Высыхание (средство очищения)
Как средство очищения высыхание, (джифаф) подходит только для земли. Если осквернённая земля высохла и на ней не осталось никаких следов осквернения, это значит, что благодаря высыханию она очистилась.
Это утверждение, касающееся земли, распространяется и на всё то, что неподвижно находится на земле (например, на дерево, траву, мелкие камешки или песок), и не распространяется на то, что не является землёй и не находится на ней неподвижно, в том числе на такие вещи, как циновка, ковёр или одежда. Всё это в процессе высыхания не очищается.[1]
Ниже приводятся указания на то, что в результате высыхания земля становится чистой.
1. Сообщается, что Ибн 'Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «При жизни Посланника Аллаха , когда я был холостым юношей, мне нередко приходилось ночевать в мечети. (В то время) собаки заходили в мечеть, выходили оттуда и мочились там[2], однако люди не поливали водой ни одно (такое место)» (Абу Дауд).
Если бы не считалось, что такие места очищаются в процессе высыхания, получалось бы, что люди оставляют их нечистыми, зная о том, что во время молитвы они обязательно будут становиться на них. Кроме того, оставление таких мест нечистыми противоречило бы велению относительно их очищения, а это значит, что в результате высыхания они определённо очищаются.[3]
2. Сообщается, что Нафи' сказал: «Ибн 'Умару, да будет доволен им Аллах, задали вопрос о садах, в которых испражняются и мочатся люди и попадается навоз, и он сказал: «После того, как над садом пройдут дожди и его высушат ветры, не будет ничего дурного в совершении в нём молитвы, ибо так поступал и Пророк (Ат-Табарани).
3. Мухаммад бин аль-Ханафиййа[4] сказал: «После того, как земля высыхает, она становится чистой» (Ибн Абу Шайба).
Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала нечто подобное, однако поскольку подобные вещи невозможно постичь с помощью собственного суждения, слова 'Аиши следует отнести к сообщениям категории "марфу'"[5], и именно к этой категории относит данное сообщение Ибн Абу Шайба, передавший его со слов Абу Джа'фара аль-Бакыра.[6]
Что же касается хадиса, в котором сообщается о том, как один бедуин помочился в мечети, после чего по велению Пророка на это место вылили воду,[7] то он не является указанием на то, что земля не становится чистой в результате высыхания, поскольку в этом хадисе не говорится и не подразумевается, что землю можно очистить только с помощью воды. Ханафиты говорят, что средством очищения осквернённой земли может служить как поливание, так и высыхание. В вышеупомянутом хадисе говорится лишь о том, что Пророк выбрал один из двух способов очищения, но выбор одного из них не исключает выбора другого.[8]
Утверждение о том, что если бы высыхания было достаточно для очищения, то людям не велели бы принести воду,[9]
неприемлемо, поскольку в данном случае вода была использована в такое время, когда люди крайне нуждались в ней для совершения молитвы, а ожидание, пока земля высохнет, заставило бы их отложить выполнение этой обязанности. Кроме того, использование воды явилось результатом выбора лучшего из двух средств очищения, помогло лучше очистить это место и избавиться от неприятного запаха.[10]
Следует отметить, что в результате высыхания земля становится чистой всё же не в полной мере, и поэтому молиться на такой земле можно, очищение же ею является недействительным, поскольку до осквернения земля являлась чистой и могла служить средством очищения, а в результате осквернения утратила оба этих качества. После высыхания земля снова становится чистой, но когда она снова станет средством очищения - неизвестно. Однако, если земля не может служить средством очищения, очищение ею будет недействительным, а за основу принимается то, что высыхания достаточно только для того, чтобы сделать землю годной для совершения на ней молитвы.[11]
[1] "Радд аль-мухтар", 1/311; "Шарх аль-мунйа", 187.
[2] Полы в мечети Пророка были земляными.
[3] "Фатх аль-Кадир", 1/138.
[4] Мухаммад бин аль-Ханафиййа - сын 'Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах.
[5] В качестве термина это слово используется для обозначения слов (кауль), действий (фи'ль), невысказанного одобрения (такрир) или качеств (сифат), относимых к Пророку . Иначе говоря, 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, повторила то, что слышала от Пророка .
[6] "И'ля'ас-сунан", 2/282.
[7] Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то раз) один бедуин поднялся со своего места и принялся мочиться (прямо) в мечети. Люди схватили (этого бедуина), однако Пророк велел им: «Оставьте его и вылейте на его мочу ведро (или: бадью) воды, ибо, поистине, посланы вы для того, чтобы облегчать, а не для того, чтобы создавать затруднения!» (Аль-Бухари). Иными словами, для того, чтобы способствовать обращению людей в истинную веру, а не для того, чтобы отталкивать их от Ислама.
[8] "Ауджаз аль-масалик", 2/366.
[9] "Фатх аль-Бари", 1/325.
[10] "Ауджаз аль-масалик", 1/366.
[11] "И'ля'ас-сунан", 1/281.
Ханафитский фикх в новом обличье