Изменение качеств и свойств нечистого
Изменение качеств и свойств нечистого
Переход в другое состояние (истихаля) подразумевает изменение качеств и сути нечистого, в результате чего оно перестаёт быть таковым, поскольку утрачивает присущие нечистому качества.[1]
Если нечистая вещь изменяется и превращается в нечто иное, она становится чистой, поскольку шариат определяет как нечистое то, что представляла собой эта вещь первоначально. К исчезновению целого приводит исчезновение даже одной из составных частей такой вещи, не говоря уже о таких случаях, когда исчезает целое. Аналогом этого в шариате может служить семя, которое является нечистым. Оно превращается в сгусток крови, который также является нечистым, когда же этот сгусток превращается в кусочек плоти, он становится чистым. Сок, являющийся чистым, превращается в вино и становится нечистым, вино же превращается в уксус и становится чистым. Таким образом, ясно, что переход какой-либо вещи в иное состояние влечёт за собой утрату присущих ей свойств.[2]
Сообщается, что допустимым превращение вина в уксус считали многие сподвижники и последователи, в том числе 'Али, Ибн 'Аббас, Абу-д-Дарда', 'Ата; бин Абу Рабах, 'Умар бин 'Абд аль-'Азиз и другие.[3]
Исходя из этого, после сжигания чего-либо нечистого золу следует считать чистой; мыло, сделанное из жира чего-либо нечистого, является чистым; а то нечистое, что осаждается на дне колодца, становится чистой глиной. Кроме того, согласно фетвам[4] многих шейхов, чистой является патока, сваренная из осквернённого изюма, а осквернённый кунжут очищается после превращения в кунжутную пасту, и это касается всех прочих подобных случаев.[5]
[1] "Бадаи' ас-санаи'", 1/85.
[2] "Радд аль-мухтар", 1/218.
[3] "И'ля'ас-сунан", 18/41.
[4] Фетва - (дословно «разъяснение») богословско-правовое заключение, сделанное для разъяснения и применения какого-либо предписания шариата.
[5] "Радд аль-мухтар", 1/216.
Ханафитский фикх в новом обличье