Кто те люди, чьи деяния принесут наибольший убыток? Относятся ли к ним грешники?
Вопрос: Я прошу вас растолковать следующий благородные аяты:
قُلْ هَلْ نُنَبِّئُكُمْ بِالْأَخْسَرِينَ أَعْمَالًا . الَّذِينَ ضَلَّ سَعْيُهُمْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَهُمْ يَحْسَبُونَ أَنَّهُمْ يُحْسِنُونَ صُنْعًا . أُولَئِكَ الَّذِينَ كَفَرُوا بِآيَاتِ رَبِّهِمْ وَلِقَائِهِ فَحَبِطَتْ أَعْمَالُهُمْ فَلَا نُقِيمُ لَهُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَزْنًا
«Скажи: „Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? О тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо? Это — те, кто не уверовал в знамения своего Господа и во встречу с Ним. Тщетны будут их деяния, и в День воскресения Мы не отпустим им никакого веса (не придадим им никакого значения; или не поместим на чашу их добрых деяний ни одного праведного поступка)“» (сура «аль-Кахф», аяты 103-105).
Кто те мусульмане, чьи деяния принесут наибольший убыток? Относятся ли к ним те, кто не следует посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и не оставляет бороду? Или это действие не относится к словам Всевышнего Аллаха в этом аяте. Также прошу вас разъяснить мольбу пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за тех, кто сбрил (волосы). Говорится ли в этом хадисе о тех, кто сбрил бороды?
Ответ:
Хвала Аллаху.
Это аяты из суры «аль-Кяхф». Она является мекканской сурой. Эти аяты были ниспосланы о неверующих, поклоняющихся идолам мекканцах. Заблудил их сатана и приукрасил им их деяния. Ведь они считали, что идут прямым путем, и что мусульмане заблуждаются. Как сказал Всевышний Аллах:
وَإِنَّهُمْ لَيَصُدُّونَهُمْ عَنِ السَّبِيلِ وَيَحْسَبُونَ أَنَّهُمْ مُهْتَدُونَ
«Они не будут пускать их на путь Аллаха, а те будут считать, что они следуют прямым путем» (сура «аз-Зухруф», аят 37),
إِنَّهُمُ اتَّخَذُوا الشَّيَاطِينَ أَوْلِيَاءَ مِنْ دُونِ اللَّهِ وَيَحْسَبُونَ أَنَّهُمْ مُهْتَدُونَ
«Они сочли дьяволов своими покровителями и помощниками вместо Аллаха и полагают, что следуют прямым путем» (сура «аль-А‘раф», аят 30),
أُولَئِكَ الَّذِينَ كَفَرُوا بِآيَاتِ رَبِّهِمْ وَلِقَائِهِ
«Это — те, кто не уверовал в знамения своего Господа и во встречу с Ним».
Эти аяты ниспосланы о многобожниках, в чем нет сомнений. Как уже говорилось, эти аяты мекканские. Но это не означает, что они не относятся к другим; смысл и слова этих аятов относятся к христианам и иудеям, к нововведенцам и заблудшим в той мере, на сколько их вероубеждения и деяния далеки от Шариата.
Деяния неверующих, многобожников и вероотступников будут тщетны полностью (полностью будут недействительны).
Что же касается ошибающихся мусульман и нововведенцев среди них, то их деяния не будут тщетны полностью, но недействительны будут те из них, что являлись нововведением и противоречили Шариату.
Ибн Касир, да помилует его Аллах, сказал: «Аль-Бухари передал от Мус‘аба, что он спросил своего отца, то есть Са‘да ибн Аби Ваккаса: „Скажи: „Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток?“ – этот аят от хариджитах?“ Он ответил: „Нет, этот аят об иудеях и христианах. Иудеи признали ложным пророчество Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Что же касается христиан, то они не веруют в Рай. Они говорят, что в Раю не будет ни еды, ни пищи. Хариджиты же нарушили договор Аллаха“. Са‘д называл хариджитов грешниками (нечестивцами).
‘Али ибн Аби Талиб, ад-Даххак и не только один ученый говорили, что это аят о харуритах (то есть хариджитах).
Смысл слов ‘Али, да будет доволен им Аллах, в том, что этот благородный аят относится и к харуритам, так же, как относится к иудеям, христианам и прочим. Не потому, что этот аят был ниспослан о ком-то конкретном, но потому, что этот аят охватывает их всех. Этот мекканский аят идет до аятов, в котором содержится обращение к христианам и иудеям. Он был ниспослан до появления хариджитов, но он относится ко всем, кто поклоняется Аллаху не тем путем, которым Он доволен, считая, что поступает верно, и что его деяние будет принято. Однако он ошибается, а дело его будет отвергнуто. Как сказал Всевышний Аллах:
وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ خَاشِعَةٌ . عَامِلَةٌ نَاصِبَةٌ . تَصْلَى نَارًا حَامِيَةً
„Одни лица в тот день будут унижены, изнурены и утомлены. Они войдут в Огонь жаркий“ (сура „аль-Гашийа“, аяты 2-4),
وَقَدِمْنَا إِلَى مَا عَمِلُوا مِنْ عَمَلٍ فَجَعَلْنَاهُ هَبَاءً مَنْثُورًا
„Мы займемся деяниями, которые они совершили, и обратим их в развеянный прах“(сура „аль-Фуркан“, 23),
وَالَّذِينَ كَفَرُوا أَعْمَالُهُمْ كَسَرَابٍ بِقِيعَةٍ يَحْسَبُهُ الظَّمْآنُ مَاءً حَتَّى إِذَا جَاءَهُ لَمْ يَجِدْهُ شَيْئًا
„А деяния неверующих подобны мареву в пустыне, которое жаждущий принимает за воду. Когда он подходит к нему, то ничего не находит“(сура „ан-Нур“, аят 39).
В аяте сказано: „Не сообщить ли вам о тех…“, то есть, не рассказать ли вам о „тех, чьи деяния принесут наибольший убыток“? После Он разъяснил: „О тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни“, то есть те, кто совершал напрасные деяния: противоречащие Шариату и неприемлемые. „…хотя они думали, что поступают хорошо“, то есть считают, себя правыми, что их дела будут приняты, и что сами они – любимцы Аллаха» (Тафсир Ибн Касир. Т. 5. С. 201-202).
Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал, что вышеупомянутый аят из суры «аль-Гашийа», о котором сказал Ибн Касир, гласит о Судном Дне. Лица неверующих будут униженны, изнурены и утомлены, но не в этом мире. Для подробной информации обратитесь к его труду «Маджму‘-ль-фатауа» (Т. 16. С. 217-220).
Таким образом, стало понятно, что этот аят не относится к человеку, который сбрив свою бороду, ослушался Аллаха. Этот аят относится к тем, кто совершает ошибки в деяниях поклонения. Изначально он касается неверующих, но сюда же, методом сравнения, относятся и нововведенцы.
Во-вторых.
От ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Аллах, помилуй тех, кто бреет (голову)!». Люди сказали: «И тех, кто подстригает (волосы), о посланник Аллаха?». Он снова сказал: «О Аллах, помилуй тех, кто бреет (голову)!». Люди опять сказали: «И тех, кто подстригает (волосы), о посланник Аллаха?». Тогда он сказал: «И тех, кто подстригает (волосы)» (аль-Бухари № 1640, Муслим № 1301).
Этот хадис вообще не относится к Вашему вопросу, как не относится он к бритью или укорачиванию бороды. Этот хадис касается сбривания волос по окончании малого паломничества или большого. Не думаем, что кто-то из мусульман осмелится говорить, что этот хадис о сбривании бороды. Если кто-то действительно так утверждает, то он просто ничего не знает. Ему необходимо разъяснить и велеть не говорить об Аллахе того, чего он не знает. Если же так утверждает тот, кого считают ученым, то его слова, без сомнения, являются издевательством и насмешкой над аятами Аллаха, искажением и извращением слов.
А Аллаху ведомо лучше.
Сайт "Ислам:Вопрос и Ответ" фатва № 177191 http://islamqa.info/en/177191
http://islamqa.info/ar/177191