«Воистину, те, которые присягают в верности тебе, присягают в верности Аллаху. Рука Аллаха – над их руками»
Высказывание Всевышнего «Воистину, те, которые присягают в верности тебе, присягают в верности Аллаху. Рука Аллаха – над их руками»[i]
Ответ:
Это откровение состоит из двух предложений. Первым предложением является высказывание Всевышнего «Воистину, те, которые присягают в верности тебе, присягают в верности Аллаху».[ii] Ранние мусульманские богословы из числа приверженцев Сунны признавали очевидный смысл этого аята, который заключается в том, что сподвижники, да будет доволен ими Аллах, приносили присягу Пророку, мир ему и благословение Аллаха. Всевышний сказал: «Аллах остался доволен верующими, когда они присягнули тебе под деревом».[iii]
Высказывание о том, что они присягали в верности Аллаху, совершенно не означает того, что они приносили присягу Самому Аллаху. Это не противоречит очевидному смыслу откровения, потому что утверждение обратного противоречит первой части предложения и действительности. Более того, подобное невозможно в отношении Всевышнего Аллаха.
Всевышний назвал присягу Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, присягой Самому Аллаху, потому что он был Его посланником. Во время этой присяги сподвижники поклялись перед посланником Аллаха сражаться на пути Всевышнего Аллаха. Пророк был отправлен Аллахом и проповедовал от Его имени, и поэтому эта присяга была равносильна присяге Самому Аллаху. То же самое можно сказать о повиновении посланнику Аллаха, которое равносильно повиновению Тому, кто отправил к людям Своего посланника, и поэтому Всевышний сказал: «Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху».[iv]
Кроме того, приравнивая присягу Посланнику к присяге Самому Аллаху, Всевышний Аллах подчеркнул величие Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, подтвердил его правдивость, провозгласил правомочность и важность этой присяги и прославил тех, кто в тот день присягнул на верность Аллаху. Эта истина бесспорна и очевидна для каждого.
Вторым предложением в этом откровении является высказывание Всевышнего «Рука Аллаха – над их руками».[v] Очевидный смысл этого аята также является истинным и правильным, потому что рука Всевышнего Аллаха действительно находилась над руками приносящих присягу сподвижников. Рука является качеством Аллаха, чья божественная сущность находится над Троном, и поэтому Рука Аллаха действительно была над их руками. Таков очевидный и подлинный смысл этого откровения, который подчеркивает справедливость утверждения о том, что присяга Пророку, мир ему и благословение Аллаха, была равносильна присяге Великому и Могучему Аллаху. Это абсолютно не означает того, что Рука Великого и Могучего Аллаха непосредственно соприкасалась с руками сподвижников. Мы говорим, что небеса находятся над нами, хотя в действительности огромное расстояние отделяет нас от небес. То же самое можно сказать о руке Великого и Могучего Аллаха, которая находилась над руками сподвижников, которые присягали на верность посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в то время как Сам Всевышний находился на небесах, далеко от Своих творений.
Никто не имеет оснований утверждать, что под рукой Аллаха в этом аяте подразумевалась рука Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Некоторые люди считают, что именно это является очевидным смыслом этого аята, потому что Аллах сказал, что именно Его рука находилась над руками сподвижников. Однако во время присяги рука Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в действительности не находилась над руками сподвижников. Он протягивал руку своим сподвижникам, и они пожимали ее, как это делают люди во время рукопожатия. Это значит, что его рука находилась не над их руками, а в их руках.
[i] Сура “аль-Фатх” (“Победа”), аят 10.
[ii] Сура “аль-Фатх” (“Победа”), аят 10.
[iii] Сура “аль-Фатх” (“Победа”), аят 18.
[iv] Сура “ан-Ниса” (“Женщины”), аят 80.
[v] Сура “аль-Фатх” (“Победа”), аят 10.
Мухаммад Салих аль-Усаймин
Идеальные правила к прекрасным Именам и Атрибутам Аллаха