Поход в Хайбар в седьмом году хиджры
Рассказал Абу Мухаммад Абд аль-Малик ибн Хишам, сославшись на Зийада ибн Абдаллаха аль-Баккаи, передавшего рассказ Мухаммада ибн Исхака аль-Мутталиби, который говорил: «Посланник Аллаха находился в Медине — после возвращения из аль-Худайбии — месяц зу аль-хиджжа и несколько дней месяца мухаррам. В тот год паломничество возглавили язычники. Потом в месяце мухаррам Пророк выехал в Хайбар».
Ибн Хишам добавил, что на время своего отсутствия Пророк назначил главой Медины Нумайлу ибн Абдаллаха аль-Лайси и вручил знамя Алию ибн абу Талибу — знамя было белого цвета.
Ибн Исхак передал: «Мне рассказал Мухаммад ибн Ибрахим ибн аль-Харас со слов Абу аль-Хайсама ибн Насра, которому его отец говорил, что он слышал, как Посланник Аллаха во время похода в Хайбар, обращаясь к Амиру ибн аль-Акваа, дяде Саламы ибн Амра ибн аль-Акваа, а имя аль-Акваа — Синан, сказал: «О ибн аль-Акваа! Сочини про нас какой-нибудь стишок!» Тогда он сочинил про Посланника Аллаха следующие стихи:
«Клянусь, если бы не Аллах, мы не встали бы на путь правильный
И не стали бы давать садаку и не молились.
Когда какая-нибудь община притесняет нас
Или хочет совратить нас от веры, мы отвергаем.
Пошли на нас покой
И укрепи нас, когда встретим врага».
Пророк сказал: «Да смилуется над тобой Аллах!» (т. е. как будто он уже умер). Омар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Я ответил: «О Посланник Аллаха! Ей-богу, дай его нам на забаву». Ибн аль-Акваа был убит в Хайбаре. Как мне рассказывали, он был убит своим же мечом: его меч во время сражения отскочил от удара и нанес ему тяжелую рану, от которой он умер. Мусульмане высказали сомнения о нем как мученике за веру и говорили, что он был убит своим же мечом. Тогда его племянник Салама ибн Амр ибн аль-Акваа спросил Пророка об этом, сообщив ему о том, что говорят люди по этому поводу. Пророк ответил: «Он шахид — мученик веры», помолился за него, и мусульмане помолились за него.
Мне рассказывал заслуживающий доверия человек со слов Ата ибн Абу Мирвана аль-Аслами, со слов отца своего, со слов Абу Муаттиба ибн Амра, что Посланник Аллаха, направляясь в Хайбар, своим спутникам (среди которых был и Абу Муаттиб) велел остановиться, потом произнес: «О Боже! Господь небес и всего того, что под ними. Господь земель и всего того, что на них. Господь духов и всего того, что они делают. Господь ветров и всего, что они двигают. Даруй нам добро этого селения и добро его жителей, и все добро, которое в нем есть! И защити нас от зла этого селения и зла его жителей, и всего зла, которое в нем есть! Вперед, во имя Аллаха!» Он так говорил перед вступлением в каждое селение.
Мне рассказывал человек, в правдивости которого я не сомневаюсь, со слов Анаса ибн Малика, который говорил: «Когда Пророк совершал набег на кого-нибудь, он до утра не предпринимал никаких действий: если слышал призыв к молитве, то воздерживался от нападения; а если не слышал призыва к молитве, то нападал. Мы подошли к Хайбару ночью. Пророк провел ночь, настало Утро, но он не услышал азана — призыва к намазу. Он сел верхом, и мы вместе с ним сели верхом. Я сидел верхом за Абу Тальхой, и моя нога касалась ноги Посланника Аллаха. Мы встретили работников-земледельцев Хайбара, идущих утром на работу в поле с лопатами и корзинами. Увидев Пророка и войско, они повернулись назад и убежали. Пророк произнес: «Аллах превелик! Хайбар рушится! Мы пришли на их поле, и горе тем, кто был предупрежден и не внял!»
Когда Посланник Аллаха выехал из Медины, он направился в селение Иср, где для него было оборудовано место для моления (мечеть). Потом он направился в ас-Сахба, спустился со своим войском в долину под названием ар-Раджиа и таким образом оказался между Хайбаром и Гатафаном, чтобы исключить возможность оказания помощи жителям Хайбара со стороны племени Гатафан, которые поддерживали их против Пророка. Мне рассказывали, что племена Гатафан, услышав о приходе Пророка в Хайбар, собрались и выступили в помощь иудеям против Пророка. Когда прошли один переход пути, их охватило беспокойство за свои стада и семьи — они испугались нападения на них мусульман с тыла. Они вернулись назад к своим семьям и стадам, освободив таким образом Пророку путь в Хайбар.
Пророк двигался по оазису Хайбар, захватывал одно стадо за другим, одну крепость за другой. Первой захваченной крепостью была крепость Наим, возле которой был убит Махмуд ибн Маслама: на него сбросили жернов, который и убил его. После нее была взята крепость Бану аль-Хукайк под названием аль-Камус. Пророк взял из них пленных. Среди пленниц были Сафийа, дочь Хайаййа ибн Ахтаба, которая была женой Кинаны ибн ар-Рабиа ибн Абу аль-Хукайка, и две племянницы. Пророк выбрал для себя Сафийю. Дихья ибн Халифа аль-Кальби просил Пророка отдать ему Сафийю, но Пророк, выбрав ее для себя, отдал ему двух ее племянниц. Пленники из Хайбара были распределены среди мусульман.
Мусульмане ели мясо домашних ослов жителей Хайбара. Тогда Пророк запретил людям совершать некоторые дела, в том числе и это.
Мне рассказал Абдаллах ибн Амр ибн Дамра со слов Абдаллаха ибн Абу Сулайта, со слов своего отца, который говорил: «К нам поступил запрет Пророка есть мясо домашних ослов, когда мы готовили из него варево в котлах, и мы перевернули котлы вверх дном».
Мне рассказал Абдаллах ибн Абу Нуджайх со слов Макхула, что Пророк запретил им тогда четыре вещи: брать беременных пленниц, есть мясо домашних ослов, есть мясо любого хищного зверя, продавать добычу до ее раздела.
Мне рассказал Салям ибн Киркара со слов Амра ибн Динара, со слов Джабира ибн Абдаллаха — Джабир не участвовал в битве в Хайбаре, что Посланник Аллаха, запретив людям есть мясо ослов, разрешил им есть мясо лошадей.
Мне рассказал Йазид ибн Абу Хабиб со слов Абу Марзука, вольноотпущенника Наджиба, со слов Ханша ас-Санаани, который говорил: «Мы вместе с Рувайфаа ибн Сабитом аль-Ансари завоевывали Магриб. Он занял одно из селений Магриба под названием Джарба и стал перед ними выступать с проповедью, говоря: «О люди! Я вам говорю только то, что слышал сам от Посланника Аллаха, когда он обратился к нам во время битвы в Хайбаре. Посланник Аллаха встал среди нас и сказал: «Не разрешается мужчине, верующему в Аллаха и в Судный день, поливать своей водой чужой росток (то есть трогать беременных пленниц, пока не разрешится от бремени); не разрешается мужчине, верующему в Аллаха и в Судный день, трогать пленницу, пока не подтвердится, что она не беременна; не разрешается мужчине, верующему в Аллаха и в Судный день, продавать добычу, пока не разделена; не разрешается мужчине, верующему в Аллаха и в Судный день, сесть на верховое животное, добытое в бою мусульманами, истощить его, а потом вернуть; не разрешается мужчине, верующему в Аллаха и в Судный день, надеть на себя одежду, добытую мусульманами в бою, испортить ее и вернуть назад».
Рассказал мне Йазид ибн Абдаллах ибн Кусайт, что ему передали рассказ Убады ибн ас-Самита, который говорил: «Пророк запретил нам в Хайбаре продавать или покупать золотой слиток за золотые монеты и слитки серебра — за серебряные монеты. Он сказал: «Покупайте слитки золота за серебряные монеты и слитки серебра — за золотые монеты».
Потом Посланник Аллаха стал захватывать крепости и имущество.
Мне рассказал Абдаллах ибн Абу Бакр: ему некоторые люди из племени Аслам говорили, что Бану Сахм из племени Аслам пришли к Пророку и сказали: «О Посланник Аллаха! Мы устали, но у нас в руках ничего нет». Они и у Пророка ничего не нашли, что бы он мог отдать им. Пророк сказал: «О Боже! Ты знаешь их состояния, что у них нет сил, а у меня нет ничего, чтобы отдать им. Помоги им завладеть самой богатой их крепостью, где много еды и жира». Люди выступили, и Аллах помог им завладеть крепостью ас-Сааба ибн Муаза — самой богатой крепостью в Хайбаре едой и жиром.
Завладев многими крепостями Хайбара, захватив их имущество, Пророк подошел к последним двум крепостям племени Хайбар: аль-Ватиха и ас-Сулалим. Пророк осаждал их в течение десяти с лишним дней.
Ибн Хишам сказал, что боевым кличем сподвижников Пророка в битве за Хайбар было: «О Непобедимый! Бей! Бей!»
Ибн Исхак сказал: «Мне рассказал Абдаллах ибн Сахль со слов Джабира ибн Абдаллаха: «Мархаб аль-Йахуди вышел из крепости, собрав все свое оружие, декламируя стихи:
«Хайбар знает, что я — Мархаб — хорошо вооружен
И испытанный воин —
Раз заколю, а другой — ударю.
Вот львы уже идут озлобленные.
Мой заповедник недоступен —
Кто бы ни приблизился, отступает
Под натиском моей испытанной силы».
Мархаб спрашивал: «Кто выйдет на единоборство?» Ему ответил Кааб ибн Малик стихами:
«Хайбар знает, что я — Кааб,
Увижу беду — смелый, твердый.
Если развязана война, ей последует война.
Со мной острый меч сверкает, как молния.
Мы истопчем вас, и гордый будет унижен.
Будете платить нам подать или захватим
Имущество ваше, и никто нас не упрекнет».
Рассказал мне Абдаллах ибн Сахль со слов Джабира ибн Абдаллаха, который говорил: «Посланник Аллаха спросил: «Кто выйдет против этого?» Отозвался Мухаммад ибн Маслама: «Я, о Посланник Аллаха! Я, ей-богу, не отомщен и озлоблен — вчера убит мой брат». Пророк сказал: «Иди к нему! О Боже, помоги ему!» Когда они подошли друг к другу, между ними оказалось старое дерево, выделяющее клей. Они стали защищаться друг от друга этим деревом. И каждый раз, когда один из них прикрывался деревом, другой вырубал ветки дерева перед собой мечом, стараясь достать своего противника. В конце концов остался один ствол без веток. Тогда Мархаб напал на Мухаммада ибн Масламу и нанес ему удар мечом. Мухаммад прикрылся щитом. Меч Мархаба застрял в щите, и он не смог его вытащить. Тогда Мухаммад ибн Маслама нанес ему удар и убил его.
Потом после Мархаба вышел его брат Йасир, вызывая на поединок. Хишам ибн Урва утверждал, что к Йасиру вышел аз—эубайр ибн аль-Аввам. Его мать Сафийа, дочь Абд аль-Мутта-либа, воскликнула: «Он убьет моего сына, о Посланник Аллаха!» Пророк ответил: «Нет, это твой сын убьет его, с позволения Аллаха!» Аз-Зубайр вышел к нему, и они вступили в схватку. Аз-Зубайр убил Йасира.
Мне рассказал Бурайда ибн Суфьян ибн Фарва аль-Аслами со слов своего отца Суфьяна, со слов Саламы ибн Амра ибн аль-Акваа, который говорил: «Пророк послал Абу Бакра ас-Сиддика со своим знаменем — оно было белым, как передал ибн Хишам — на захват одной из крепостей Хайбара. Он сражался и вернулся не добившись победы и выбившись из сил. Пророк сказал: «Завтра я вручу знамя человеку, который любит Аллаха и Его посланника — Аллах даст ему победу, и он не побежит». Салама рассказывает: «Пророк позвал Али, а у него болели глаза, Пророк поплевал ему в глаза и сказал: «Возьми это знамя и иди с ним пока не победишь!» Али взял знамя и, нагибаясь под его тяжестью, побежал. А мы шли следом за ним, пока он не водрузил знамя в куче камней под крепостью. Его увидел один из евреев из крепостной башни и спросил: «Ты кто?» Он ответил: «Я — Али ибн Абу Талиб». Еврей говорит: «Вы возвысились даже над тем, что было ниспослано Моисею». И Али не отступил, пока Аллах не даровал ему победу.
Передал мне Абдаллах ибн аль-Хасан со слов своих родных, со слов Абу Рафиа, вольноотпущенника Пророка, который рассказывал: «Мы пошли вместе с Али ибн Абу Талибом, когда Пророк послал его со своим знаменем. Когда Али подошел к крепости, к нему вышли ее жители, и он стал с ними сражаться. Один из евреев нанес ему удар и сбил его щит с руки. Тогда Али вырвал дверь крепости и защищался ею: он держал ее, как щит, и сражался, пока не победил. Потом бросил ее, когда в ней отпала необходимость. Семь человек, а я восьмой, пытались перевернуть эту дверь и не смогли».
Передал мне Бурайда ибн Суфьян аль-Аслами со слов некоторых людей Бану Аслама, со слов Абу аль-Йасара Кааба ибн Амра, который рассказывал: «Клянусь Аллахом, мы были вместе с Посланником Аллаха в Хайбаре, когда вечером вернулись овцы одного из евреев, чтобы войти в крепость. А мы держали их в осаде. Пророк спросил: «Кто накормит нас мясом этих овец?» Тогда вызвался я. Пророк посмотрел на меня доброжелательно и воскликнул: «О Боже! Даруй их нам на удовольствие!» Я догнал овец, когда первые из них уже были в крепости. Схватив двух овечек из последних, обхватив их руками, я побежал так быстро, как будто у меня в руках ничего нет, и, прибежав к Пророку, бросил их. Их закололи и съели. Абу аль-Йасар умер последним из сподвижников Пророка. Рассказывая эту историю, он плакал. Потом воскликнул: «Наслаждайтесь мной, клянусь своей жизнью, я — последний живой сподвижник Пророка!»
Когда Пророк захватил аль-Камус, крепость Бану Абу аль-Хукайк, к нему привели Сафийю, дочь Хаваййа ибн Ахтаба вместе с еще одной женщиной. Биляль, доставивший их, проходил вместе с ними мимо убитых евреев. Увидев их, женщина, которая была вместе с Сафийей, громко заголосила, стала бить себя по лицу, сыпать землю на голову. Увидев ее, Пророк воскликнул: «Уберите от меня эту дьяволицу!» Он приказал оставить Сафийю, и она была оставлена за ним. Пророк бросил на нее свой плащ, и мусульмане поняли, что он выбрал ее для себя. Пророк, увидев то, что случилось с той еврейкой, как мне рассказывали, сказал Билялу: «Разве у тебя пропало сострадание, о Биляль, когда ты повел двух женщин мимо их убитых мужчин?!»
Сафийа незадолго до этого видела сон, будучи женой Кинаны ибн ар-Рабиа ибн Абу аль-Хукайка — на ее колени упала луна. Она рассказала этот сон своему суженому. Тот сказал: «Это значит, что ты хочешь правителя Хиджаза Мухаммада!» И ударил ее по лицу так сильно, что оставил под ее гладом синяк. Когда ее привели к Пророку, след от синяка еще сохранился. Пророк спросил ее, от чего этот синяк, и она рассказала ему эту историю.
Ибн Хишам: «Жизнеописание Пророка Мухаммада». Перевод с арабского: Гайнуллин Я. А. Подготовил: www.sawab.ru