав распространяться лишь на отдельные конкретные факты, что явствует из слов иудеев: "Давайте остановимся на чем-то одном и будем применять это и к знатным и к слабым".
Но какое же суждение вынес о них Аллах после того, как они совершили это?
В приведенном нами хадисе говорится о том, что иудеи сказали: "Идите к Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, и если он велит вам вычернить лицо прелюбодея и подвергнуть его бичеванию, то примите это, а если вынесет решение о побивании камнями, то берегитесь!"-, после чего Аллах Всевышний и ниспослал аят, в котором говорится:
"А кто не судит по тому, что низвел Аллах, то это - неверие"-,
(Трапеза, 48).
а также и другие аяты, которые приводятся в конце цитированного нами хадиса.
И ввиду того, что они достигли в этом отклонении подобных пределов, священный Коран заклеймил их как неверных, несправедливых и распутных людей, а то, что было зафиксировано в сунне, нашло свое подтверждение и в тексте священного Корана. Мы имеем в виду то, что было сказано в Книге Аллаха относительно крайних форм отклонения от установленного свыше, когда последнее слово остается за тем законом, который заменяет собой закон, ниспосланный Аллахом, и люди начинают предпочитать такой закон закону Аллаха. И один из аятов Корана поясняет, что люди согласившиеся с подобным, впали в многобожие и избрали себе господ помимо Аллаха. В этом аяте говорится:
"Они взяли своих книжников и монахов за господ себе помимо Аллаха, Мессию, сына Марийам. А им было повелено поклоняться только единому Богу, помимо которого нет божест
ва. Хвала Ему, превыше Он того, что они придают Ему в соучастники!"
(Покаяние, 31).
Благодаря всему сказанному нам должно быть ясно, что те аяты Корана и хадисы пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, которые имеют отношение к установлению законов, являются указанием на это последнее требование и поясняют собой его.
Примечание:
Ранее я уже упоминал о том, что религиозные авторитеты прошлого не считали нужным прямо говорить об этом третьем требовании, и указал на то, что, по моему мнению, явилось причиной этого, но я упомянул также и о том, что косвенные указание на это требование все же содержались в их высказываниях, и сейчас я приведу некоторые из подобных высказываний, указывающих на это.
1.В приведенной нами ранее полностью беседе, состоявшейся между Абу Миджлязом Ляхиком бин Хумайдом ас-Садуси и группой хариджитов из числа ибадитов, которые обвиняли в неверии правителей своего времени, помимо всего прочего было сказано и нижеследующее:
Хариджиты спросили:
- О Абу Миджляз, судят ли они по тому, что было ниспослано Аллахом?
Абу Миджляз ответил:
- Это - их религия, в соответствии с которой они судят, в соответствии с которой высказываются и к которой побуждают других, а если они не выполняют чего-либо из ее установлений, то знают, что совершают грех.
Так Абу Миджляз в нескольких словах объяснил суть этой проблемы, пояснив также и то, что объявленный общим для всех проблемы, пояснив также и то, что объявленный общим для всех закон, к которому обращаются эти правители, является законом Аллаха, а имеющие место отступления от этого закона касаются отдельных конкретных случаев, ибо во времена Абу Миджляза, да помилует его Аллах, правители не устанавливали общих законов и не выносили распространящихся на всех суждений в противоречии с установлениями Аллаха. Точно также можно сказать, что они и не обращались к подобным законам и установлениям на практике, поскольку общепризнанным было то, что право устанавливать общие для всех законы и выносить универсальные суждения принадлежит только Аллаху. Этот довод против хариджитов и использовал Абу Миджляз, да помилует его Аллах, объяснивший им, что правители, которых они хотели обвинить в неверии, не вводили всеобщих законов, противоречащих установлениям Аллаха, на основании чего им можно было предъявлять подобные обвинения. Он указал им и на то, что общим для всех законом при них оставался закон Аллаха, и поэтому, касаясь подхода современных ему правителей к вынесению суждений на основании того, что было ниспослано Аллахом, он сказал: "Это - их религия, в соответствии с которой они судят, в соответствии с которой высказываются и к которой призывают других".
2 - На это указывают также и цитированные нами слова Аль-Хафиза Ибн Кясира, говорившего о суде времен неведения. В пример он привел установленный Чингиз-ханом закон, получивший название "Ясак", объяснив, что этот "Ясак" представлял собой книгу, в которую в качестве общих для всех законов были внесены различные установления, противоречившие установлениям Аллаха и Его посланника, вследствие чего эти внесенные в "Ясак" установления, по словам Ибн Кясира, "стали для потомков Чингиз-хана обязательным законом, который они ставят выше суждений по Книге Аллаха и сунне Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует". Иначе говоря, этот "Ясак" стал для них общим законом, к которому люди обращались на суд, и закон этот противоречил установлениям Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, то есть в данном случае речь идет не о противоречии в отдельных конкретных ситуациях, а о том, что нечто, противоречащее установленному Аллахом, превратилось в общепринятую основу для суждений. И далее Ибн Кясир сказал о них следующее: "И тот из них, кто поступает таким образом, является неверным, с которым необходимо сражаться, чтобы он вернулся к суду Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах ида приветствует, и не обращался бы ни к чему иному ни в большом, ни в малом".
Эти и подобные им слова свидетельствуют о том, что в своих делах и высказываниях религиозные авторитеты прошлого учитывали это требование, хотя и не считали необходимым прямо его формулировать. Однако если обратиться к словам шейх-уль-ислама Ибн Таймийи, то мы увидим, что в тех его высказываниях, которые мы уже приводили раньше, он недвусмысленно говорит об этом, поясняя, что суждения общего характера имеет право выносить только Господь миров и Бог первых и последних.
Возможно, что я слишком долго говорю об этом третьем условии, но этому есть свои оправдания, суть которых сводится к двум нижеследующим обстоятельствам:
ВО-ПЕРВЫХ, многие из тех, кто касался этой темы, в силу вышеупомянутых причин не считал нужным упоминать об этом условии, я же посчитал нужным упомянуть о нем и привести соответствующие примеры с целью его разъяснения.
ВО-ВТОРЫХ,реальное положение вещей,с которым мы сталкиваемся в мусульманских странах, вступает в противоречие с этим третьим условием самым очевидным образом, и этого не в сосоянии отрицать ни изменяющие установления Аллаха, ни подменяющие их и никто другой, также как никто из них не может игнорировать признаки, свидетельствующие о существовании подобного противоречия.
(Эти признаки находят себе более чем явное выражение в такстах конституций и законов, включающих в себя многое из того, что определенно относятся к законам Ислама, в то время как сами эти конституции и законы представляют собой обязательные для всех установления, к которым обращаются как к авторитетным источникам и судят на основании того, что в них говорится, принуждая людей руководствоваться этими законами и подвергая различным наказаниям тех, кто восстает против них).
Таким образом, дело тут обстоит совсем не так, как с предыдущими двумя условиями, ибо когда какой-нибудь лицемер из числа этих правителей попадает в трудное положение и начинает опасаться утраты своей власти или краха своего режима, он сразу же принимается заявлять о своей приверженности к этим двум требованиям с целью сохранения своей власти.
В завершение этой главы нам хотелось бы упомянуть о том, что если какой-нибудь правитель, судящий не по тому, что ниспослано Аллахом, удовлетворяет всем этим трем требованиям, которые были упомянуты и разъяснены нами, то нельзя будет вынести суждение о его вероотступничестве и о том, что он сказался вне религии Ислама, хотя то, что он делает, и является тяжким грехом. Если же хоть одно из требований окажется нарушенным, например, в том случае, когда правитель или судья вынесет по какому-нибудь конкретному факту решение, противоречащее установленному Аллахом и его посланником, да благословит его Аллах и да приветствует, но не признает свою ошибку исвой грех, или когда он выносит суждение по общим вопросам, устанавливая при этом закон, противоречающий тому, что было узаконено Аллахом и его посланником, да благословит его Аллах и да приветствует, даже если потом он и признает ошибочность и греховность своего поступка, то во всех этих случаях правитель становится неверным и отступником от религии Ислама, мы же прибегаем к защите Аллаха от этого.
Да и как может быть мусульманином тот, кто приравнивает себя к Аллаху Всеблагому и Всевышнему, вводя установления, противоречащие установленному самим Аллахом и ставя свои установления выше установленного Аллахом?!
Или как может быть мусульманином тот, кто выносит суждение по отдельному конкретному факту не на основании того, что было ниспослано Аллахом, хотя и знает об этом, а потом еще и начинает утверждать, что не допустил никакой ошибки и не совершил греха?!
Если оценить дела правителей с точки зрения удовлетворения их этим требованиям или же условиям, то нам обязательно станет ясно, кто из правителей мусульманских стран является мусульманином, а кто - вероотступником.
ЕЩЕ ОДНО ПРИМЕЧАНИЕ:
Уже после того, как я написал все, что хотел, относительно третьего требования, указав на обязательность того, чтобы суждения, противоречащие установленному Аллахом, касались лишь отдельных конкретных случаев, не затрагивая ничего всеобщего и универсального, один из моих достойных братьев в Исламе обратил мое внимание на то, что сказал по этому поводу шейх Мухаммад бин Салих аль-Асимейн, да хранит его Аллах, после чего мне захотелось привести его слова, чтобы другие люди тоже ознакомились с ними и получили представление о том, что пишет об этом условии один из религиозных авторитетов нашего времени. Кроме того, я цитировал его высказывания и во многих других местах своей книги.
Шейх считает, что суждение, основанное не на том, что ниспослано Аллахом, можно подразделить на две части:
Он поясняет, что первая часть имеет отношение к тем, кто судит не по тому, что ниспослано Аллахом, пренебрегая этим или считая нечто иное более подходящим или полезным для людей. Такой человек является неверным, и неверие его таково, что оно ставит его вне религии Ислама. Как мы уже упоминали об этом, шейх поясняет, что людьми впавшими в неверие такого рода, являются те, кто устанавливает для людей законы, противоречащие законам Ислама, желая, чтобы они придерживались их.
Далее шейх поясняет, что вторая часть относится к тем, кто судит не по тому, что ниспослано Аллахом, но при этом не пренебрегает этим и не считает, что нечто иное является более подходящим или полезным для людей. И если человек судит не по тому, что ниспослано Аллахом, желая подчинить себе того, против кого обращено это суждение, или добиться чего-то подобного или стремясь поддержать того, в пользу которого выносится данное суждение, или добиться чего-то подобного, значит, он является несправедливым или распутным человеком.
После этого шейху задали вопрос, связанный с тем третьим требованием, о котором я говорил. Один человек спросил шейха: "А существует ли разница между отдельным определенным вопросом, по которому судья выносит свое суждение, основываясь не на том, что было ниспослано Аллахом, и теми вопросами, которые квалифицируются как общие для всех законы?"
Шейх ответил: "Да, разница существует, ибо приведенное толкование неприменимо к тем вопросам, которые относятся к категории общих законов. Они имеют отношение только к первой части, поскольку человек, который устанавливает закон, противоречащий закону Ислама, делает это потому, что считает такой закон более подходящим и полезным для рабов Аллаха, как это уже было отмечено мной раньше".
Далее шейх говорит: "Суждение, основанное не на том, что было ниспослано Аллахом, бывает двух видов:
ПЕРВЫЙ ВИД имеет отношение к тем случаям, когда человек заменяет установление Аллаха Всевышнего на нечто иное, зная об установлении Аллаха, но считая, что нечто противоречащее ему установлении Аллаха, но считая, что нечто противоречащее ему является более подходящим и полезным для рабов, или что это является равноценным установлению Аллаха или что отклонение от установленного Аллахом в сторону этого является чем-то допустимым. На основании подобных воззрений такой человек и превращает это в закон, к которому следует обращаться всем.
(И то, что он превращает закон, противоречащий установленному Аллахом, в замену закону Аллаха, свидетельствует о том, что он усматривает в нем нечто из перечисленного шейхом, употреблявшим при этом союз "или". Ранее мы уже приводили слова шейха о том, каким умозаключениями руководствуется при этом правитель.
ПЕРВЫЙ: Когда человек делает это, зная об установлении Аллаха Всевышнего, но считая, что нечто противоречащее ему является более подходящим и полезным для рабов Аллаха, или что это является равноценным установлению Аллаха или же что отклонение в сторону этого от установленного Аллахом является допустимым. Такой человек является неверным и неверие его таково, что оно ставит его вне религии Ислама, как уже отмечалось ранее в связи с тем, что касалось первой части.
ВТОРОЙ: Когда человек, поступающий таким образом, знает об установлении Аллаха и считает его наиболее подходяшим и полезным для рабов Аллаха, однако все же действует вопреки ему с целью нанесения ущерба тому, против кого обращено его собственное суждение, или желая помочь тому, в пользу кого он выносит подобное суждение. Такой человек является несправедливым, но не неверным.
ТРЕТИЙ: Когда действует также, как и во втором случае, но поступает вопреки установлению Аллаха в силу собственных пристрастий или же исходя из каких-то собственных интересов. Такой человек является распутным, но не неверным..."
(См.: "Драгоценное собрание", 1/36-38).
Благодаря этой пространной цитате можно получить ясное представление о том, как именно шейх объясняет разницу между суждением по определенному отдельному вопросу и установлением общего для всех закона, и почему признание правителем своей ошибки и своего греха в случае вынесения им суждения, противоречащего тому или иному установлению шариата, не позволяет обвинить его в неверии, ставщем человека вне религии Ислама, в том случае, когда подобное касается лишь отдельных конкретных фактов.
Остается лишь надеяться, что после того, как мы привели слова шейха, этот вопрос уже не нуждается в дальнейших пояснениях.
Однако остается другой вопрос: а что если человек, установивший такой закон, который противоречит установлениям Аллаха, и заставивший других людей руководствоваться им, скажет: "Я считаю, что установления АллахаВсевышнего являются наиболее подходящими и полезными для страны и для рабов Аллаха, а руководствоваться законом, противоречащим этим установлениям, недопустимо"? Можно ли будет принять его слова? И освободят ли они его от обвинений в неверии?
Единственным ответом на такой вопрос может быть только отрицательный ответ, иначе говоря, такие слова не могут быть приняты от него и обвинение в неверии нельзя будет снять с него только на основании того, что он сказал.
И мы должны будем ответить ему таким образом по трем причинам:
ПЕРВАЯ ПРИЧИНА: Она состоит в том, что если человек совершает поступки, свидетельствующие о неверии, но признает это и считает совершаемое им именно проявлением неверия и чем-то неправильным и недопустимым, тем не менее продолжая придерживаться этого, то обвинение в невериии не может быть снято с него в силу того, что подобное признание нельзя считать покаянием, которое соответствует требованиям шариата, в то время как в подобных случаях человеку обязательно нужно совершить акт такого покаяния, высказать сожаление в связи с тем, что он совершил, немедленно от этого отказаться, отречься от установленного им самим закона, противоречающего установленному Аллахом, объявить его недействительным и отменить, вернуться к установлениям Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, и больше никогда ничего не ставить выше этих установлений ни в большом, ни в малом.
Желая сделать очевидное еще более ясным, мы скажем: благодаря подлинным текстам Корана и сунны, на основании которых устанавливаются законы шариата, и высказываниям общепризнанных религиозных авторитетов очевидным стало то, что установлениям шариата, и объявление их общим для всех законом, которым следует руководствоваться, свидетельствует о явном неверии и том, что человек избрал для себя неких божеств и господ помимо Аллаха. Поэтому мы говорим: если человек избирает для себя какого-нибудь бога наряду с Аллахом или каких-нибудь господ помимо Аллаха, а потом заявляет: "Я считаю совершенное мною проявлением неверия и многобожия и тем, что недозволено ни для меня, ни для кого иного"-, но в то же время не отрекается ни от того бога, которого он избрал для себя наряду с Аллахом, ни от кого-либо из господ помимо Аллаха, то разве принесут ему пользу вышеупомянутые слова и разве могут быть они приняты от него?!
Если мусульманин станет отбивать поклоны перед каким-нибудь идолом, говоря: "Я считаю, что, делая это, я приравниваю других к Аллаху Великому"-, и не прекращая при этом кланяться этому идолу, то разве принесут ему пользу эти слова?!
Поистине, если признание того факта, что он впал в многобожие и неверие и совершает то, что непозволительно ни для него самого, ни для любого иного, принимает упомянутые нами формы, это делает поведение такого человека в данном случае еще более мерзким и дурным, так как он совершает подобное вполне сознательно, что усугубляет его грех и делает его еще более мерзким и отвратительным, нежели в том случае, когда он не говорит об этом.
И, наконец, мы хотим спросить: отличаются ли подобные формы от той формы, о которой мы ведем речь?
Ответ будет таким: нет, поскольку установление человеком законов, противоречащих закону Аллаха Высокого и Мудрого, и объявление их теми законами, которыми следует руководствоваться всем людям, свидетельствует о том, что такой человек и внешне и внутренне мзбрал для себя других божеств наряду с Аллахом, также как он избрал себе иных господ помимо Аллаха Всевышнего.
ВТОРАЯ ПРИЧИНА: Она состоит в том, что вышеупомянутые слова такого человека "Я считаю, что..." являются ложным утверждением, а на самом деле считает он совсем по-другому. Но если веские доводы сделали очевидным ложностью его признания, значит, на слова его нельзя пологаться и их не следует принимать в расчет, так как человек не может сменить свой путь на противоположный по доброй воле, а не по принуждению, будучи сильным, а не слабым, знающим, а не невежественным, и утверждая при этом, что он не желает для своего народа ничего, кроме возвышения, процветания и достойной жизни, а потом заявить: "Я признаю, что то, от чего я отступил, является более достойным и полезны, чем то, к чему я пришел, и, поистине, из-за этого отклонения на меня обрушится гнев Аллаха и Его наказание, ибо я пошел против Его закона". Поскольку это невозможно, значит, его утверждение является ложным, а заставляет его делать подобные заявления не что иное как желание оказать нужное ему воздействие на простых людей и нежелание того, чтобы они поняли, в чем состоит истинная суть его убеждений.
ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА: Предположим, что его слова "Я считаю, что... " являются искренними, но что же в таком случае мешает ему отказаться от законов, противоречащих закону Аллаха, объявить их недействительными и вернуться к закону, установленному Аллахом?!
Могут найтись такие, которые скажут: "Он не делает этого потому, что может осуществлять свои желания и прихоти лишь при условии действия законов, устанавливаемых самими же людьми, но не сможет делать этого, если станет придерживаться установлений Аллаха"-, но тогда мы спросим: "Когда же это осуществление своих желаний и прихотей служило оправданием явного неверия человека?"
Если же кто-нибудь скажет: "Поистине, великие державы неверных никогда не позволяет ему применять исламские законы на практике и организуют переворот или нечто подобное, чтобы уничтожить его или отстранить такого человека от власти любым иным путем, если он все же сделает это"-, мы спросим: "Но когда же стремление занять како-нибудь пост и сохранить свое кресло служило оправданием обращения к неверию и совершению поступков неверных?"
Далее, если человек искренне заявляет о своем желании принять установления шариата на практике, то он обязательно должен что-то для этого в реальной жизни, используя каждый удобный случай и каждую представляющуюся ему возможность для утверждения тех или иных установлений шариата. Однако истина, невозможно ни отрицать, ни оправдать, состоит в том, что в жизни своей люди, правящие с помощью человеческих законов, используют каждый удобный случай и каждую представляющуюся им возможность для утверждения и укрепления тех законов, которые противоречат установлениям Аллаха Всевышнего и Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, и исключения всякой возможности влияния установлений шариата на реальную жизнь людей. Это свидетельствует о желании судить на основании человеческих законов и нежелании применять на практике установления шариата, ибо когда делает что-то, сами его действия свидетельствуют о том, что он не только способен на это, но и желает того, что делает! Что же касается Аллаха Всеблагого и Всевышнего,то Он в своей Книге разъяснил, что желание обращаться на суд к тагуту (то есть - к законам, установленным самими же людьми) противоречит притязаниям таких лбдей на обладание верой и свидетельствует о лживости утверждающих подобное. Аллах Всевышний сказал: "Разве ты не видел тех, которые утверждают, что они уверовали в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя, и они желают обращаться за судом к тагуту, в то время как им приказано не веровать в него, и шайтан хочет сбить их с правильного пути в далекое заблуждение?"
(Женщины, 63).
Короче говоря, если человек отклонился от закона Аллаха Всеблагого и Всевышнего и стал применять человеческие, а не божеские законы, то не следует принимать никаких его оправданий или утверждений, если только он открыто не объявит о своем искреннем раскаянии и возвращении к Аллаху Всевышнему, отрекшись от человеческих законов, объявив их недействительными и предпочтя законы Аллаха Всевышнего всему иному.
Суждения, выносимые на основании лишь части того, что было ниспослано Аллахом, не является препятствием для обвинения их в неверии:
Некоторые люди могут подумать, что обвинить правителя в неверии можно лишь в том случае, когда он отказывается судить по шариату в целом, а если судит на основании части того, что было ниспослано Аллахом, то это свидетельствует об обладании им верой.
Такое понимание является пониманием ошибочным, ибо в Коране содержится совершенно ясное возражение тем, кто его придерживается.
Аллах Всевышний сказал: "Разве можете вы уверовать в одну часть Писания, не веруя в часть другую? Нет воздания тому из вас, кто делает это, кроме позора в жизни земной, а в день воскресения они будут преданы самому жестокому наказанию! Аллах не небрежет тем, что вы делаете!"
(Корова, 79).
Кроме того, Аллах Всевышний сказал: "Поистине, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, говорят:, Мы веруем в одних и не веруем в других'. Они хотят найти между этим путь, но они - неверующие по истине. И уготовали Мы неверным унизительное наказание!"
(Женщины, 149-150).
Для того, чтобы заслужить обвинение в неверии, людям не обязательно отказаться ото всех установлений шариата или полностью заменять их, так как если они отказываются хотя бы от одного из установлений, узаконенных Аллахом и Его посланником, да благословит его Аллах и да приветствует, изменяют его или заменяют на установления, созданные ими самими, то это уже свидетельствует об их неверии, а мы прибегаем к защите Аллаха от этого!
В свое время Ибн Кясир дал свою характеристику "Ясаку" (законам, установленным Чингиз-ханом), которую мы уже приводили ранее. Так, в частности Ибн Кясир упоминает о том, что "Ясак" включает в себя целую группу установлений, часть которых была заимствована Чингиз-ханом из религии Ислама. Однако наличие в "Ясаке" части установлений шариата не помешало Аль-Хафизу Ибн Кясиру вынести суждение о том, что человек, подчиняющийся "Ясаку" и судящийся по нему, является неверным, с которым следует сражаться до тех пор, пока он не вернется к установлениям Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и не станет судить только не основании этих установлений и в малом и в большом.
Многобожие, проявляющее в подчинении кому либо помимо Аллаха или в установлении новых законов
Когда правители или же лидеры впадают в неверии, становятся вероотступниками и придают силу закона новоизбретенным установлениям, противореча тем самым тому, что было узаконено Аллахом, который является единственным Судьей, они начинают требовать от своих народов и приверженцев, чтобы они последовали за ними и приняли бы то, что принесли с собой такие правители. В результате этого происходит разделение людей на различные группы:
1 - Одни отвергают все, что противоречит закону Аллаха, и отказываются следовать за изменяющими и подменяющими этот закон, претерпевая от них притеснения, которые затрагивают их семьи, их достояние и их самих.
2 - Другие не ограничиваются одним только выражением своего несогласия, но добавляют к словам и дела. Такме люди обращаются с призывами, борются и не желают себя ради победы истины и ее приверженцев и упрочения закона Аллаха на земле.
3 - Третьи же, которые являются наихудшими людьми, принимают то, что приносят с собой заменяющие и изменяющие законы Аллаха. Они принимают это от них, следуют за ними и поддерживают их, начиная считать дозволенным то, что разрешают такие правители, и запрещая другим то, что запрещают они. Такие люди впали в многобожие, ибо стали подчиняться кому-то помимо Аллаха и признали за кем-то иным устанавливать законы, хотя они постятся, молятся и утверждают, что являются мусульманами. Подобные действия свидетельствуют о большом многобожии, от которого мы прибегаем к защите Аллаха, ибо в соответствующих аятах Корана разъясняется, что подчинение законам, противоречащим закону Аллаха, является на чем иным как многобожием. Так, например, Аллах Всевышний говорит: "Ведь шайтан внушает своим сторонникам, чтобы они препирались с вами, а если вы их послушаете, тогда станете многобожниками".
(Скот, 121).
В одном из толкований этого аята говорится, что друзья шайтана стали спорить с мусульманами по вопросу дозволенности употребляния в пищу мертвечины, жпорицать их и говорить им: "Если то, что вы убиваете сами, дозволено, так почему же вы запрещаете то, что убил Аллах (то есть мертвечину)? "И тогда Аллах Всевышний сказал:" ...а если вы их послушаете, тогда станете многобожниками".
(Там же).
Из этого следует, что если мусульмане послушают их посчитают дозволенным то, что запретил Аллах, то они превратятся в многобожников.
К этому же имеют отношение и слова Аллаха Всевышнего: "они взяли своих книжников и монахов за господ себе помимо Аллаха.."
(Покаяние, 31).
Толкование этого аята содержится в переданном нами ранее хадисе, передаваемом со слов Ади бин Хатима, где говорится что они последовали за ними, подчинившись такому закону, который противоречит законам Аллаха, и поэтому Аллах вынес суждение о том, что они впали в многобожие.
Толкователи Корана часто соединяют друг с другом эти два аята и, толкуя один из них, толкователь нередко сразу же переходит к толкованию другого, так как оба этих аята указывают на одно и то же.
Толкуя слова Аллаха Всевышнего:"...а если вы их послушаете, тогда станете многобожниками"-,
(Скот, 121).
Ибн Кясир пишет? "Это означает, что если вы отклонились от обращенного к вам веления Аллаха и Его закона, склонившись к словам других и предпочтя Ему кого-то другого, то вы впали в многобожие. Аллах Всевышний сказал:, Они взяли своих книжников и монахов за господ себе помимо Аллаха...-,
(Покаяние, 31).
а Ат-Тирмизи передал толкование этого аята со слов Ади бин Хатима, да будет доволен им Аллах, сообщив, что Ади сказал пророку, да благославит его Аллах и да приветствует :,О посланник Аллаха, но они ведь не поклонялись им! На это пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил :, Да, но те разрешили им запретное и запретили позволенное, они же последовали за ними, в чем и заключалось их поклонение таким людям!"[1]
Ранее мы уже цитировали высказывание шейха Мухаммада аль-Амина аш-Шанкати, начиная с его слов: "И из таких аятов как тот, где говорится: «...и никого он не делает соучастником Своего решения..»
(Пещера, 25).
следует, что подчиняющиеся установлениям людей, которые принимают законы, противоречающие тому,что узаконил Аллах, являются многобожниками ...: -, и до его слов: "И упомянутые нами ниспосланные свыше слова со всей определенностью свидетельствуют о том, что люди, подчиняющиеся тем законам, которые установил шайтан через своих друзей и которые противоречат тому, что узаконил Великий и Высокий Аллах через своих посланников, да пребудут над ними благословения и мир, несомненно, впали в неверие и многобожие, а сомневаться в этом могут лишь те люди, которым Аллах Всевышний замутил разум, и те, кого, подобно этим неверным и многобожникам, Он лишил возможности видеть свет откровения".
(Я ознакомился с полезным посланием шейха Абд ар-Рахмана бин Абд аль-Азиза ас-Садиса под названием "Правление", в котором он собрал высказывания видного ученого Мухаммада аль-Амина аш-Шанкити по данному вопросу).
В одной из фетв, изданных Постоянным комитетом по научным исследованиям и изданию фетв, пишется:
ВОПРОС: "В чем состоит разница между большим и малым многобожием с точки зрения определения и суждений об этом?
ОТВЕТ: "В большое многобожие впадает тот человек, который приравнивает кого-либо к Аллаху, называя этого другого Его именами или приписывая ему обладание каким-нибудь из атрибутов Аллаха, ... или тот, кто поклоняется кому-либо другому также как он поклоняется Аллаху ... или тот, кто считает, что кто-либо, подобно Аллаху, обладает правом устанавливать законы. Последнее выражается в том, что человек избирает для себя законодателя помимо Аллаха Всевышнего или начинает считать, что некто обладает таким же правом устанавливать законы, как и Аллах, вследствие чего он довольствуется такими законами и руководствуется ими в том, что касается разрешений и запретов, и он начинает фактически поклоняться этому, искать к подобному близости и ориентироваться на такие законы при решений споров или же считать это дозволенным, в то же время не считая это религией. Именно это имел в виду Аллах Всевышний, сказавший об иудеях и христианах следующее: "Они взяли своих книжников и монахов за господ себе помимо Аллаха, и Мессию, сына Мариам. А им было повелено поклоняться только единому Богу, помимо которого нет божества. Хвала Ему, превыше Он того, что они Ему придают в соучастники!"
(Покаяние, 31).
Есть также и много иных аятов и хадисов, в которых говорится о людях, довольствующих тем, что было установлено не Аллахом Всевышним, или отказывающихся от обращения на суд к установлениям Аллаха и отклоняющихся от них. Три вида действий, о которых мы упомянули, свидетельствуют о большом многобожий, а тот, кто совершает подобные действия или считает совершение подобного дозволенным, становится отступником от религий Ислама"-,
(Фетвы Постоянного комитета, 1/516).
а мы прибегаем к защите Аллаха от этого.
Одним из современных проявлений многобожия, выражающихся в подчинений кому-то помимо Аллаха или признания за кем-либо помимо Аллаха права на установление законов, в суть которого никак не могут вникнуть многие люди, является то, что сегодня получило название "демократий" или "демократической системы".
(Этому вопросу я, хвала Аллаху, посвятил специальное послание под названием "Истинная суть демократии", опубликованное издательством "Дар-уль-ватан").
4 - Есть среди них и такие люди, которые продолжают придерживаться правильных воззрений относительно законов Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах да приветствует, считая дозволенным лишь то, что разрешено этими законами, а запретным - то, что эти законы запрещают, но вместе с тем эти люди подчиняются правителям, заменяющим и подменяющим законы Аллаха, тем самым идя наперекор Ему, подобно тому, как делает это мусульманин, который совершает грехи, считая при этом свои действия греховными. Суждение о таких людях будет равнозначно суждению о подобных им грешниках,
(См. об этом: "Послание о вере" Ибн Таймийи, сс. 67-68).
однако есть основания опасаться, что с течением времени эти люди могут перейти из лагеря Ислама в лагерь неверия, мы же прибегаем к защите Аллаха от этого!
Из всего вышесказанного становится очевидным, что разговор о суждениях, выносимых не на оснований того, что ниспослано Аллахом, касается двух категорий людей:
1 - Категорий правителей или же устанавливающих законы не на оснований того, что ниспослано Аллахом.
2 - Категорий тех, кто принимает или же придерживается установлений, противоречащих установлениям Аллаха, или тех законов, которые были приняты взамен законов Алаха. Это ознасает, что подданным следует отвергать узаконенное такими законодателями, но противоречащее установлениям шариата, отрицать это и не принимать этого, не подчиняясь и не покоряясь подобному, что будет зависеть уже от возможностей и способностей каждого отдельног человека, при этом нужно будет лишь помнить о том, что согласие с установлениями, противоречащими установленному Аллахом и Его посланником, да благословит его Аллах и да приветствует, удовлетворенность подобными установлениями подчинение им и отказ от отрицания их ставят человека вне религии Ислама, мы же прибегаем к защите Аллаха от этого!
Административные меры:
Излишне говорить о том, что наш разговор о проблемах, касающихся объявления того или иного человека неверным, связан с установлением таких законов, которые противоречат узаконенному Аллахом и Его посланником, да благословит его Аллах и да приветствует, что же касается административных мер или же административного регулирования, которое устанавливается для того, чтобы поддержать порядок в повседневных делах, не допускать запретного и не запрещать дозволенного, то этой темы мы не затрагивали, хотя подобное регулирование может оказаться допустимым, желательным или обязательным в зависимости от того, в чем оно будет выражаться, и ни один из религиозных авторитетов не считал подобные меры в том виде, как мы их описываем, запретными.
Таким образом, то, чего пытаются добиться многие заблуждающиеся, отклонившиеся от пути истины и атеисты, утверждая, что те люди, которые призывают к применению на практике законов, сформулированных в Книге Аллаха и сунне Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, и обвиняют в неверии и вероотступничестве неподчиняющихся установлениям шариата, объявляют неверными также и тех, кто подчиняется требованиям описанных нами мер административного характера, является не чем иным как ложью и измышлениями, направленными против приверженцев истины и религии с целью внушения людям превратных представлений об их воззрениях.
С другой же стороны, попытки этих безбожников использовать аргумент о допустимости подобных мер в качестве оправдания отказа от вынесения суждений, основанных на том, что содержит в себе Книга Аллаха и сунна Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, и принятия законов, противоречащих установлениям Корана и сунны, то подобное можно назвать только искажением и подменой, а люди, поступающие таким образом, явно отмечены печатью неверия и вероотступничества.