Борода и длина одежды мужчин
Борода и длина одежды мужчин
Шейкх Ибн Бааз(рахимуаллах) (улема по Фигху,Управляюшии Комитета по фетвам в Саудовскои Аравии)
Борода и длина одежды мужчин
Шейкх Ибн Бааз(рахимуаллах) (улема по Фигху,Управляюшии Комитета по фетвам в Саудовскои Аравии)
Whoever quotes the action of Ibn ‘Umar (may Allaah be pleased with him)to show that he used to cut whatever of his beard was longer than the“handful” during Hajj cannot use this as evidence, because this isijtihaad on the part of Ibn ‘Umar (may Allaah be pleased with him), andproof is to be found in reports (from the Prophet (peace and blessingsof Allaah be upon him)), not from ijtihaad. The scholars (may Allaahhave mercy on them) clearly stated that the reports from the Sahaabahand those who came after them that are proven to be sound are whatconstitute evidence and proof, and they take precedence over anyopinion if it goes against the Sunnah.
Fataawa wa Maqaalaat al-Shaykh Ibn Baaz, 8/370.
"Тот, кто цитирует действие Ибн 'Умара (РаДийаллааху-'анху), чтобыпоказать (предъявить в качестве доказательства), что он имелобыкновение состригать в своей бороде всё, что было длиннее "пригоршни"во время Хаджжа, не может использовать это как свидетельство, потомучто это - иджтихаад со стороны Ибн 'Умара (РаДийаллааху-'анху), адоказательство нужно отыскивать в сообщениях (от Пророка (?алл Аллааху'Алейхи уа Саллям), не из иджтихаада. Учёные (Рахима-хумуллаа) яснозаявили, что сообщения от ?ахааба и тех, кто следовал за ними,достоверность которых доказана, являются тем, что составляетсвидетельство и доказательство, и они имеют приоритет перед любыммнением, если оно идёт против Сунны."
Фатаауа уа Мак'ааляат аль-шейкх Ибн Бааз, 8/370
О длине мужской одежды
"..А что касается мужчин, то у нас пришёл запрет носить мужчине одежду,длинее его щиколоток, какой бы это вид одежды не был. Будь-то этобрюки, будь-то это арабская рубаха, будь это плащ, будь это накидка илинечто подобное. Во-первых,очень важный момент, который путают оченьмногие люди. Кто-то это путает по незнанию, а кто-то путает из-завысокомерия. И заставляет людей сомневаться в этом деле. То, чтоношение одежды ниже щиколоток бывает у нас двух видов: первый вид -когда человек это делает из-за высокомерия, второй вид - если эточеловек делает не из-за высокомерия; просто опускает, и всё. Оба грехаили оба вида являются грехом, однако тот, кто делает это из-завысокомерия, его грех больше чем грех того, кто не делает это из-завысокомерия, то есть в обоих случаях это "кабира мин аль-кабар", тоесть один из больших грехов. Но один больше другого, т.е. как этопонять, может быть два греха,оба большим грехом, но один большедругого. Допустим, человек если совершает прелюбодеяние, с чужимчеловеком, мужчина с чужой женщиной - это является большим грехом. Еслиже человек совершает прелюбодеяние, с одним из близких своих людей, тоесть родственников, то это ещё больший грех, но в любом случае, это обастрашных греха. Точно также ношение одежды ниже щиколоток, оба видаявляются страшным грехом. Во-первых, что касается того, кто носитодежду ниже щиколоток, из-за высокомерия, то пророк, мир ему иблагословение Аллаха, сказал в хадисе, который передал АбдуЛЛах ибнуУмар от пророка, мир ему и благословение Аллаха. Он сказал: "Поистинетот, который опускает свою одежду(то есть тащит за собой) нижещиколоток, из-за высокомерия, Всевышний Аллах не посмотрит на него вСудный День". Этот хадис передали Бухари и Муслим. Я сейчас будучитать вам хадисы, а вы считайте какое количество, потому что некоторыепо своему джахлю(невежеству) думают, что о длине одежды, о запретедлины одежды пришёл всего лишь один хадис, а это хадис Абу Бакра. Нет,огромное количество, десятки и десятки хадисов пришли. Второй хадис,пришёл от Аби Зар, да будет доволен им Аллах, он сказал о том, чтопророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Три человека, и сними Всевышний Аллах не будет говорить в Судный день, и даже непосмотрит на них, и не похвалит их, и им будет мучительное наказание.Первый из них - кто носит свою одежду ниже щиколоток. И второй тотчеловек, который дарит, а потом тебя попрекает (представь, некийчеловек что-то подарил, и ты что-то, например, не поделил в будущем, онговорит: "вот помнишь, я тебе что-то подарил и т.д. , я тебе что-тодал, а ты вот сейчас так так со мной поступаешь" - так нельзя делать).Третий человек, тот человек, который продаёт свой товар через ложнуюклятву". Этот хадис передал имам Муслим, точно также имам Ахмад, иасхабу суннан, то есть Тирмизи, Абу Дауд, Ан-Насаи, ибну Маджа. Вследующем хадисе, пророк, мир ему и благословение Аллаха, хадис от ибнуМасуда, да будет доволен им Аллах, сказал: "Тот, кто опускает свою одежду ниже щиколоток в молитве из-за высокомерия, он не имеет отношение к Аллаху в халяли и хараме". Смыслэтого хадиса, как говорят учёные, то есть он подобен тому, кто в то,что сделал Аллах халялем и в то, что сделал Всевышний Аллах харамом..Это хадис передаёт Абу Дауд. Следующий хадис от Хубайба, да будетдоволен им Аллах, он сказал, что видел Мухаммада ибну Хульба аль-Курашитянет свою одежду (то есть его одежда была ниже щиколоток) и тогдаХубайба посмотрел на него и сказал: "я слышал о том, что пророк, мирему и благословение Аллаха, сказал: "Тот, кто наступает на своюодежду(а человек когда наступает на свою одежду тогда, когда она нижещиколоток!) из-за высокомерия, на него будут наступать в огне Ада".Этот хадис передал имам Ахмад. Точно также пришло от ибну Масуда, дабудет доволен им Аллах, он сказал о том, что пророк, мир ему иблагословение Аллаха, сказал: "Не войдёт в Рай тот, у кого сердце было на вес маленькой букашки высокомерия". Этокасается тех хадисов, о которых учёные говорят, что эти хадисы говорято том, кто носит это из-за высокомерия. А что касается того, кто носитэто не из-за высокомерия, то пришло ещё больше хадисов. Первый хадис, имы сказали, это тоже является большим грехом, он меньше в своейстепени, чем первое положение, но всё равно является большим грехом.Пришёл хадис, от ибну Аббаса, да будет доволен им Аллах, он сказал отом, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Всё, что ниже щиколоток, из одежды, будет в огне". Это хадис передал имам Табарани.
Следующий хадис от ибну Умара, да будет доволен ими Аллах, он сказал отом, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, однажды ему сказал: "О ибну Умар, поистине, любая одежда, которая прикасается к земле, эта часть ноги, то, что ниже щиколоток, будет в огне"А не может быть, чтобы ноги человека были в Аду, а голова его в Раю.Этот хадис передал ибну абдель-Бард, в книге "Тамхид". Точно так же вдругом риваяте пришло, этого же хадиса, "О АбдуЛЛах, подними свойизар(подними свою одежду)". Вот тут уже более толкование этого хадисапришло, он сказал, что "поистине, всё, что прикасается земли, из тойодежды, которая ниже щиколоток, она будет в огне". Точно так же пришлов ривая от АбдуЛЛах ибну Умара, он сказал, что пророк, мир ему иблагословение Аллаха сказал: "То, что находится под щиколотками, будет в огне".Имам ас-Санаани сказал об этом хадисе, сказал об этих хадисах(имамСанаани, великий имам, сохиб "ус-Субуль салям", человек, которыйнаписал "Субуль салям", всеми признанная книга по фикху): "И не в одномиз выше перечисленных хадисов, ибну Умар не спросил пророка, мир ему иблагословение Аллаха, "это когда я буду с высокомерием носить или безвысокомерия?"" Имам Санаани дальше говорит: "Ты знаешь правило изусулуль-фикха: если кто-то не узнаёт о подробности в том месте, когдаподразумевается одна из двух вещей, то этот хадис, или этот контекст,будь он из Кур’ана или Сунны, приобретает общий вид". Понятно да?! Тоесть ибну Умар не спросил является это из-за высокомерия или не из-завысокомерия. Отсюда учёные усулиин, то есть учёные из усуль-фикхсказали, что здесь подразумевалось и то и то. Если ибну Умар неспросил, значит здесь подразумеваются оба вида. Следующий хадис пришёлот Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, он сказал о том, что пророк,мир ему и благословение Аллаха, сказал: "То, что ниже щиколоток из одежды, то будет в огне". Этотхадис передал Бухари, передал АбдуРазак, и передал его имам Ахмад.Следующий хадис передаётся от Айши, да будет доволен ею Аллах. "То, что находится ниже щиколоток, то будет в огне". Этотхадис передали имам Ахмад и имам Бухари в книге "Тарих". Следующийхадис передаётся от Самра ибну Джундуба, смотрите сколько сподвижниковпередают этот хадис, о том, что он сказал то же, что передала Айша, чтопророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "То, что ниже щиколоток, из одежды, будет в огне". Это хадис передал имам Ахмад, имам Насаи, а также имам Бухари в своей книге "Тарих".
Следующий хадис пришёл от Амра ибну Шарит, он сказал о том, что пророк,мир ему и благословение Аллаха,… то есть смотрите, там, просто пророксообщает, сейчас мы будем вам рассказывать те хадисы, в которыхрассказывается о приказе, пророк, мир ему и благословение Аллаха,приказал: Пришло от Амра ибну Шарита, что пророк, мир ему иблагословение Аллаха, увидел человека, у которого была длинная одежда исказал ему: "Подними свою одежду и побойся Аллаха". Видите, приказалему, сказал "подними свою одежду и побойся Аллаха"?!. Этот же человекмог сказать, как в наше время многие люди говорят, "я же не из-завысокомерия это делаю!"?! Нет, он этого не делал, он сразу же поднял. Иты, поставь себя на место этого человека, представь, что тебеприказывает пророк, мир ему и благословение Аллаха, если он тебя увидиттакже, что твоя одежда ниже щиколоток, и прикажет тебе "подними своюодежду и побойся Аллаха", ты ему что скажешь? "Нет, о посланник Аллаха,я не из-за высокомерия это делаю, не буду тебя слушаться" ? Есливы скажите так, либо так сказали, то вспомните хадис пророка, мир ему иблагословение Аллаха, в котором говорится, что однажды пророк, мир емуи благословение Аллаха, увидел одного человека, который кушает левойрукой, и сказал ему: "Кушай правой!". А тот сказал: "Нет, не могу",хоть он и мог, но сказал не могу. Теперь представь, тебе приказываетпророк, мир ему и благословение Аллаха, "подними брюки", ты можешь, носкажешь "нет,.. не могу". Тогда пророк, мир ему и благословение Аллаха,что сказал тому человеку: "ты не сможешь". И он не смог, потому чтопарализовало его правую руку. Поэтому надо подчиняться словампророка, мир ему и благословение Аллаха. В следующем хадисе пришло, отом, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Хороший человек Хурайму-ль Асади, если бы он не носил длинную чёлку, и не делал бы длиной свою одежду". Этотхадис передаёт Ахмад и Абу Дауд. То есть это приказы. Дальше пришёлхадис от Джабира ибну Суляйма, о том, что пророк, мир ему иблагословение Аллаха однажды сказал ему: "Подними свою одежду досередины голени, если же ты этого не хочешь, то до щиколоток. И не вкоем случае не опускай свою одежду ниже щиколоток..." и смотрите, чтосказал пророк, мир ему и благословение Аллаха, "… опускание одежды нижещиколоток - это уже является высокомерие". То есть, есть у человекавысокомерие, или нет, то сам процесс того, что ты опускаешь - это ужеявляется высокомерием, и этого не любит Всевышний Аллах. Этот хадис,передал имам Ахмад, точно так же это хадис передал Мухаммад ибну Насраль-Барвази в своей книге "Таазиму кадри солят", также АбдуРазак ибнуабу Шейба, имам Табарани и другие. Также в следующем хадисе передаётсяот ибну Аббаса, да будет доволен им Аллах, он сказал о том, что пророк,мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Всевышний Аллах не смотрит на того, кто носит одежду ниже щиколоток". Этотхадис передал имам Ахмад, имам Насаи ибну абу Шейба, Хатыб в книге"Тарих-уль Бахдад", абу Нуайм в книге "Хилья". В следующем хадисе отибну Масуда. Ибну Масуд сказал: "Поистине, посланник Аллаха не любилдесять вещей, считал это запретным...", и одна из этих десяти вещейбыла "...длинная одежда...", то есть одежда ниже щиколоток. ШейхУсеймин говорит, что бывают два вида греха в ношении одежды нижещиколоток: "Тот, кто носит свою одежду ниже щиколоток из-за высокомерия- его наказание будет намного больше, хуже, чем того, кто просто носитодежду ниже щиколоток. Так как тот, кто просто носит одежду нижещиколоток, та часть тела, которая ниже щиколоток - будет в огне. А чтокасается того, кто носит одежду ниже щиколоток из-за высокомерия - егонаказание хуже, а это то, что Всевышний Аллах не будет с нимразговаривать, не посмотрит на него в Судный День, не похвалит его иему будет мучительное наказание".("Фатава", 2 том, 924 страница). Апотом, может быть, кто-нибудь скажет халатно, "ну ладно,… подумаешьтам, маленькая часть, один сантиметр будет в Аду". А я вам хочунапомнить хадис, в котором пророк, мир ему и благословение Аллаха,сказал: "Самое лёгкое наказание в Аду будет у того человека, который оденет сандалии из огня…", тоесть обувь из огня. Теперь представьте, только подошва, это то, что подногами, "… и от этого у него будут кипеть мозги и он будет думать, чтоего наказание самое мучительное". Сподвижники описывают, что пророк,мир ему и благословение Аллаха, носил одежду до середины голени. А мысказали, что до середины голени носить одежду является желательным,потому что пророк, мир ему и благословение Аллаха, как пришло в хадисе,сказал Джабиру ибну Суляйму: "Подними свою одежду до середины голени, если же не хочешь, тогда до щиколоток". Значит дозволенно и то и то; точно также это поддерживается хадисом от Хузейфи, да будет доволен им Аллах, который говорит: "Длинаодежды должна быть до середины голени. Если же ты не хочешь, то можнониже. Если же ты и этого не хочешь, то можешь ещё пониже. Недозволенно,чтобы щиколотки были скрыты под одеждой". И поэтому учёные говорят, что у нас бывают четыре положения:
1) Является сунной, и если человек это делает, то ему за это будет вознаграждение (это если человек носит до середины голени).
2) То, что является дозволенным. А это от середины голени до щиколоток.
3) Является "кабира" (большим грехом). Это если человек носит ниже щиколоток, без высокомерия.
4) Является очень большим грехом. Это когда опускает ниже щиколотокиз-за высокомерия. И поэтому пророк, мир ему и благословение Аллаха, анам в нём хороший пример сказал: "Его (Мухаммада) одежда была длиннойдо середины голени". Это хадис передаёт имам Ахмад и имам Тирмизи вкниге "Шамаиль". Также приходит в хадисе от Аби Джухайфы, он сказал: "Я видел пророка, мир ему и благословение Аллаха, в красной одежде, и я видел блеск его голени". Точно также пришло в хадисе Усмана, да будет доволен им Аллах, он сказал: "Поистине, длина одежды пророка, мир ему и благословение Аллаха, была до середины голени". Ещёхотел отметить то, что много причин тому, что ношение одежды нижещиколоток - является запретным. Во-первых, тот человек, который носитодежду ниже щиколоток, это его приводит к высокомерию. Как мы говорли,в хадисе пророка, мир ему и благословение Аллаха, сказал о том, что «носитьодежду ниже щиколоток, это уже само по себе действие являетсявысокомерием. И ещё, в этом уподобление женщинам. Тот, кто носит одеждуниже щиколоток - уподобляется женщинам. Потому что пророк, мир емуи благословение Аллаха, сказал в хадисе, который передал АбдуЛЛах ибнуУмар: "Тот, кто носит одежду ниже щиколоток из-за высокомерия, Аллах непосмотрит на него в Судный День". Когда Умму Салима спросила: "А чтоделать женщинам, о пророк, со своими хвостами (т.е. тем, что волочитсяпо земле)?" Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Она должнаудлинить это, на длину ладони"То есть ниже щиколотки на ладонь. И тогдаона сказала: "Нога может её открыться!". Тогда пророк, мир ему иблагословение Аллаха, сказал: "Тогда удлини на длину локтя, и большеэтого, не делай". И поэтому тот человек, который носит в наше времяодежду ниже щиколоток, уподобляется женщине. Так как пророк, мир ему иблагословение Аллаха, приказал женщинам носить одежду ниже щиколоток. Вэтом исраф, то есть тот человек, который носит одежду ниже щиколоток -он мусриф. Аллах запретил исраф(излишествовать). И поэтому имам Табарисказал: "Запрещено мужчинам уподобляться в одежде либо в украшении,которое является только женским".
Мы говорим:
1. Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, после словпророка, мир ему и благословение Аллаха, оставил одежду длинной или жеподнял? (как пришло в хадисе: "… я её сразу поднимаю"). Изар - можетбыть многие из вас не знают, что изар(может быть видели в Пакистане, вМалазии одевают) - что-то вроде длинного материала, обвязываетсявокруг. Курайшиты носили изар, а в Медине же, ансары, носили штаны.Когда пророк, мир ему и благословение Аллаха переехал в Медину, началносить штаны). А есть люди в наше время, которые говорят: "вон он АбуБакру сказал". Хорошо, разве Абу Бакр оставил? Нет! Он всё равноподнял.
2. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, далГ«тазкияГ»(похвалил) Абу Бакра, сказав: "поистине, ты это делаешь неиз-за высокомерия". А тебя кто похвалил? Тебе кто сказал, что ты этоделаешь не из-за высокомерия? Если ты скажешь: "ну я же сам себязнаю!", а Абу Бакр сам себя не знал? Ты умнее Абу Бакра чтоли? Абу Бакрбоялся, потому что он слышал слова пророка, мир ему и благословениеАллаха, о том наказании, которое ждёт того, кто совершает этот грех.Поэтому Абу Бакр поднимал.
3. Пришло от Умара, да буде доволен имАллах, о том, что он однажды, будучи раненым от огнепоклонника, то естьпри смерти, увидел одного человека, который носил длинную одежду. Зашёлодин к нему один парень, и начал хвалить Умара, да будет доволен имАллах. И когда Умар увидел на парне длинную одежду, сказал: "О сынмоего брата, подними одежду. Поистине, это будет более богобоязненноперед Господом и чище для твоей одежды"
4. Передаётся от Умараибну аль-Хатаба, о том, что однажды он увидел, что у одного человекаодежду была ниже щиколоток. И он приказал принести ему нож, и поймавэтого человека, отрезал ему лишнее, чтоб было выше щиколоток. Если быэто было мустахаб(дозволенно), разве было бы дозволенно Умару портитьчужое имущество?! Нет, никак не позволено. Поэтому это являетсяваджибом.
5. Пришло в хадисе от Абд-уль Азиза ибну-ль-Джамильаль-Ансари. Он сказал, что однажды Умар ибну аль-Хатаб немного позжевышел в йоумаль-джумаа, на нём была рубаха, которая стоила 4 дерхама, иего одежда была не длиннее половины голени.
6. Передаётся от Усмана ибну Аффана, да будет доволен им Аллах, о том, его одежда была до середины голени.
7. Передаётся от Али ибну Абу Талиба, то есть его описание, о том, что он одевал одежду, длина которой была середина голени.
8. Пришло от Джармуза аль-Маради. Он сказал: "Я видел Али, да будетдоволен им Аллах, выходил из своего дома, и на нём была одежда досередины голени".
9. Передаётся от Абу Искаха, да смилуется надним Аллах, который сказал: "Я видел сподвижников пророка, мир ему иблагословение Аллаха. Длина их одежды была до середины голени". И онперечислил сподвижников: Усама ибну Зейд, АбдуЛЛах ибну Умар, Зейд ибнуАркам, аль-Бараи ибну Азиб, да будет доволен ими Аллах. Этот хадиспередал ибну Абу Щейба, имам Табари, Абу Нуайн.
10. Передаётся отДжувайрии, ученик ибну Аббаса. Он сказал: "Я видел, что АбдуЛЛах ибнуАббас надевал одежду до середины голени".
11. Пришло от Анаса, дабудет доволен им Аллах, который сказал: "Длина одежды должна быть досередины голени, или же до щиколоток. И нету добра в том, кто носитниже этого".
12. Передаётся от Салмана ибну аль-Фарси, о том, чтоон носил короткую одежду, и его голени были длинными (то есть голенибыло видно).
13. Пришло от АбдуЛЛах ибну Муслима, брата имамааз-Зухри, он сказал, что видел ибну Умара, одежда на нём была досередины голени.
14. Пришло от АбдуЛЛах ибну Хабишь, который также сказал, что одежда АбдуЛЛы ибну Умара была до середины голени.
15. Также пришло о том, что Джубайр Абу Суляйман однажды сидел сАбдуЛЛах ибну Умаром, и рядом с ними прошёл молодой парень. Одеждапарня была ниже щиколоток. Тогда ибну Умар сказал: "О парень, идисюда". Тот подошёл к нему и сказал: "Что ты хочешь, о Абу АбдуРахман?".Он ответил: "Горе тебе. Разве ты любишь, чтоб Всевышний Аллах посмотрелна тебя в День Суда?". Парень ответил: "СубханАллах,… почему же мне этоне любить?!". Тогда ибну Умар ему сказал: "Я слышал, что пророк, мирему и благословение Аллаха, сказал, что "Всевышний Аллах не посмотритна раба в Судный День, который носит одежду ниже щиколоток, из-завысокомерия"". И передатчик этого хадиса рассказывает, что "после этогослучая, я всегда видел этого парня с подобранной одеждой".
16.Передаётся от Абу Салима, да будет доволен им Аллах, что он однажды шёлс Абу Хурайрой, рядом с парнем курайшитом. Одежда этого курайшита быланиже щиколоток. И Абу Хурайра ему сказал: "О сын моего брата, я слышал,что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Тот, ктоносит свою одежду ниже щиколоток из-за высокомерия, на того ВсевышнийАллах не посмотрит в Судный День". То есть вы видите?! Ни АбдуЛЛАх ибнуУмар, ни Абу Хурайра не выясняли, носит из-за высокомерия, или нет.Если видели, что он так делает, то сразу ему рассказывали эти хадисы.
17. Пришло от Хубайба ибну Мухафаля, сподвижника пророка, мир ему иблагословение Аллаха, о том, что он увидел Мухаммада ибну Ульбааль-Курайши, носит одежду ниже щиколоток. Посмотрев на него, Хубайбсказал: "Тот, кто наступает на свою одежду из-за высокомерия (т.е. еслиодежда ниже щиколоток), то на него будут наступать в Огне"
18.Пришло от Абу Хайсама Зухайра ибну Муавия, который сказал: "Я слышал,что Исхак Сибии, который говорил: "Я встречал сподвижников пророка, мирему и благословение Аллаха, и длинна их одежды была до серединыголени".
19. Ещё пришло от Тауса, ученик ибну Аббаса, который сказал: "Длинна одежды должна быть выше щиколоток".20.Пришло от Икрима, табиин. Его описание: "У него была белая борода; нанём была белая имама, подвязанная под шею; и его одежда была дощиколоток".
21. Так же пришло от Хусейна ибну Али, о том, что "Маймун поднимал свою одежду до середины голени". 22.Пришло от имама Иджли(?) . Он рассказывал о том, что видел Амаша,который пришёл в короткой одежде, и длина его одежды была до серединыголени. Это вам хадисы пророка, мир ему и благословение Аллаха. Это ещёи слова сподвижников, табиинов. Неужели после этого имам какой-нибудьмечети, как в наше время, в своих длинных брюках, скажет, что это необязательно?! Или скажет, что это бидаа."
из лекции Абумухаммада о длине изара и брюк.