Среди людей есть такой, чьи речи восхищают тебя в мирской жизни.
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
204. Среди людей есть такой, чьи речивосхищают тебя в мирской жизни. Он призывает Аллаха засвидетельствоватьто, что у него в душе, хотя сам является непримиримым спорщиком.
После повеления часто поминать Аллаха,особенно, в отведенные для этого часы и знаменательные дни, благодарячему человек обретает добро и благо, Всевышний Аллах сообщил о людях,которые обратились в ислам на словах, но не подтверждают этого на деле.Их слова расходятся с делами, а ведь слово может и возвысить человека,и унизить его.
Когда такой человек начинает говорить,он завораживает собеседников своими речами, и людям кажется, что егослова действительно являются правильными и полезными. Для большейубедительности он заявляет, что Аллаху прекрасно известно о том, чтоего истинные воззрения не расходятся с его словами, однако он являетсялжецом, потому что его слова расходятся с его делами. Если бы онговорил правду, то его слова совпадали бы с его поступками, ведь именноэтим качеством выделяются правоверные, которые далеки от лицемерия.Именно поэтому далее Аллах назвал такого человека заядлым спорщиком.Если он вступает в спор или дискуссию, то фанатично отстаивает своивоззрения, не желает примириться с истиной и демонстрирует свои дурныекачества, несовместимые с нравственным обликом правоверных, которыевсегда отличаются простотой, покорностью истине и великодушием.
205. Когда он уходит, то начинаетраспространять нечестие на земле, уничтожать посевы и губить потомство.Но ведь Аллах не любит нечестия.
Он обольщает правоверных своимприсутствием, но стоит ему расстаться с ними, как он начинает совершатьгрехи, тем самым распространяя на земле нечестие. Его грехи приводят ктому, что посевы, урожаи и домашняя скотина гибнут и перестаютприносить людям былую пользу. Аллах не любит нечестия и самым неистовымобразом ненавидит рабов, которые распространяют на земле нечестие, даже если они произносят прекрасные речи.
Этот аят свидетельствует о том, что пословам человека нельзя судить о его правдивости или лживости,праведности или непорядочности, пока он не подтверждает свои словадеяниями. Из него также следует, что судьи должны обращать внимание надеяния свидетелей, поскольку отличить правдивого человека от лжецаможно только благодаря их деяниям. Также следует обращать внимание наих поведение и прочие детали, не обольщаясь их безосновательнымиутверждениями и самовосхвалением.
206. Когда ему говорят: «Побойся Аллаха», гордыня подталкивает его на грех. Довольно с него Геенны! Как же скверно это ложе!
Всевышний сообщил о том, что грешник,который распространяет на земле нечестие, нарушая веления Аллаха,надменно отворачивается, когда его призывают исповедоватьбогобоязненность. Он не только продолжает ослушаться Аллаха, но ипроявляет высокомерие перед искренними доброжелателями. Довольно с негогеенны, которая станет обителью для каждого грешника и гордеца! Как жескверно это место, в котором царят вечное наказание, бесконечный ужас ибеспредельная печаль. Участь грешников не будет облегчена, и онипотеряют надежду на вознаграждение. Таким будет воздаяние засовершенные ими преступления. Упаси нас Аллах от такой судьбы!